МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №46 «СОВЕНОК»
Технология
Художественно-эстетического
развития
в детском саду
Воспитатель: Трофимова С. М.
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Содержание
1 Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ
1.1 Задачи художественно-эстетического развития
1.2 Приёмы и методы эстетического воспитания
1.2.1 Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников
1.3 Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания
1.4 Виды художественно-эстетической деятельности
1.4.1 Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика
1.5 Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД
1.6 Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
1.7 Индивидуализация заданий
2 Примеры реализации художественно-эстетического направления в ДОУ
3 Занятие по развитию творческих способностей в детском саду
3.1 Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию
3.2 Фотогалерея: примеры ознакомления детей с искусством
3.3 Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию
4 Кружок по художественно-эстетическому развитию
5 Центр литературного развития
6 Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников
6.1 Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка
6.2 Отчёт о художественно-эстетическом воспитании
Теоретические основы
художественно-эстетического развития
дошкольников в ДОУ
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение
Задачи художественно-эстетического развития
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
-
построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
-
развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
-
формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
-
ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
-
приобщение к работе родителей;
-
посещение выставок, концертов, экспозиций;
-
если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
-
создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
-
организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Организация выставок детских работ — одно из условий реализации программы эстетического развития
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия
Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Дошкольники младшего и среднего возраста создают изображения с натуры
Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников
Наглядные | Словесные | Практические |
-
Наблюдение; -
визуальное обследование предметов; -
рассматривание образца; -
изучение картин, репродукций и иллюстраций; -
демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями); -
анализ детских работ; -
игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации). | -
Ситуативный разговор; -
метод сравнения картин; -
искусствоведческий рассказ, художественное слово; -
символическое моделирование; -
использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки); -
указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам; -
игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии). | |
Описание порядка использования
(алгоритм применения) технологии в
практической профессиональной
деятельности
1. Оформление групповых уголков:
- Художественно-развивающий
- Музыкальный уголок
- Книжный уголок и т. д.
2. Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов для родителей
5. Проведение занятий и проектов с детьми
6. Участие в муниципальных, всероссийских конкурсах, а также конкурсах образовательной организации.
7. Выступление на ММО
8. Консультации для воспитателей
Результат использования
образовательной
технологии
1. На 70% повысилось развитие у детей:
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность,
- эмоционального отношения к предметам эстетического характера;
- мелкой моторики рук.
2. На 90% повысилось овладении ребенком умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем;
3.Повысилось взаимодействие с родителями: начали создавать продукты ручного творчества и участвовать в конкурсах на различных уровнях.
Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
-
Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества
-
Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров
-
Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.
Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития
Виды художественно-эстетической деятельности
Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлен ию благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.
Занятия продуктивным творчеством оказывают благотворное влияние на психологическое состояние детей
Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.
Аппликация как вид изобразительной деятельности развивает у ребёнка чувство цвета, формы и величины
Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика
Вид деятельности | Характеристика |
Изобразительная деятельность | Рисование | Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков. |
Лепка | В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного. |
Конструирование и аппликация | Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине. |
Музыкальная деятельность | Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры. |
Театральная деятельность | Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций. |
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей. |
Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД
Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:
-
Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
-
Что изображено на картине?
-
Какие цвета использовал художник?
-
Что вы чувствуете, глядя на картину?
В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
-
Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
-
Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
-
Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.
В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.
Рисование в нетрадиционной технике является одним из популярных видов арт-терапии в детском саду
-
Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
-
Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
-
Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
-
Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
-
Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
-
Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
-
Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.
Игра на простых музыкальных инструментах выполняет релаксирующую функцию, снимает психологическое напряжение
Индивидуализация заданий
Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.
В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированы
Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.
В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце
Занятие по развитию творческих способностей в детском саду
Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.
Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:
-
физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
-
пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
-
театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).
Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр
На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.
Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).
