СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Христианские добродетели в Блокадном Ленинграде»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Христианские добродетели в Блокадном Ленинграде»»









Технологическая карта внеклассного мероприятия

«Христианские добродетели в Блокадном Ленинграде»












Подготовил Тарасевич С.С.
учитель истории
МБОУ «Растегаевская ОШ»




















Хиславичи

2021

Цель: рассмотреть христианские добродетели в поступках людей Блокадного Ленинграда.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- Привлечь внимание к истории нашей Родины.

- Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

- Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны

- дать учащимся конкретное представление о жизни блокадного Ленинграда, но не только его ужасы и страдания, но и как факт проявления лучших человеческих качеств, христианских добродетелей;

- попытаться пробудить чувство сопереживания, ответственности перед нашей историей;

- мотивировать учащихся на самостоятельный поиск и изучение истории Родины не только в процессе изучения по школьной программе, но и в неучебное время;

- привить понимание необходимости сохранять историческую память неизменной и правдивой;

Предполагаемый результат:

- повышение интереса к истории Родины, Великой Отечественной войны;

-воспитание лучших человеческих качеств, христианских добродетелей;

- расширение кругозора учащихся;

Ключевые вопросы: что помогло людям пережить страшное время блокады? Почему человек остается человеком даже в тяжелые времена?

Форма проведения занятия – групповая. В случае, если класс небольшой, деление на группы нежелательно. Каждый работает индивидуально. Если класс большой, то лучше поделить на команды, которые будут соревноваться в быстроте выполнения заданий.

Методы воспитания - беседа, метод игры

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, ребусы, «найди слово», шифр.

Рекомендации:

Рекомендуется внимательно изучить материал, потренироваться в использовании презентации перед занятием, чтобы не было проблем во время урока.

Не забыть поместить в одну папку с презентацией 3 аудиозаписи, иначе не получиться воспроизвести материал.

Материал, содержащийся в презентации и приложениях доступен для разных возрастных групп учащихся. Рекомендуемые классы для проведения мероприятия с 6 по 8.


Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Приветствие учащихся. Небольшой расспрос учащихся о том, что они знают о дате 27 января 1944 года.

Выяснить предположения учащихся о теме нашего урока.

Приветствие учителя.

Ответы учащихся

Коммуникативные

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Слайд 2

Чтение текста, мотивирование учащихся на высказывание идей

Слайд 3


Учитель корректирует ответы и выводит слайд 1

Высказываю идеи



Формулирование предположения о теме урока.


Личностные,

Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)

3

Постановка учебных задач

Учитель спрашивает учащихся, какие задачи мы будем преследовать?

Учащиеся высказывают предположения

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные

5

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. Разминка

Учитель выводит слайд 4 презентации. Предлагает начать работать, выбрав раздел Разминка.

Алгоритм использования презентации: после нажатия на Разминка, появляется слайд с вопросом, учащимся необходимо высказать свое мнение, тот вариант, что звучал чаще, выбирается путем нажатия.

После этого появляется правильный ответ( в любом случае появиться правильный ответ, даже если изначально выбрали неверный). Особенности появления правильного ответа: если в начале появляется синий экран с надписью вверху, то необходимо нажать на кнопку мыши еще раз, тогда появиться изображение; если появляется сразу изображение, то больше ничего нажимать не надо.

После появления правильного ответа, необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу. После нажатия на нее появляется следующий вопрос. ( в случае нарушения последовательности нарушится порядок воспроизведения материала!).

Важно: при появлении картинок-ответов на 4,5,6 вопросы (метроном, дневник Тани Савичевой, 7 симфония Шостаковича), необходимо нажать на картинку, после чего подождать, когда заиграет аудиозапись (стук метронома, дневник, и отрывок 7 симфонии) по желанию учителя можно прослушать как часть, так и целую запись. Время записей: 1, 5.45(после чего пойдет дневник Коли Васильева), 7,32.

Предлагается при прослушивании детям закрыть глаза и представить. Спросить, что они почувствовали, увидели.

После просмотра ответа на последний вопрос и нажатия стрелки, появиться вновь слайд 4, с выбором этапа. Выбираем Основную часть.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют предложенное учителем.

Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)

6

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. Основная часть.

После нажатия появляется слайд с вопросом.

В случае успешного ответа, учитель переключает слайд простым щелчком.

Появляется слайд с Христианскими добродетелями, но они спрятаны в заданиях.

Детям предлагается выбрать задание.

Алгоритм действия. Рассмотрим его с выбором заданий по порядку.

