СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хронотипы работоспособности человека

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

"Хронотипы работоспособности человека"

Просмотр содержимого документа
«Хронотипы работоспособности человека»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края







Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Хронотипы работоспособности человека»







Разработано

преподавателем Остапенко О.А.





г. Лабинск



«Хронотипы работоспособности человека»


Цель: 


сформировать у учащихся знания о сущности понятий «хронотип», «работоспобность»;

развивать уровень информированности о видах хронотипов человека и их связи с самочувствием и здоровьем, активностью;

воспитывать навыки продуктивного распределения времени и решения задач с учетом доминирующего хронотипа, режима дня и активности организма.
Задачи:
- выяснить исходный уровень информированности по тематике;
- научить планировать оптимальный режим дня с учетом выявленного хронотипа и динамики активности организма;

ознакомить учащихся с методикой определения хронотипа работоспособности.

Материалы: 
карандаши, памятки, плакаты по теме, опросники.


Ход занятия

Организационный момент

Учитель:

Часто ли мы задумываемся над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определённое время дня или года и имеют разную суточную динамику интеллектуальной активности и работоспособности? На все эти вопросы легче дать ответ, если учесть, что живые существа обладают «внутренним механизмом» организации физиологических ритмов – хронотипом. Хронотип отражает суточную динамику функциональной активности различных органов и систем организма (время пробуждения и засыпания, работоспособность, 24-часовой ритм артериального давления, легочной вентиляции, секреции гормонов и др.). В зависимости от преимущественной активности человека в то или иное время суток выделяют 3 хронотипа:  «жаворонки» - утренний тип;  «голуби» - дневной тип (аритмичный тип);  «совы» - вечерний тип. В исследовательских целях применяют более детальную градацию — до семи хронотипов. Определенному хронотипу свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие высокую устойчивость к одним факторам и выраженную чувствительность – к другим.

У каждого человека есть свой хронотип - индивидуальные внутренние часы, с которыми не мешает сверять свои планы, чтобы правильно использовать энергетический потенциал организма. Они подскажут, что лучше делать сейчас, а что отложить на потом.

Сегодня на занятии с помощью теста (тест О. Остберга в модификации с. И. Степановой) мы сможем определить свой хронотип и выявить некоторые особенности индивидуальных внутренних ритмов организма. Полученные знания помогут выстроить оптимальный график суточной активности с учетом подъёма и снижения работоспосбности.









Ход работы:

I. Ответьте на вопросы, отметив соответствующие баллы:

  1. Когда бы Вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Время, час.

Баллы

Зимой

Летом

5.00-6.45

4.00-5.45

5

6.46-8.15

5.46-7.15

4

8.16-10.45

7.16-9.45

3

10.46-12.00

9.46-11.00

2

12.01-13.00

11.01-12.00

1

2. Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?

Время, час.

Баллы

Зимой

Летом

20.00-20.45

21.00-21.45

5

20.46-21.30

21.46-22.30

4

21.31-00.15

22.31-01.15

3

00.16-01.30

01.16-02.30

2

01.31-03.00

02.31-04.00

1

3. Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?

Совершенно нет потребности

4

В отдельных случаях

3

Потребность в будильнике довольно сильная

2

Будильник мне абсолютно необходим

1

4. Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23.00-02.00 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?

Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать

4

Была бы некоторая польза

3

Работа была бы достаточно эффективной

2

Работа была бы высокоэффективной

1

  1. Легко ли Вам вставать утром в обычных условиях?

Очень трудно

1

Довольно трудно

2

Довольно легко

3

Очень легко

4





  1. Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Очень большая сонливость

1

Есть небольшая сонливость

2

Довольно ясная голова

3

Полная ясность мысли

4

  1. Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

Аппетита совершенно нет

1

Аппетит снижен

2

Довольно хороший аппетит

3

Прекрасный аппетит

4

  1. Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?

Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать

1

Была бы некоторая польза

2

Работа была бы достаточно эффективной

3

Работа была бы высокоэффективной

4

  1. Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?

Очень большая вялость (вплоть до полной разбитости)

1

Небольшая вялость

2

Незначительная бодрость

3

Полная бодрость

4

  1. Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?

Не позже, чем обычно

4

Позже на 1 час и менее

3

На 1-2 часа позже

2

  1. Легко ли Вы засыпаете в обычных условиях?

Очень трудно

1

Довольно трудно

2

Довольно легко

3

Очень легко

4

  1. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физической культуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1-му часу два раза в неделю. Для Вашего друга лучше всего это делать от 7-ми до 8-ми часов утра. Является ли этот период наилучшим и для Вас?

В это время я бы находился в хорошей форме

4

Я был бы в довольно хорошем состоянии

3

Мне было бы трудно

2

Мне было бы очень трудно

1

  1. Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Время, час.

Баллы

20.00-21.00

5

21.01-22.15

4

22.16-00.45

3

00.46-2.00

2

2.01-3.00

1

  1. При выполнении двухчасовой работы, требующей от Вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предполагаемых периодов Вы бы выбрали для этой работы, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Время, час.

Баллы

8.00-10.00

6

11.00-13.00

4

15.00-17.00

2

19.00-21.00

0

  1. Как велика Ваша усталость к 23-м часам?

