СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-педагогический анализ первой тетради "Детского альбома" А.И.Хачатуряна

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации "Детский альбом" А.И.Хачатуряна рассмотрен как пример яркого фортепианного цикла для детей. Произведён анализ пьес, входящих в состав первой тетради "Детского альбома".

Просмотр содержимого документа
«Художественно-педагогический анализ первой тетради "Детского альбома" А.И.Хачатуряна»

Художественно-педагогический анализ первой тетради «Детского альбома» А.И.Хачатуряна.

Уже не одно столетие ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Вероятно, поэтому у мальчика, родившемуся в 1903 году в армянской семье, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов 20-го века. Звали этого мальчика – Арам Ильич Хачатурян.

С детства Арам говорил на 3-х языках: дома – по -армянски, во дворе – по-грузински, в школе - по-русски. Он слушал, как мама пела армянские народные песни; на улице звучало грузинское многоголосие; из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось самому петь и играть.

Когда же домой купили рояль, счастью маленького Арама не было предела! Он быстро стал подбирать на инструменте мелодии по слуху и немного импровизировать.

С этого момента начинается творческий путь будущего композитора.

В 19 лет Арам приезжает в Москву и поступает в Гнесинское музыкальное училище, где обучается по классу виолончели, фортепиано и композиции. В последствии продолжает музыкальное образование в Московской консерватории и аспирантуре.

Творческое наследие композитора огромно –балеты, симфонии, концерты;огромное количество произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки; музыки к кинофильмам и театральным постановкам,а также музыки Государственного гимна Армении.

Отдельное место в творчестве А. Хачатуряна, занимают сочинения для детей - песни, объединённые в сборник «О чём мечтают дети», «Детский альбом» для фортепиано и сонатина.

«Детский альбом» Хачатуряна состоит из двух тетрадей: первая тетрадь (10 пьес) сочинялась в послевоенные годы и была издана в 1947 г., вторая (также 10 пьес) — увидела свет в 1965 году.

По примеру других композиторов –Шумана, Чайковского, Прокофьева, Арам Хачатурян создаёт свой альбом для детей, в котором каждая пьеса – это маленький сюжет из жизни ребенка, его игры, взаимоотношения со взрослыми, его настроения, желания и мечты.

Образная сфера детского альбома разнообразна: тут и картины детских игр («Скакалка», «Барсик на качелях», «Игра на бубне»), сказочные образы («Вечерняя сказка»), детские праздники («В день рождения») и веселые жанровые сценки («Две смешные тетеньки поссорились»).

В музыке «Детского альбома» очень ярко проявились черты стиля композитора: пьесы отличаются тембральной красочностью и «сочными» гармониями, необычайным по красоте мелодизмом, ритмической остротой и яркой энергетикой.

Пьесы, вошедшие в «Детский альбом», посвящены детям и племянникам композитора.

Ниже приведён художественно-педагогический разбор 1 тетради «Детского альбома» А.И.Хачатуряна.



1. Андантино. Пьеса получила особую популярность в педагогической практике. Андантино было создано раньше других пьес, ещё в 1926 году, и было переложено для множества инструментов: альта, виолончели, флейты…Обаятельный напев лежит в основе каждого из трёх разделов пьесы. В первом разделе – это простодушное размышление, в середине, благодаря синкопированному ритму, мелодия раскрывается с другой стороны, становясь более грациозной, в третьем разделе мелодия перенесена в более низкий регистр, что делает её более декламационной, как бы подводя итог. Начинающий музыкант, изучая эту пьесу, приучается к тому, что образный строй музыки может трансформироваться не только за счёт изменения мелодии, но и посредством ритмической, гармонической и регистровой трансформации. «Музыкальная картина» напоминает балетное адажио Хачатуряна. Это типичная восточная лирика. Пьеса подходит для учеников 1-2 классов.

2. Сегодня запрещено гулять. Пьеса посвящена сыну композитора, Ренику. «Свет очей моих», – так называл Реника Арам Ильич. В нисходящих триолях и грусть, и беспредельная отцовская нежность, обращенная к драгоценному сыну, маленькому, обиженному, обожаемому человечку. Пьеса поможет ученику не только развить музыкальное воображение, но и повысит уровень владения штрихом legato, который здесь представлен как в лигах на две ноты, так и в более длинных построениях на legato. Пьеса подходит для учащихся 1-3 класса.

3.Лядо серьёзно заболел. Ещё одна пьеса, посвящённая Ренику. Лядо – крошечный белый королевский пудель, которого Араму Ильичу подарил друг семьи профессор Опарин. Имя щенку придумал композитор, соединив две ноты - Ля и До. «В печальных аккордах столько детских слез – нам жалко заболевшего пуделя, жалко себя, потому что нельзя шуметь и веселиться в полную силу: дядя расстроен. Арам Ильич лечил пуделя заботливо, трогательно, воспитывая в нас невольным своим примером доброту, гуманное отношение к слабому, занемогшему – неважно, человек это или животное.
Ну, а о том, как Лядо любил хозяина, можно слагать поэмы.» - так вспоминает племянница композитора об истории из жизни семьи, связанной с этой пьесой.