Нажимаем 1Кроссворд. Появляются клетки кроссворда. В нижнем левом углу строка вопросы – при нажатии на нее появятся вопросы. На этой странице ни нажатии на кроссворд в правом нижнем углу появятся клетки кроссворда. Рекомендуется распечатать приложение 1 и 2, раздать учащимся, пригласить к доске одного учащегося, который на интерактивной доске будет писать ответы. Вопросы ему лучше распечатать тоже, чтобы не запутаться. После того, как все закончат, в том числе и ученик у доски, нажать Ответы. Появятся правильные ответы с цифрами для ключевого слова. Выписываем, запоминаем буквы. Жмем Ключевое слово. Появляется слайд, куда необходимо вписать буквы. Если нажать справа Ответы, то вернемся к заполненному кроссворду, если нажать Правильный Ответ, то выплывет ответ. Жмем О чем идет речь. 2 слайда
далее рассказ учителя о ученых приложение 4. в случае, если это задание НЕ последнее, то выбираем К выбору задания, если задание ПОСЛЕДНЕЕ, то выбираем МЕНЮ.


Теперь выбираем задание 2Ребусы. Появиться первый ребус. Учащимся раздать приложение 5, после предложенного ответа – нажать Ответ – О чем идет речь – фотография, рассказ учителя приложение 6, потом жмем Далее

2 ребус, ответ учащихся, жмем ДалееО чем идет речь – фотография, рассказ учителя, приложение 7в случае, если это задание НЕ последнее, то выбираем К выбору задания, если задание ПОСЛЕДНЕЕ, то выбираем МЕНЮ.


жмем 3Найди слово.

Появиться набор букв, среди которых надо Найди слова. Раздаем учащимся приложение 8, одного вызываем к интерактивной доске, чтобы он вычеркивал слова у доски.

Если задание окажется слишком трудным, делаем подсказку, что там спрятаны имена, если и это не поможет, щелкаем мышью и на следующем слайде появятся искомые Имена. После этого продолжаем поиск.

После жмем еще раз и появляется фотография, всего 6 слайдов, последний с детьми в противогазе, все это время учитель читаем материалы приложения 9. на слайде с детьми в противогазе. в случае, если это задание НЕ последнее, то выбираем К выбору задания, если задание ПОСЛЕДНЕЕ, то выбираем МЕНЮ.


Выбираем 4Шифр. После чего высвечивается набор цифр. Напечатать и раздать приложение 10 учащимся.

В случае затруднения подсказать, чтобы обратили внимание на то, как расположены буквы в алфавите.

После отгадывания ответа, жмем на слайд, появляется зашифрованное предложение. Жмем еще, 2 слайда, учитель читаем приложение 11. в случае, если это задание НЕ последнее, то выбираем К выбору задания, если задание ПОСЛЕДНЕЕ, то выбираем МЕНЮ.


Учащиеся отвечают, высказывают предположения. Если кто-то запомнил первый слайд, то будет фраза про Христианские добродетели.


Учащиеся выбирают задание и начинают работу.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .


Рефлексия деятельности

После нажатия МЕНЮ, на слайде выбираем Заключительная часть.

Появляется слайд с 2 вопросами, которые появляются по щелчку. Жмем и учащиеся отвечают на 1 вопрос. после их ответа, жмем еще раз, появляется 2 вопрос. просим учащихся воспользоваться тремя цветами для выражения своего отношения к уроку. Приложение 12. Красный – не понравилось, желтый – средне, зеленый – понравилось. Для этого надо будет распечатать это приложение и раздать.


Учитель подводит итоги урока.

Конец урока.

Учащиеся высказывают свое мнение. Показывают цвета-отношение к уроку.

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)






Приложение 1. Кроссворд

 

9

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 9

 

 

 

 

 

 5

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 11

 

 

 

 

 

 

 

 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






















Приложение 2. Вопросы к кроссворду




  1. Этот князь получил свое прозвище после битвы, которая состоялась на реке, что протекает через Санкт-Петербург

  2. Название реки, что протекает через Санкт-Петербург

  3. Самый большой собор города

  4. Страна, откуда привезли сфинксов

  5. Последний император России

  6. Первый музей города и страны

  7. Основатель города

  8. Самое холодное время года

  9. Аэропорт Санкт-Петербурга

  10. Дом из бревен































Приложение 3. Ответы на кроссворд, ключевое слово

 

9

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

и

 

7

 

 

 

л

 

5

 

 

 

м

 

п

 

 

6

к

у

н

с

т

к

а

м

е

р

а

 

о

 

и

 

 

 

 

 

т

 

 

 

в

 

к

 

 

 

 

 

р

 

10

 

о

 

о

 

 

 

3

 

 

 

д

 

 

 