Очень устаю

5

Заметно устаю

3

Слегка устаю

2

Совершенно не устаю

0

  1. По какой-то причине Вам пришлось лечь спать на не сколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из четырех предлагаемых вариантов Вам больше всего подходит?

Проснусь в обычное время и больше не усну

4

Проснусь в обычное время и буду дремать

3

Проснусь в обычное время и снова засну

2

Проснусь позже, чем обычно

1

  1. Вы должны дежурить ночью с 4-х до 6-ти часов. Следующий день у Вас свободен. Какой из четырех предлагаемых вариантов для Вас наиболее приемлем?

Спать буду только после ночного дежурства

1

Перед дежурством вздремну, а после дежурства лягу спать

2

Перед дежурством хорошо высплюсь, а после дежурства еще подремлю

3

Полностью высплюсь перед дежурством

4

  1. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какое время Вы выберете для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?

Время, час.

Баллы

8.00-10.00

4

11.00-13.00

3

15.00-17.00

2

19.00-21.00

1

  1. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе два раза в неделю по 1-му часу, лучшее время для него 22-23 час. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для Вас?

Да, я был бы в хорошей форме

1

Пожалуй, я был бы в приемлемой форме

2

Немного поздновато, я был бы в плохой форме

3

Нет, в это время я совсем не мог бы тренироваться

4

  1. В котором часу Вы предпочитали вставать в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по Вашему личному желанию?

Время, час.

Баллы

5.00-6.45

5

6.46-7.45

4

7.46-9.45

3

9.46-10.45

2

10.46-12.00

1

  1. Представьте себе, что Вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим, Вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы), и Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность Вашей работы была бы наивысшей.

Время, час

Баллы

00.01-5.00

1

5.01-8.00

5

8.01-10.00

4

10.01-16.00

3

16.01-21.00

2

21.01-24.00

1

  1. В какое время суток Вы полностью достигаете «вершины» своей трудовой деятельности?

Время, час.

Баллы

00.01-4.00

1

4.01-8.00

5

8.01-9.00

4

9.01-14.00

3

14.01-17.00

2

17.01-24.00

1

  1. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов Вы относите себя?

Четко к утреннему

6

Скорее к утреннему, чем к вечернему

4

Скорее к вечернему, чем к утреннему

2

Четко к вечернему

0

II. Подсчитайте сумму баллов.∑=_______________

III. Оцените полученный результат:

Свыше 92

– четко выраженный утренний тип;

77-91

– слабо выраженный утренний тип;

58-76

– аритмичный тип;

42-57

– слабо выраженный вечерний тип;

Ниже 41

– четко выраженный вечерний тип.

Утренний и вечерний хронотипы отличаются по характеру деятельности мозга и психическим особенностям. «Совы» менее тревожны, обязательны и ответственны; среди них преобладают люди творческих профессий - музыканты, писатели, журналисты, актеры. У «сов» доминирует правое полушарие головного мозга и преобладает образное мышление. «Жаворонки» более ответственны, исполнительны и тревожны. У них доминирует левое полушарие головного мозга и развито абстрактнологическое мышление. Среди них много преподавателей технических вузов, военных, инженеров, врачей. Важно знать, как хронотип влияет на здоровье человека. У «сов» общие показатели здоровья снижены, часто с детства они более болезненны. «Жаворонки», наоборот, не склонны жаловаться на здоровье, обычно бодры и активны. К 50 годам оказывается, что «совы» меньше подвержены сердечно-сосудистым болезням, атеросклерозу, не склонны к гипертонии и ожирению, однако предрасположены к истощению центральной нервной системы, неврозам, астеническим и депрессивным состояниям, бессоннице. Представители вечернего хронотипа чаще курят и злоупотребляют алкоголем. «Жаворонкам» можно посоветовать не переутомляться физически, держать в разумных рамках исполнительность, ответственность и обязательно проводить профилактику сердечно-сосудистых заболеваний (антиатеросклеротическая диета, борьба с ожирением и др.). Если есть необходимость работать вечером, то «жаворонкам» рекомендуется послеобеденный сон. «Совам» не следует допускать перегрузок нервной системы; необходимо следить за качеством, продолжительностью ночного сна (опасность недосыпания и бессонницы) и избегать употребления психотропных средств, алкоголя и сигарет

IV. Сделайте вывод о присущем Вам суточном хронотипе работоспособности.

Вывод:_____________________________________________________________

Учитель подводит итог:

Конечно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по ритмам, циклам и периодам. Но синхронизация внутренних механизмов и внешней активности в планировании деятельности значительно способствует улучшению качества жизни человека.



Литература

  1. Биологические ритмы – Режим доступа: http:// business-gazeta.ru

  2. Суточные биоритмы и активность органов человеческого организма – Режим доступа: http:// liveinternet.ru

  3. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /В.М. Смирнов, С.М. Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-325-327с.

  4. Хронотип – Режим доступа: http://studfile.net

  5. Шапошникова В.И. Биоритмы-часы здоровья.  - М.: Советский спорт, 1991.-21-25 с.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!