Христианский календарь
ПЛАН :
- Летоисчисление «От сотворения мира» и «От Рождества Христова».
- 45 г. Юлианский календарь Созигена и его система.
- Православные христианские праздники, их происхождение.
- Двунадесятые и великие праздники. Памяти великих святых
Летоисчисление «От сотворения мира» и «От Рождества Христова»
Летоисчисление :
-последовательность исторических событий во времени;
-перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Летоисчисление от сотворения мира Календа́рь
- В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры.
- Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" .
- Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I.
Летоисчисление «От Рождества Христова».
- В Западной Европе была принята «эра от Рождества Христова», предложенная в конце VI в. монахом Дионисием Малым . Установив Рождество Христово на 25 декабря 753 г. от основания Рима, он начал с этой даты отсчет новой (христианской) эры и ее первым годом предложил считать 754 г. «римской эры».
- Дату 25 декабря в системе летосчисления от Рождества Христова стали считать и началом нового года.
Появление календаря на Руси
- В Древней Руси до принятия христианства счет времени вели по четырем временам года. Новый год начинался 1 марта.
- В 1492 г.Иван III повелел считать началом года 1 сентября.
- В 1700 г. Петр I перевел Россию на европейское летоисчисление - новый год стал начинаться 1 января, а 7208 г. от сотворения мира стали считать 1700 г. от Рождества Христова.
45 г. Юлианский календарь Созигена и его система
- календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.
- Юлианский календарь реформировал старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.
- В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга». Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.
Юлианский календарь
По юлианскому календарю («по старому стилю») год содержит 365 суток, а каждый четвёртый год – високосный, содержит 366 суток.
Православные христианские праздники, их происхождение
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной .
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Все «подвижные»
число одного и того же месяца .
праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского»
календаря вместе с ней.
Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния).
Главные церковные праздники посвящены Господу Иисусу Христу и Матери Божией. Их двенадцать, и называются они двунадесятыми . А над всеми ними стоит самый торжественный и великий день церковного года – праздник Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней .
Богослужебный год начинается осенью,
1 сентября.
С начала IV века Церковь живет по юлианскому календарю.
Этого календаря и поныне придерживается Русская Православная Церковь.
Праздники церковные – торжественные дни, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых.
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета.
К ним примыкают праздники, получившие свое начало в новозаветное время.
Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года .
Рождество
Пресвятой Богородицы
21 (8) сентября
Праздник, установленный в память о рождении у праведных Иоакима и Анны Пречистой Девы Марии, ставшей Матерью Спасителя мира.
Воздвижение Креста Господня
27 (14) сентября
Праздник установлен в воспоминание обретения Креста Господня матерью императора Константина Великого Еленой и его «воздвижения» патриархом Макарием.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря (21 ноября)
В этот день первосвященник Захария по особенному откровению Божию ввёл Святую Отроковицу во Святая святых, куда входил только сам первосвященник и притом только один раз в год.
Рождество Христово
7 января
(25 декабря)
Праздник, установленный в память о рождении в Вифлееме у Девы Марии Божественного Младенца - Спасителя мира.
Крещение Господне Богоявление
19 (6) января
Праздник посвященный событию Крещения Иисуса Христа в Иордане Предтечей и Крестителем Иоанном. При крещении Господа явилась СвятаяТроица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Сретение Господне
15 (2) февраля
В этот праздник вспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею в храм для посвящения Его Богу.
В храме Младенец был встречен праведным Симеоном Богоприимцем.
Благовещение
Пресвятой Богородицы
7 апреля (25 марта)
Праздник посвящен евангельскому событию явления архангела Гавриила Пречистой Деве Марии, возвестившего Ей Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя мира.
Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресение
За 7 дней до Пасхи праздник отмечается в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его крестных страданий.
Преображение Господне
19 (6) августа
Праздник посвящен евангельскому событию Преображению Иисуса Христа на глазах учеников Петра, Иоанна и Иакова на горе Фавор. Спаситель предстал перед учениками в Божественной славе, рядом с Ним были пророки Моисей и Илия.
Успение
Пресвятой Богородицы
28 (15) августа
Праздник установленный в память об успении, то есть святой кончине Божией Матери.
Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так называемые Великие праздники и Двунадесятые праздники.
Неподвижные (не переходящие) праздники . К ним относятся девять двунадесятых праздников:
- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
- Воздвижение Креста Господня 27сентября
- Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
- Рождество Христово 7 января
- Богоявление, или Крещение Господне 19 января
- Сретение Господне 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
- Преображение Господне 19 августа
- Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
Двунадесятые переходящие праздники:
- Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста
(за неделю до Пасхи).
(на 40-й день после Пасхи).
- День Святой Троицы. Пятидесятница
(на 50-й день после Пасхи).