СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная литература как средство формирования природоведческих знаний младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль художественной литературы в формировании природоведческих знаний.

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как средство формирования природоведческих знаний младших школьников»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Панышева В.П.  учитель начальных классов Вад 2022

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила:

Панышева В.П.

учитель начальных классов

Вад

2022

Актуальность темы  Одним из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) является овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Стоит отметить, что одной из задач современной системы образования является пробуждение в ребенке чувства радости от осознания себя живущим, частью живой природы, формировать у него основы понимания своего единства с ней, воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать. Эту задачу невозможно реализовать без использования в работе художественных произведений природоведческой тематики.

Актуальность темы

Одним из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) является овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Стоит отметить, что одной из задач современной системы образования является пробуждение в ребенке чувства радости от осознания себя живущим, частью живой природы, формировать у него основы понимания своего единства с ней, воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать. Эту задачу невозможно реализовать без использования в работе художественных произведений природоведческой тематики.

 Цель исследования : предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования художественной литературы как средства формирования природоведческих знаний младших школьников.  Объект исследования : процесс формирования природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы).  Предмет исследования : художественная литература как средство формирования природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников.  Гипотеза исследования : художественная литература будет способствовать формированию природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников, если - будет обеспечиваться интеграция учебных предметов (литературное чтение, окружающий мир), - осуществляться подбор методов и приемов работы с художественным произведением, направленных на пополнение и закрепление природоведческих знаний об объектах живой природы.

Цель исследования : предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования художественной литературы как средства формирования природоведческих знаний младших школьников.

Объект исследования : процесс формирования природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы).

Предмет исследования : художественная литература как средство формирования природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников.

Гипотеза исследования : художественная литература будет способствовать формированию природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников, если

- будет обеспечиваться интеграция учебных предметов (литературное чтение, окружающий мир),

- осуществляться подбор методов и приемов работы с художественным произведением, направленных на пополнение и закрепление природоведческих знаний об объектах живой природы.

З адачи исследования 1. Изучить понятие «природоведческие знания» в научной литературе. 2. Описать психолого-педагогические основы формирования природоведческих знаний младших школьников. 3. Раскрыть роль художественной литературы в формировании природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников. 4.Провести диагностику уровня сформированности природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников. 5. Разработать и апробировать систему работы по формированию природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников средствами художественной литературы. 6. Проанализировать результаты исследования.

З адачи исследования

1. Изучить понятие «природоведческие знания» в научной литературе.

2. Описать психолого-педагогические основы формирования природоведческих знаний младших школьников.

3. Раскрыть роль художественной литературы в формировании природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников.

4.Провести диагностику уровня сформированности природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников.

5. Разработать и апробировать систему работы по формированию природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников средствами художественной литературы.

6. Проанализировать результаты исследования.

Природоведческие знания – это знания об объектах природы и явлениях, представления об их свойствах и закономерностях. Природоведческие знания имеют несколько взаимозависимых компонентов: восприятие, или первичное знакомство с материалом, его понимание, закрепление материала с помощью практических заданий, оперирование им в разных условиях как возможностью для получения новых знаний, применение на практике.

Природоведческие знания – это знания об объектах природы и явлениях, представления об их свойствах и закономерностях. Природоведческие знания имеют несколько взаимозависимых компонентов: восприятие, или первичное знакомство с материалом, его понимание, закрепление материала с помощью практических заданий, оперирование им в разных условиях как возможностью для получения новых знаний, применение на практике.

 Роль художественной литературы в формировании природоведческих знаний младших школьников об объектах живой природы: пополнение знаний о природе у младших школьников, расширении кругозора, повышении познавательного интереса детей к окружающему миру, формирование умения самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию о природе, конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природ.

Роль художественной литературы в формировании природоведческих знаний младших школьников об объектах живой природы:

  • пополнение знаний о природе у младших школьников,
  • расширении кругозора,
  • повышении познавательного интереса детей к окружающему миру,
  • формирование умения самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию о природе,
  • конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природ.
Критерии  1. Полнота знаний (объем, количество знаний, соответствия знаний относительно программы начальной школы).  2.Глубина (умение детей видеть и осознавать существенные связи между соотносимыми знаниями).  3. Понимание (степень осмысления в усвоения знаний, умение последовательно выполнять учебные задачи).  4. Доказательность (умение обосновывать истинность своего утверждения, аргументировать решение познавательных задач, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями).  5. Гибкость знания (наличие многообразия идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение анализировать, находить новые способы выполнения познавательных задач).

Критерии

1. Полнота знаний (объем, количество знаний, соответствия знаний относительно программы начальной школы).

2.Глубина (умение детей видеть и осознавать существенные связи между соотносимыми знаниями).

3. Понимание (степень осмысления в усвоения знаний, умение последовательно выполнять учебные задачи).

4. Доказательность (умение обосновывать истинность своего утверждения, аргументировать решение познавательных задач, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями).

5. Гибкость знания (наличие многообразия идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение анализировать, находить новые способы выполнения познавательных задач).