л

 

4

 

и

 

2

 

е

 

 

1

а

л

е

к

с

а

н

д

р

 

 

 

й

 

г

 

а

 

е

 

е

 

 

 

 

 

и

 

к

 

в

 

в

 

 

 

 

 

п

 

и

 

а

 

я

 

 

 

 

 

е

 

е

 

 

 

н

 

 

 

 

 

т

 

в

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

 




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11







ж

























Приложение 4. Вавиловский институт

В голодные годы блокады в самом центре Ленинграда, на Большой Морской, хранились тонны картофеля и десятки тонн зерна – целый склад продовольствия, а для науки бесценная Вавиловская коллекция. Она осталась нетронутой до конца войны благодаря подвигу ученых института растениеводства, сообщает корреспондент «МИР 24» Родион Ковалев.

По личным делам тех, кто работал в институте растениеводства в дни блокады, можно понять, какими они были. Например, Александр Щукин, хранитель масличных культур.

«В ВИРе работает с 1938 года. По существу, техническим работником. Научно работать не может. В работе крайне медлителен. В ущерб делу. Крайне аккуратен. Больше подходит к архивной или канцелярской работе», – читает заведующая архивом института Элеонора Мясоедова.

Обычный ленинградец. Родителей потерял во время революции, жил в коммуналке, заботился о сестре. Из-за перенесенного в детстве туберкулеза имел слабое здоровье. Может, и не стал бы великим ученым. Однако о его подвиге рассказывают до сих пор.

Александр Щукин скончался от истощения прямо за рабочим столом. Когда коллеги обнаружили тело, в руке у него был зажат пакетик с миндалем. Умирая от голода, он сортировал семена – готовил копию коллекции, чтобы самолетом вывезти из замерзающего осажденного города.

Зимой 1941 года в институте от голода каждую неделю умирали три-четыре сотрудника. А ведь суп из горсти семян мог спасти им жизнь.

«ВИРовцы понимали, что наша коллекция – это очень ценный материал. Это мировой генофонд лучших сортов. Они понимали, что это великая ценность для всего человечества», – говорит заведующая отделом зернобобовых культур института растениеводства имени Вавилова Маргарита Вишнякова.

Чтобы сохранить семена, ученые были вынуждены поддерживать температуру в помещениях хотя бы на нуле, топить самодельные печи. А за окном до минус 40 градусов. Еще одной проблемой стали полчища крыс. Их не останавливали ни запертые двери, ни металлические короба.

Умные животные нашли другой способ: они карабкались вверх на стеллажи и попросту сбрасывали контейнеры вниз. Крышки слетали – доступ к еде был открыт. Тогда ученые начали связывать контейнеры вместе по четыре. Таких коробок в институте было больше 100 тысяч.

До снятия блокады не дожили только теплолюбивые культуры – бананы, корица, инжир. Зато в целости остался, например, весь картофель – 1,2 тысячи образцов. Две трети семян, которые хранятся в институте сегодня, — потомки тех, переживших блокаду. По оценке ООН, стоимость коллекции составляет порядка восьми триллионов долларов.


Приложение 5. ребусы















Приложение 6. Милосердие


Моя бабушка всегда говорила, что тяжёлую блокаду и голод и я моя мама, а я её дочь, пережила только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, мы с дочерью умерли бы с голоду как многие другие.

Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку. А из крыски получался неплохой гуляш.

При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.

Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели.

Голод был страшный. Васька был голодный как все и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами и сил у него было недостаточно, что бы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.

Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом после войны бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая – кормилец ты наш.

Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, что бы, могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом.
















Приложение 7. доброта

Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц в истории города. Суровая зима 1941-42-х гг. довершила то, что было начато силами беспощадного противника. Тяжело было всем, жители гибли от голода и холода, казалось, помощи ждать неоткуда. Однако даже в те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка.



























































