СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура России XIX – начала XX в. Фундамент национальной классической музыки. М.И. Глинка

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Художественная культура России XIX – начала XX  в. Фундамент национальной классической музыки. М.И. Глинка" по учебнику МХК под ред. Л.А. Рапацкой.

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура России XIX – начала XX в. Фундамент национальной классической музыки. М.И. Глинка»

Урок 10. Художественная культура России XIX – начала XX в. Фундамент национальной классической музыки. М.И. Глинка.



Цели:

Образовательные: - познакомить учащихся с такими направлениями культурной жизни в России в первой половине 19 века: музыка, живопись;

- познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М. И. Глинки.

Развивающие: - развивать навыки монологической речи, культуры общения; развивать навыки анализа художественных произведений;

- развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации;

- продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение.

Воспитательная: - развивать эстетические вкусы учащихся, воспитывать уважение к культурному наследию страны;

- воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.



Ход урока.



Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки.

Г. В. Свиридов


1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Почему культуру России первой половины 19 века называют «золотым веком» русской культуры?

Этот период в истории русской художественной культуры принято называть «золотым веком». А почему мы должны будем сегодня ответить на этот вопрос на уроке, изучив основные направления культуры, развитие литературы, живописи, архитектуры. 

- Какие направления в развитии культуры были характерны для стран Западной Европы в первую половину 19 века? (романтизм и реализм).

А сейчас мы познакомимся с основными направлениями культуры России первой половины 19 века в музыке и изобразительном искусстве.

Учитель: Начало 19 века по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Отвергнув строгие принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Художники первой половины 19 века обращаются к историческому прошлому, стремясь показать людей на сложном переломном этапе истории. Художники проявляют интерес к личности простых людей.



3. Глинка основоположник русской классической музыки.

М.И.Глинка родился в Смоленской губернии в усадьбе отца – селе Новоспасском в 1804 году. Родители постарались дать сыну достойное образование. Он научился играть на скрипке и на фортепиано. Вскоре продолжить свое образование его отправили в Петербургский пансион. Там он познакомился с прекрасными музыкантами-педагогами: Дж.Филдом и К.Цейнером. Именно они сформировали музыкальный вкус будущего композитора.

В этом же пансионе Михаил познакомился с Александром Пушкиным. Их дружба продлилась до самой смерти Пушкина. После окончания пансиона Глинка продолжает музыкальное самообразование. Тогда же происходит его знакомство с Грибоедовым, Дельвигом и Жуковским. Большое влияние на творчество Глинки оказала его поездка в Италию и Германию. Именно после нее начался «итальянский» период его творчества.

Именно в России происходит новый этап в творчестве- создание оперы по мотивам жизни крестьянина Ивана Сусанина(1836г). Ее первый показ на сцене заканчивается триумфом.

Скончался М.И.Глинка в Берлине в возрасте 52 лет.

1. Камерно – вокальная музыка 80 романсов и песен созданы им на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского, Н. Кукольника Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса.

2. Симфоническая музыка Увертюры: «Камаринская» , «Арагонская хота» , «Ночь в Мадриде»

3. Русская национальная опера Народная музыкальная драма «Иван Сусанин» ( «Жизнь за царя» (1830) Опера – сказка (опера-былина) «Руслан и Людмила» (1842).

Глинка был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки.

4. Анализ произведений М.И. Глинки.

Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Исторические события начала 17 в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла.

«Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» Иван Сусанин «. . Кто русский по сердцу, тот бодро , и смело, И радостно гибнет за правое дело!. . . ».

Впервые в истории русской оперы Глинка построил музыкальную композицию на непрерывном музыкальном развитии без диалогов. Он насытил оперу массовыми хоровыми сценами, дал яркие характеристики героев и русского быта. В опере «Иван Сусанин» Глинка воспел героическое прошлое России. Глинка первый из европейских композиторов показал в простом человеке из народа – героя, незаурядную личность, наделенную большой силой чувств и безграничной любовью к родине. Сусанин - подлинно национальный характер, воплощенный в широкой стихии русской песенности.

Ещё в 1837 г. Глинка вёл беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ф. Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом. М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы» . Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель поэта не допустила исполнить это намерение.

«Руслан и Людмила» — опера, положившая начало народно-эпическим русским операм.

В опере «Руслан и Людмила» в полной мере отразились отточенное мастерство и могучий взлёт его творческой фантазии. «Преданья старины глубокой» , волшебный мир русских богатырей оживали в фантастических картинах оперы. Как и любая сказка, она заканчивалась торжеством любви, победой добра над злом. Сказочно-эпическая опера, воспевает героические странствия, верную любовь, победу добра над злом. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.

Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением. Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин. Отличаясь масштабностью, она сочетает в себе развитые вокальные партии и пышное экзотическое зрелище, связанное с танцевальной пластикой. Величественная картина в стольном городе Киеве с заключительным могучим хором завершает произведение. Здесь народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, а также мощь и силу древнего Киева.

Новизна оперы состояла:

1 В наличии сказочного сюжета;

2 В неторопливом повествовании с отступлениями от сюжета;

3. Разработка особых выразительных средств в музыке для фантастических персонажей - Черномора, волшебницы Наины, говорящей Головы. 

Еще одним ярким симфоническим произведением М.И. Глинки является «Вальс-фантазия».

Длительный процесс развития камерной вокальной музыки Глинка подытожил в романсе. Глинка создавал вокальные мелодии, отличающиеся пластичностью и красотой. В его романсах всегда гармонично сочетаются музыка и текст. Таков романс « Я помню чудное мгновенье» (1840 г.) на стихи А.С.Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Керн. Три основных раздела отображают моменты лирического сюжета- встречу, разлуку и новую встречу. М.И.Глинка посвятил этот романс дочери А.Керн- Екатерине.

5. Значение творчества М.И.Глинки.

Создал первую русскую национальную оперу.

Стоял у истоков композиторской и вокальной школы России. Композиторы кружка «Могучая кучка» считали его своим учителем.

Создал две оперы, шесть симфонических произведений, пять камерно-инструментальных произведений, романсы.

6. Контрольные вопросы.

1. Русский художественный и музыкальный критик, историк искусства В. В. Стасов (1824 -1906) писал, что в русской музыке М. И. Глинка имеет такое же значение, как А. С. Пушкин в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык - один в музыке, другой в поэзии» . Как вы думаете, что сближает творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно заключалась новизна открытий Глинки в музыкальном искусстве? Почему его называют основоположником русской музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему именно в русской народной песне и поэтическом творчестве современных поэтов он черпал своё вдохновение? Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора. Предложите послушать своим одноклассникам некоторые из наиболее понравившихся вам произведений.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил русскую национальную оперу? Какое отражение в его оперных произведениях находят героический эпос и драма русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм?

7. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!