Критерии Для проведения исследования уровня сформированности природоведческих знаний младшим школьникам предложили диагностические задания на основе исследований Л.В. Моисеевой.

Критерии

Для проведения исследования уровня сформированности природоведческих знаний младшим школьникам предложили диагностические задания на основе исследований Л.В. Моисеевой.

Результаты констатирующего этапа Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «полнота знаний» Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «глубина знаний» Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «понимание знаний»

Результаты констатирующего этапа

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «полнота знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «глубина знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «понимание знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «доказательность знаний» Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «гибкость знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «доказательность знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «гибкость знаний»

Формирующий этап СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  При разработке серии уроков опирались на требования УМК «Школа России», предметные результаты по программам «Окружающий мир» (А.А. Плешаков), «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий) в 3 классе.  На формирующем этапе нами были апробирована серия уроков в 3 классе по окружающему миру, литературному чтению с использованием произведений художественной литературы, в ходе которых младшие школьники накапливали, обогащали и систематизировали представления об объектах живой природы. В рамках художественного произведения окружающий мир ребенок видит в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе.  За пять месяцев формирующего этапа нами были проведено 16 уроков с использованием 19 художественных произведений об объектах живой природы.

Формирующий этап

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

При разработке серии уроков опирались на требования УМК «Школа России», предметные результаты по программам «Окружающий мир» (А.А. Плешаков), «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий) в 3 классе.

На формирующем этапе нами были апробирована серия уроков в 3 классе по окружающему миру, литературному чтению с использованием произведений художественной литературы, в ходе которых младшие школьники накапливали, обогащали и систематизировали представления об объектах живой природы. В рамках художественного произведения окружающий мир ребенок видит в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе.

За пять месяцев формирующего этапа нами были проведено 16 уроков с использованием 19 художественных произведений об объектах живой природы.

Блок

«Разнообразие растений»

Цель

Художественная литература

создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений

«Лес – природное сообщество»

Загадки о растениях, стихотворение Г.Ладонщикова (стихи о растениях), сказка «Мужик и медведь», К.Ушинский «История одной яблоньки», Н.И.Сладков «Лесные силачи»

«Разнообразие животных»

Формирование природоведческих знаний

формирование представлений о лесе как о природном сообществе

«Животный мир природы Земля»

Формирование знаний о растениях, их размножении, многообразии, развитии

Стихотворение С.Никулина «Нет ничего милей…», рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы», С.Маршак «Лес»

Расширить и обогатить представления детей о жизни и повадках животных

«Кто что ест»

В.Бианки «По следам», Е.И. Чарушин «Большие и маленькие»

содействовать закреплению и систематизации знаний о живой природе планеты Земля

Формирование знаний о растениях леса, его жизни и экологических проблемах, развитие практических навыков о природе

«Грибы съедобные и несъедобные»

Формирование знаний о диких животных, их повадках и особенностях, образе жизни, следах и взаимосвязи с человеком

 

Д.Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш», рассказ «Постойко», рассказ А.И. Куприна «Барбос и Жулька»

Познакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных

С.Я. Маршак «Где обедал воробей?», Б.Заходера «Про всех на свете»

формировать умение распознавать съедобные и несъедобные (ядовитые и условно-съедобные) грибы; ознакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.

Формирование знаний о растениях и животных, практических знаний ухода за животными, взаимосвязи человека и природы

Н.Сладков «По грибы», «Мухомор», О.Чистяковский «Соперница»

Формирование природоведческих знаний о питании животных и помощи человека в их жизни, понимание пищевой цепочки

Формирование знаний о грибах относительно их съедобности, практические знания о сборе грибов

Результаты контрольного этапа Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «полнота знаний» Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «глубина знаний» Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «понимание знаний»

Результаты контрольного этапа

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «полнота знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «глубина знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «понимание знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «доказательность знаний» Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «гибкость знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «доказательность знаний»

Результаты изучения природоведческих знаний младших школьников по показателю «гибкость знаний»

ВЫВОД  Полученные результаты на контрольном этапе позволяют отметить достаточный уровень сформированности природоведческих знаний у младших школьников, что говорит о положительной динамике по всем компонентам, что отмечает эффективность проведения работы и доказывает гипотезу исследования: художественная литература способствует формирование природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников посредствам интеграции учебных предметов, вносит качественные изменения в формировании природоведческих знаний (об объектах живой природы) учащихся, увеличивает объем сведений, представлений, понятий, которыми овладевают младшие школьники об объектах живой природы.

ВЫВОД

Полученные результаты на контрольном этапе позволяют отметить достаточный уровень сформированности природоведческих знаний у младших школьников, что говорит о положительной динамике по всем компонентам, что отмечает эффективность проведения работы и доказывает гипотезу исследования: художественная литература способствует формирование природоведческих знаний (знаний об объектах живой природы) младших школьников посредствам интеграции учебных предметов, вносит качественные изменения в формировании природоведческих знаний (об объектах живой природы) учащихся, увеличивает объем сведений, представлений, понятий, которыми овладевают младшие школьники об объектах живой природы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!