Приложение 8. найди слово




Найди слова




Р

С

А

Ч

Ы

Э

Э

У

З

Ц

К

И

Е

Ф

Ж

Г

Ё

Ь

Г

Г

Ц

Ё

Н

В

З

Л

Ш

З

Ю

Ф

О

З

Й

Ц

Л

Ь

З

Г

Ц

Ё

Ц

Ю

Н

Ъ

Б

Е

Ж

Б

Ц

О

Д

Э

Й

З

А

А

Н

Г

М

И

Ё

Л

А

З

Ы

О

Н

Ь

Р

Е

С

Ъ

Б

Щ

Я

Ч

Я

Х

А

Х

Ъ

Ч

Э

Э

О

Н

А

Л

В

Л

Ц

К

М

Ч

Ш

П

А

Я

Р

Ъ

И

Ы

Ч

Щ

Я

О

Т

И

Ц

Б

Г

Х

Ш

Г

Л

С

Н

Я

Г

Д

Л

Э

Т

В

Ч

Р

А

Я

Я

Н

К

Л

Ё

Г

Ъ

В

Ё

Г

А

Щ

П

Э

Р

И

И

А

Л

Э

Ы

Я

Ю

Э

Х

Ц

А

Е

В

А

Р

Е

Я

Ё

Р

К

Ъ

Щ

Ь

И

Ъ

Ш

Ч

Ж

Е

Э

К

Т

В

Н

И

К

Е

Д

Н

Т

Ь

У

Я

К

М

Э

И

Ж

Ъ

Ж

Д

А

Т

А

Т

А

Л

Ю

Е

О

Ф

Д

Д

Ь

Х

Б

Ф

Ю

Ю

Н

Х

Ё

У

С

А

Р

И

У

Р

Р

Ц

Ч

Я

С

М

А

Р

И

Н

А

К

К

Я

Т

З

И

З

У

Ё

И

Е

Ь

Й

Н

А

Д

Е

Ж

Д

А

Ш

Ы

П

А

Н

Н

А

Ю

У

Я

И

У

Х

Ю

С

Ф

Л

З

Ы

А

Ь

Л

Ц

С

У

А

В

К

И

Ю

Ц

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

А

З

О

И

Ж

К

Е

Н

М

Ё

Ш

Е

А

З

Т

Я

Ъ

Ъ

Т

Т

Ы

Е

Л

Я

Ж

Ж

Т

М

Б

Ж

И

М

Ю

Ъ

Ш

Ж

Ь

О

В

Е

Р

А

Ь

П

Г

Ы

А

Ю

П

А

Ц

Х

Б

Я

Л

Ю

Б

О

В

Ь

И

А

Г

Ъ

Е

Т

О

А

Ш

Х

Ж

Е

Ц

О

О

Д

М

К

Э

Ф

Ж

М

А

Д

Й

Ж

В

Ы

З

Щ

П

И

Ш

Ш

Й

Х

Ю

Э

Д

Ю

Х

Щ

Е

Ь

Р

У























Приложение 9. Вера, надежда, любовь



Какие добрые, радостные лица, если бы они не верили и не надеялись, было бы такое возможно?

Зачем укрывать памятники, если их не любишь, не надеешься, что они кому-то еще пригодятся?

И каждый раз смотря в небо, разве не надежда была в глазах? А вдруг не будет бомбежки, или же это все таки НАШИ?

Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся театр имени В.Ф. Комиссаржевской. Он появился в самое страшное время, когда сотни людей ежедневно умирали у себя дома и на улицах – от голода и холода. Первый спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова «Русские люди» о мужестве советских разведчиков. Артисты, которые играли на сцене, сами были истощены и обессилены, но зрителю это было не видно: актеры старались, как никогда, чтобы ленинградцы хоть на пару часов забыли о своем горе. До сих пор некоторые пенсионеры называют театр имени Комиссаржевской Блокадным.

Первая блокадная зима стала самой тяжелой для ленинградцев. Но она не сломила дух жителей Северной столицы. Уже весной, 31 мая 1942 года, в городе прошел первый футбольных матч – между «Динамо» и командой Ленинградского металлического завода. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Несмотря на трудности, матч был доигран до финального свистка. Футболисты, которые вышли на поле и играли в полную силу, заявили всему городу: «Ленинград жив!».


Ну и конечно любовь к знаниям при любых обстоятельствах













Приложение 10. шифр


8-10-20-6-13-10 2-13-16-12-1-5-15-16-4-16 13-6-15-10-15-4-18-1-5-1 16-20-13-10-25-1-13-10-19-30 3-6-13-10-12-16-5-21-26-10-6-14 10 19-14-10-18-6-15-10-6-14









































Приложение 11.

Нелегко пришлось и бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе с Бэтти в далеком 1911 году. Конечно, ей повезло намного больше, чем ее несчастной подруге: она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи Евдокии Дашиной чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым.

Что делать? Евдокия Ивановна каждый день привозила на саночках из Невы сорокаведерную бочку с водой. Воду грели и поливали ею бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью, исстрачивая до килограмма в день. Вскоре кожа Красавицы зажила, и она смогла с достоинством скрываться под водой во время бомбежек. Дожила она до 1951 года и умерла от старости, не заработав ни одной хронической болезни. «Вот она, блокадная закалка!» — с восхищением говорили впоследствии ветеринары.



























Приложение 12. цвета для рефлексии

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!