Картотека тем по художественно-эстетическому развитию
Вид творческой деятельности | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Рисование | «Тарелочка», «Шарф для кошки», «Снежная улица», «Баранки и калачи», «Лоскутное одеяло», «Сосульки», «Дорожки», «Солнышко», «Заборчик», «Ручейки». | «Флажок», «Самолёты летят», «Аквариумные рыбки», «Листопад», «Закладка для книги», «Уточка», «Снеговик», «Зимний сад», «Посуда», «Гжель». | «Наша улица», «Светофор», «Осенний натюрморт», «Рябиновая ветка», «На дне морском», «Метель», «Портрет мамы», «Космос», «Выдуманное животное», «Золотая хохлома». | «Золотая осень», «Комнатное растение», «Иллюстрации к сказке», «Национальный костюм», «Домашние животные», «Дикие животные», «Портрет друга», «Выходные в нашей семье», «Матрёшки», «Жостовская роспись». |
Лепка | «Лесенка», «Грибок», «Овощи и фрукты», «Мячик», «Оладьи», «Баранки и рогалики», «Витамины», «Самолётик», «Цветы для мамы», «Миски для медведей», «Божьи коровки». | «Ваза с фруктами», «Пирамидка», «Неваляшки», «Мостик», «Домик», «Танк», «Заяц», «Снеговик», «Посуда для куклы», «Мебель для игрушек». | «Фигура птицы», «Фигура животного», «Фигура человека», «Петушок и его семья», «Девочка с мячом», «Каргопольская игрушка». | «Птица в движении», «Животное в движении», «Человек в движении», «Сказочный персонаж», «Праздничный автобус», «Дымковская игрушка». |
Аппликация | «Автобусные билетики», «Флажки для праздника», «Салфетка для стола», «Лодки на реке», «Дома на нашей улице». | «Осенняя крона», «Ёлочка», «Бусы на ёлку», «Зимний лес», «Весёлые зонтики». | «Рыбки в аквариуме», «Машины едут по дороге», «Поздравительная открытка», «Поезд», «Сказочная птица», «Пригласительный билет на праздник». | «Осенний лес», «Сказочный цветок», «Мозаичный узор», «Закладка для книги». |
Нетрадиционные техники | Пластилинография | «Консервируем овощи и фрукты», «Снег идёт». | «Радуга-дуга», «Российский флаг». | «Торт для друга», «Моё любимое животное». | «Салют ко дню победы», «Весенний пейзаж». |
Нетрадиционное рисование, арт-терапия | Рисование: песком, пальчиковыми красками, ватными палочками. | Монотипия, набрызг, рисование ватными дисками, рисование мятой бумагой. | Кляксография, рисование шерстяной ниткой, рисование восковыми мелками. | Рисование водой, рисование штампами, рисование через мокрую марлю, граттаж. |
Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе
Название | «Рыбка золотая» |
Программные задачи | -
Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки, изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью; -
воспитывать эстетическое восприятие; -
поощрять творческую инициативу; -
закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина; -
развивать связную речь, обогащать словарь детей; -
упражнять в ловкости, быстроте реакции на сигнал. |
Материалы | -
Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина; -
сундучок; -
игрушки (рыбка, петушок, белка); -
зеркальце; -
листы бумаги для рисования; -
восковые мелки; -
краски; -
кисти широкие; -
стаканчики с водой; -
салфетки. |
Предварительная работа | -
Чтение сказок А. С. Пушкина, -
рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, -
просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Содержание | I. Создание игровой мотивации. В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки. -
Белка песенки поёт И орешки все грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане»). -
Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!». («Сказка о золотом петушке»). -
«Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). -
Раз он в море закинул невод — Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод — Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод — Пришёл невод с одною рыбкой. («Сказка о рыбаке и рыбке»). В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы). II. Показ приёмов работы. В.: Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая, рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предлагает детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками). Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её затонируем краской. Моя золотая рыбка готова, теперь рисовать будете вы, но сначала надо размять наши пальчики. Пальчиковая игра. В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе. III. Самостоятельная деятельность. В процессе работы воспитатель даёт советы детям, которые испытывают затруднения, побуждает воспитанников к проявлению фантазии. В.: Пока ваши работы высыхают, давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки». Дети делятся на 2 группы, одна образует круг — это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей — «рыбки», находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают» «рыбки» вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга, считаются пойманными. IV. Рефлексия. В.: Наши рисунки высохли, теперь каждый из вас может загадать желание своей золотой рыбке (если дети хотят, то загадывают желание вслух). |
|
Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ
Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.
Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.
Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:
-
изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
-
разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
-
составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
-
оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
-
подготовка материальной базы кружка.
Для работы театрального кружка потребуются куклы, декорации, костюмы
Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.
Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.
Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:
-
Материалы и инструменты для рисования:
-
краски,
-
карандаши,
-
фломастеры,
-
восковые мелки,
-
наборы бумаги,
-
листы ватмана,
-
кисти разного размера.
-
Материалы и инструменты для лепки:
-
Материалы и инструменты для аппликации:
-
бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
-
картон,
-
ножницы,
-
клей.
