Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лабинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Хронотипы работоспособности человека»
Разработано
преподавателем Остапенко О.А.
г. Лабинск
«Хронотипы работоспособности человека»
Цель:
сформировать у учащихся знания о сущности понятий «хронотип», «работоспобность»;
развивать уровень информированности о видах хронотипов человека и их связи с самочувствием и здоровьем, активностью;
воспитывать навыки продуктивного распределения времени и решения задач с учетом доминирующего хронотипа, режима дня и активности организма.
Задачи:
- выяснить исходный уровень информированности по тематике;
- научить планировать оптимальный режим дня с учетом выявленного хронотипа и динамики активности организма;
ознакомить учащихся с методикой определения хронотипа работоспособности.
Материалы:
карандаши, памятки, плакаты по теме, опросники.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель:
Часто ли мы задумываемся над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определённое время дня или года и имеют разную суточную динамику интеллектуальной активности и работоспособности? На все эти вопросы легче дать ответ, если учесть, что живые существа обладают «внутренним механизмом» организации физиологических ритмов – хронотипом. Хронотип отражает суточную динамику функциональной активности различных органов и систем организма (время пробуждения и засыпания, работоспособность, 24-часовой ритм артериального давления, легочной вентиляции, секреции гормонов и др.). В зависимости от преимущественной активности человека в то или иное время суток выделяют 3 хронотипа: «жаворонки» - утренний тип; «голуби» - дневной тип (аритмичный тип); «совы» - вечерний тип. В исследовательских целях применяют более детальную градацию — до семи хронотипов. Определенному хронотипу свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие высокую устойчивость к одним факторам и выраженную чувствительность – к другим.
У каждого человека есть свой хронотип - индивидуальные внутренние часы, с которыми не мешает сверять свои планы, чтобы правильно использовать энергетический потенциал организма. Они подскажут, что лучше делать сейчас, а что отложить на потом.
Сегодня на занятии с помощью теста (тест О. Остберга в модификации с. И. Степановой) мы сможем определить свой хронотип и выявить некоторые особенности индивидуальных внутренних ритмов организма. Полученные знания помогут выстроить оптимальный график суточной активности с учетом подъёма и снижения работоспосбности.
Ход работы:
I. Ответьте на вопросы, отметив соответствующие баллы:
Когда бы Вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Время, час. | Баллы |
Зимой | Летом |
5.00-6.45 | 4.00-5.45 | 5 |
6.46-8.15 | 5.46-7.15 | 4 |
8.16-10.45 | 7.16-9.45 | 3 |
10.46-12.00 | 9.46-11.00 | 2 |
12.01-13.00 | 11.01-12.00 | 1 |
2. Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?
Время, час. | Баллы |
Зимой | Летом |
20.00-20.45 | 21.00-21.45 | 5 |
20.46-21.30 | 21.46-22.30 | 4 |
21.31-00.15 | 22.31-01.15 | 3 |
00.16-01.30 | 01.16-02.30 | 2 |
01.31-03.00 | 02.31-04.00 | 1 |
3. Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?
Совершенно нет потребности | 4 |
В отдельных случаях | 3 |
Потребность в будильнике довольно сильная | 2 |
Будильник мне абсолютно необходим | 1 |
4. Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23.00-02.00 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?
Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать | 4 |
Была бы некоторая польза | 3 |
Работа была бы достаточно эффективной | 2 |
Работа была бы высокоэффективной | 1 |
Легко ли Вам вставать утром в обычных условиях?
Очень трудно | 1 |
Довольно трудно | 2 |
Довольно легко | 3 |
Очень легко | 4 |
Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
Очень большая сонливость | 1 |
Есть небольшая сонливость | 2 |
Довольно ясная голова | 3 |
Полная ясность мысли | 4 |
Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Аппетита совершенно нет | 1 |
Аппетит снижен | 2 |
Довольно хороший аппетит | 3 |
Прекрасный аппетит | 4 |
Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?
Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать | 1 |
Была бы некоторая польза | 2 |
Работа была бы достаточно эффективной | 3 |
Работа была бы высокоэффективной | 4 |
Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Очень большая вялость (вплоть до полной разбитости) | 1 |
Небольшая вялость | 2 |
Незначительная бодрость | 3 |
Полная бодрость | 4 |
Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?
Не позже, чем обычно | 4 |
Позже на 1 час и менее | 3 |
На 1-2 часа позже | 2 |
Легко ли Вы засыпаете в обычных условиях?
Очень трудно | 1 |
Довольно трудно | 2 |
Довольно легко | 3 |
Очень легко | 4 |
Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физической культуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1-му часу два раза в неделю. Для Вашего друга лучше всего это делать от 7-ми до 8-ми часов утра. Является ли этот период наилучшим и для Вас?
В это время я бы находился в хорошей форме | 4 |
Я был бы в довольно хорошем состоянии | 3 |
Мне было бы трудно | 2 |
Мне было бы очень трудно | 1 |
Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Время, час. | Баллы |
20.00-21.00 | 5 |
21.01-22.15 | 4 |
22.16-00.45 | 3 |
00.46-2.00 | 2 |
2.01-3.00 | 1 |
При выполнении двухчасовой работы, требующей от Вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предполагаемых периодов Вы бы выбрали для этой работы, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Время, час. | Баллы |
8.00-10.00 | 6 |
11.00-13.00 | 4 |
15.00-17.00 | 2 |
19.00-21.00 | 0 |
Как велика Ваша усталость к 23-м часам?
