СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная обработка кости

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать учащимся начальные представления об отдельных видах декоративно - прикладного творчества, их художественных особенностей и традиций.

Просмотр содержимого документа
«Художественная обработка кости»

Дата: 23.01.2019 г.

Класс- 5

Тема учебного занятия: Художественная обработка кости

Вид учебного занятия: лекция

Продолжительность учебного занятия: 1 час

Цели и задачи урока:

- формирование знаний и умений по художественной обработке кости;

-дать учащимся начальные представления об отдельных видах декоративно - прикладного творчества, их художественных особенностей и традиций;

- познакомить учащихся с видами художественных работ по кости, разъяснить особенности работ в разных центрах, рассказать о ведущих мастерах Архангельска, Тобольска и Холмогорска.

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

- развивать умение работать с литературой;

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

для учителя: компьютер, проектор, экран, видеоматериал «Художественная обработка кости»

для обучающихся: альбом для зарисовок и записей, ручка, словари и справочная литература.


План урока

1) Организационный момент……………………….....3-5 мин.

2) Вступительная беседа………………………………5 мин.

3) Объяснение нового материала (просмотр видеоматериала по художественной обработке кости)………………….25 мин.

4) Итог урока (закрепление)………..………….............5 мин.



Ход урока
Организационный момент

За 5 минут до начала урока я захожу в класс. Подготавливаю все необходимое для проведения урока (оборудование, рабочие места, расставляю пособие).

После звонка устанавливаю должную дисциплину, рассаживаю детей, отмечаю отсутствующих, проверяю готовность к уроку.

- Встали, пожалуйста.

- Здравствуйте.

- Садитесь.

Вступительная беседа


Художественная обработка кости — один из интереснейших и старейших видов народного декоративного искусства.

В глубокой древности коренные жители Сибири и Крайнего Севера из моржовой, мамонтовой кости изготовляли различные изделия: ножи, наконечники для гарпунов, амулеты.

У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена еще в X в. Письменные источники свидетельствуют о высоком качестве косторезных изделий русских мастеров, резьбу которых называли «резьбой руссов». Постепенно резная кость входит в быт всех северных народов.

Особенно успению стало развиваться искусство резьбы по кости в XVII—XVIII вв. в селе Холмогоры Архангельской области. Позднее оно было перенесено в село Ломоносовское близ Холмогор. В XIX в. сложился косторезный промысел в Тобольске. Затем искусство художественной резьбы по кости стало развиваться в Хотькове Московской области, а позднее — в ауле Кубачи Дагестанской АССР, Кисловодске, Сочи и других районах. В последние годы появились новые предприятия по обработке кости в Краснодаре, Калинине, Спасске-Дальнем и др.


Объяснение нового материала

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.

XVIII век - период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом.

Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.

Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.

Новым в резной кости этого периода является обращение к скульптуре. Памятники часто воспроизводятся в резной кости, особенно созданные Мартосом памятник М. В. Ломоносову для Архангельска и московский памятник Минину и Пожарскому.

Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.

Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников.

В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, "Диплом золотой медали" всемирной выставки в Париже 1937 г. привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.

В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.

Тобольск так же считается – крупнейшим в России центром косторезного мастерства. Работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.

Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.

Изделия тобольских косторезов прославились и были представлены на выставках в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе. Изящные миниатюры из бивня мамонта, зуба кашалота и лосиного рога входят в многие музейные и частные коллекции.

Материалы для производства. Для художественных косторезных изделий широко используют кость крупного рогатого скота — цевку, мамонтовую, моржовую, оленью, зуб кашалота.

Кость-цевка (круглая кость рогатого скота) — белая, поэтому ее обычно окрашивают в зеленые, коричневые и желтые цвета. Она легко обрабатывается. Из нее выполняют различные скульптурные изделия с ажурной, рельефной и объемной резьбой, а также украшения. Применяют цевку и для отделки декоративных экранов и панно из дерева.

Технологии художественной обработки кости.

Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности.

Распиловка заключается в раскрое сырья на крупные составные части с исключением трещин и прочего брака. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом.

Шлифование заключается в выравнивании поверхности изделия и снятия царапин. Производится оно шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически.

Отбеливание - операция заключительной отделки изделий перед полированием. Назначение отбеливания состоит в устранении различны дефектов естественной окраски материала: желтизны, пятен и т.д.

Склеивание - способ получения неразъемных соединений с помощью клея. В последнее время склеивание стало широко применяться в художественной обработки кости. Наиболее традиционно использование клея при креплении фурнитуры, оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия.

Полирование - операция окончательной отделки изделия применяется для придания поверхности изделия блеска. Полирование изделий производится вручную и на полировальных станках.

Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку по форме и размерам подходящую для будущего изделия.

Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого. Резьба по кости - это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное, художественное достояние, явилось результатом многовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничных по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства - таков путь развития художественной резьбы по кости. Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в них вложены не только труд и талант одного человека - исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

(В ходе объяснения материала учащиеся просматривают видеоматериал по художественной обработке кости).


Итог урока. Закрепление.

- Ребята, у вас есть вопросы по теме урока? Если нет, то приступаем к закреплению материала. Попробуйте ответить на вопросы:


  1. Кто из русских царей увлекался косторезным искусством?

  2. Что такое – цевка?

  3. Известные материалы для косторезного искусства.

  4. С каким привозным материалом работают русские косторезы?

  5. Технологические приемы первоначальной обработки кости.

  6. Технологические приемы окончательная обработка кости.

  7. Виды художественной обработки кости.

  8. Прославленные центры косторезного искусства.

Домашнее задание: Подготовить реферат на тему художественная обработка кости:

  1. Древнейшее искусство обработки кости.

  2. Холмогорский промысел.

  3. Тобольский промысел.

  4. Художественные изделия Чукотки.

  5. Художественные изделия Якутии.

  6. Художественная обработка рога.

  7. Художественная обработка слоновой кости.

- Все молодцы! Урок окончен. Дежурные убирают класс.




Используемая литература:


1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!