-
Природный материал:
-
осенние листья,
-
шишки,
-
жёлуди,
-
каштаны,
-
крупа,
-
зёрна,
-
веточки,
-
камешки,
-
ракушки и т. д.
-
Бросовый материал:
-
обои,
-
газетная бумага,
-
конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
-
колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
-
коробочки и т. д.;
-
Фурнитура:
-
пуговицы,
-
блёстки,
-
стразы,
-
пайетки,
-
бисер и бусины.
-
Специальная одежда:
Центр литературного развития в детском саду
В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.
Для функционирования литературного центра выполняются условия:
-
предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников;
-
определение задач центра и направлений работы;
-
создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков;
-
составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных);
-
составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра;
-
проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.
Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.
Центр литературного развития оказывает положительное влияние на будущих читателей
Диагностика и анализ
художественно-эстетического развития
дошкольников
Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов.
Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года.
Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.
Отчёт о художественно-эстетическом воспитании
Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:
-
цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
-
данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
-
эффективные коррекционные методы работы;
-
применение инновационных технологий и методических разработок;
-
участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
-
обозначение направлений по саморазвитию педагога.
Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по состоянию художественно - эстетического развития
детей подготовительной группы № 4»Сказка»
Подготовила: Воспитатель
Трофимова С. М.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Мы рассматриваем художественно эстетическое воспитание дошкольников как важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности.
Для достижения поставленной цели нами решаются следующие задачи
▪ изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического
развития дошкольников;
▪ создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического
развития воспитанников, их творческого потенциала;
▪ использование современных технологий по художественно-эстетическому
развитию детей;
▪ организация образовательного процесса
(работа с детьми и родителями).
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является
искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, скульптура. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало.
Одним из важных условий по художественно – эстетическому воспитанию в нашей группе является правильно организованная предметно – развивающая среда. В группе организованы театрально – игровые пространства, уголок изобразительной деятельности. Так - же в группе есть уголок музыкальных инструментов, чтобы дети могли познакомиться с музыкальными инструментами и услышать как они звучат.
Посещая музыкальные занятия у детей развиваются музыкальные и творческие способности. Итогом всего этого у нас проходили утренники «Осенний марафон», « Новый год». Так же ко дню мамы пройдет утренник.
В группе есть театрализованный уголок , где дети с большим удовольствием играют в различные вида театра. С помощью настольного, кукольного, пальчикового театра в детях пробуждается желание быть актерами.
С помощью занятий по ИЗО помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования. В группе в уголке изобразительности, дети закрепляют полученные знания. Изобразительная деятельность детей направлена на развитие художественного творчества, формирование способностей приобретать необходимые для этого умения. С помощью рисования у детей развивается художественно – эстетическое развитие.
Так же у нас в группе есть уголок книги, дети с удовольствием рассматривают иллюстрации книг, сказок, других познавательных книг. Много читаем детям разные произведения (сказки, рассказы, стихи) потом вместе с детьми обсуждаем прочитанное. При восприятии литературного произведения дети прежде всего, обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
В нашей саду проходят выставки, конкурсы в которых мы с детьми участвуем сами и привлекаем к участию родителей. Выставки « Как я провел лето» , ко дню мамы « Мама солнышко мое» , была выставка осенних поделок «Осенние фантазии», выставка детских рисунков « Безопасность глазами ребенка», выставка новогодних поделок «Мастерская деда мороза». Во второй половине дня, по средам ведем занятия по Ручному труду. Эти занятия способствуют развитию у детей творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы , глазомер и цветоощущение. Работа способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Наши дети со своими работами участвовали в конкурсах за пределами детского сада. Мы отсылали работы на различные конкурсы.
В дальнейшем мы так же будем стараться в своей работе воспитывать в детях художественно – эстетическое воспитание.
В. Сухомлинский сказал
«Если ребенок вырастил розу, нарисовал, смастерил для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным за труд стало наслаждение красотой, и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,- он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка
Сорокина Анжелика
Имя воспитанника | Вид художественно-эстетической деятельности |
Познавательная | Художественно-речевая | Музыкальная | Театрально-игровая | Продуктивная (изодеятельность) |
Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка |
1. Сорокина Анжелика | 5 | Не нуждается в корректировке | 4 | Работа по выразительному чтению стихотворений | 3 | Создание мотивации к хоровому пению | 2 | Включение игр-театрализаций на интересную воспитаннику тематику | 1 | Упражнения на совершенствование мелкой моторики. |