Очень устаю | 5 |
Заметно устаю | 3 |
Слегка устаю | 2 |
Совершенно не устаю | 0 |
По какой-то причине Вам пришлось лечь спать на не сколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из четырех предлагаемых вариантов Вам больше всего подходит?
Проснусь в обычное время и больше не усну | 4 |
Проснусь в обычное время и буду дремать | 3 |
Проснусь в обычное время и снова засну | 2 |
Проснусь позже, чем обычно | 1 |
Вы должны дежурить ночью с 4-х до 6-ти часов. Следующий день у Вас свободен. Какой из четырех предлагаемых вариантов для Вас наиболее приемлем?
Спать буду только после ночного дежурства | 1 |
Перед дежурством вздремну, а после дежурства лягу спать | 2 |
Перед дежурством хорошо высплюсь, а после дежурства еще подремлю | 3 |
Полностью высплюсь перед дежурством | 4 |
Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какое время Вы выберете для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?
Время, час. | Баллы |
8.00-10.00 | 4 |
11.00-13.00 | 3 |
15.00-17.00 | 2 |
19.00-21.00 | 1 |
Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе два раза в неделю по 1-му часу, лучшее время для него 22-23 час. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для Вас?
Да, я был бы в хорошей форме | 1 |
Пожалуй, я был бы в приемлемой форме | 2 |
Немного поздновато, я был бы в плохой форме | 3 |
Нет, в это время я совсем не мог бы тренироваться | 4 |
В котором часу Вы предпочитали вставать в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по Вашему личному желанию?
Время, час. | Баллы |
5.00-6.45 | 5 |
6.46-7.45 | 4 |
7.46-9.45 | 3 |
9.46-10.45 | 2 |
10.46-12.00 | 1 |
Представьте себе, что Вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим, Вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы), и Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность Вашей работы была бы наивысшей.
Время, час | Баллы |
00.01-5.00 | 1 |
5.01-8.00 | 5 |
8.01-10.00 | 4 |
10.01-16.00 | 3 |
16.01-21.00 | 2 |
21.01-24.00 | 1 |
В какое время суток Вы полностью достигаете «вершины» своей трудовой деятельности?
Время, час. | Баллы |
00.01-4.00 | 1 |
4.01-8.00 | 5 |
8.01-9.00 | 4 |
9.01-14.00 | 3 |
14.01-17.00 | 2 |
17.01-24.00 | 1 |
Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов Вы относите себя?
Четко к утреннему | 6 |
Скорее к утреннему, чем к вечернему | 4 |
Скорее к вечернему, чем к утреннему | 2 |
Четко к вечернему | 0 |
II. Подсчитайте сумму баллов.∑=_______________
III. Оцените полученный результат:
Свыше 92 | – четко выраженный утренний тип; |
77-91 | – слабо выраженный утренний тип; |
58-76 | – аритмичный тип; |
42-57 | – слабо выраженный вечерний тип; |
Ниже 41 | – четко выраженный вечерний тип. |
Утренний и вечерний хронотипы отличаются по характеру деятельности мозга и психическим особенностям. «Совы» менее тревожны, обязательны и ответственны; среди них преобладают люди творческих профессий - музыканты, писатели, журналисты, актеры. У «сов» доминирует правое полушарие головного мозга и преобладает образное мышление. «Жаворонки» более ответственны, исполнительны и тревожны. У них доминирует левое полушарие головного мозга и развито абстрактнологическое мышление. Среди них много преподавателей технических вузов, военных, инженеров, врачей. Важно знать, как хронотип влияет на здоровье человека. У «сов» общие показатели здоровья снижены, часто с детства они более болезненны. «Жаворонки», наоборот, не склонны жаловаться на здоровье, обычно бодры и активны. К 50 годам оказывается, что «совы» меньше подвержены сердечно-сосудистым болезням, атеросклерозу, не склонны к гипертонии и ожирению, однако предрасположены к истощению центральной нервной системы, неврозам, астеническим и депрессивным состояниям, бессоннице. Представители вечернего хронотипа чаще курят и злоупотребляют алкоголем. «Жаворонкам» можно посоветовать не переутомляться физически, держать в разумных рамках исполнительность, ответственность и обязательно проводить профилактику сердечно-сосудистых заболеваний (антиатеросклеротическая диета, борьба с ожирением и др.). Если есть необходимость работать вечером, то «жаворонкам» рекомендуется послеобеденный сон. «Совам» не следует допускать перегрузок нервной системы; необходимо следить за качеством, продолжительностью ночного сна (опасность недосыпания и бессонницы) и избегать употребления психотропных средств, алкоголя и сигарет
IV. Сделайте вывод о присущем Вам суточном хронотипе работоспособности.
Вывод:_____________________________________________________________
Учитель подводит итог:
Конечно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по ритмам, циклам и периодам. Но синхронизация внутренних механизмов и внешней активности в планировании деятельности значительно способствует улучшению качества жизни человека.
Литература
Биологические ритмы – Режим доступа: http:// business-gazeta.ru
Суточные биоритмы и активность органов человеческого организма – Режим доступа: http:// liveinternet.ru
Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /В.М. Смирнов, С.М. Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-325-327с.
Хронотип – Режим доступа: http://studfile.net
Шапошникова В.И. Биоритмы-часы здоровья. - М.: Советский спорт, 1991.-21-25 с.