Несмотря на небольшой объём, пьеса ставит перед маленьким исполнителем довольно непростые задачи. Гармонический язык пьесы чрезвычайно богат, композитор использует сложные аккорды, пряча в верхнем голосе мелодию, что создаёт полифонический рисунок в сочетании с самостоятельным голосом в левой руке. При написании детских пьес Хачатурян никогда не шёл по пути упрощения выразительных средств музыкального языка, развивая тем самым у маленьких музыкантов чувство вкуса и художественного представления. Пьеса подойдёт для учащихся 2-3 классов.

4.В день рождения. Пьеса посвящена племяннице композитора, Тале. Произведение открывают фанфарные аккорды, приглашая слушателя посетить торжество. В вальсовой фактуре, композитор очень точно сумел передать атмосферу детского праздника. Мы будто кружимся в вальсе вместе с гостями, наблюдая за детскими забавами, играми, спорами, которые благополучно разрешаются в ми мажоре. По сравнению с предыдущими пьесами, вальс «В день рождения» уже в значительной мере больше по объёму. Он имеет трёхчастную структуру, мелодия в крайних частях отдана в правую руку, в серединке – в левую. Пьеса будет очень полезна для освоения вальсовой фактуры. Уровень сложности: 4-5 классы.

5.Этюд. Как и предыдущая пьеса, этюд посвящён племяннице композитора, Тале. Таким уменьшительным именем от полного – Наталья – звали её все родные. Стоит отметить, что музыкальные способности проявились и у детей, и у племянников композитора. Что не удивительно, ведь в доме всегда звучала музыка. Так, на момент написания первой тетради «Детского альбома», Реник, Нуна и Таля уже занимались музыкой. А что может быть полезнее для овладения техникой игры на фортепиано чем этюды? Marcato – основной штрих данного этюда и основная сложность. Однако, невозможно назвать данный этюд инструктивным, так как музыкальный материал его создаёт настолько яркий и дерзкий характер, что позволяет приобщить юного музыканта к жанру художественного этюда. Интонация в пьесе повторяется и повторяется, в ней и просьба, и смех, и слезы, и требовательные нотки, и снова просьба...Выдержать в едином темпе характер произведения, не потеряв качества штриха – задача не из простых. Но освоив этот этюд, исполнитель однозначно улучшит качество артикуляции, разовьёт быстроту реакции и умение держать темпо-ритм. Этюд подходит для учеников 5-6 классов.

6.Музыкальная картина. Посвящена старшей племяннице Арама Ильича - Рите. Девочка с самого раннего детства хорошо рисовала и в последствии стала художницей. Рита рано потеряла родителей и Арам Ильич взял ответственность за её воспитание на себя. «Музыкальная картина» рассказывает нам весьма серьезно о художественных увлечениях юной девушки, ее сосредоточенном внутреннем мире. Вдумчивая, созерцательная музыка очень тонко, ненавязчиво раскрывает поэтическую душу подростка. Пьеса подходит для учащихся 6-7 классов.

7.Конница. Пьесу «Конница» Хачатурян посвятил племяннику Владику, который обожал играть в солдатики. Была у него и игрушечная конница времен Гражданской войны начала 20 века Первой Конной Армии Семена Михайловича Буденного. Владик расставлял фигурки в различных комбинациях, звал всех играть с ним. Подходил и Арам Ильич, наблюдал. Подбегал маленький щенок Лядо, вносил жуткую сумятицу в расположение войск, путая позиции армии и неприятеля. В энергичной моторности, активности музыки великолепно передана беспечная детская удаль мальчика. Повторяющийся в быстром темпе ритмический рисунок - восьмая, две шестнадцатые - сначала в правой руке, в середине переходя в левую, требует от исполнителя хорошей выдержки и свободного владения аппаратом. Следует избегать излишней фиксации кисти, которая может привести к зажиму в руке. Ориентировочный уровень – учащиеся 6 класса.

8.Инвенция. Адажио из балета «Гаянэ». Данная инвенция – это редкий в творчестве Хачатуряна образец автотранскрипции. В пьесе происходит сближение детской инструментальной музыки с серьёзными произведениями для зрелых музыкантов. Однако, искренность и красота мелодии отрывка из «Гаянэ» делают инвенцию понятной для юных музыкантов, что позволяет органично вписаться этому произведению в «Детский альбом». Фольклорное начало темы подчёркивается импровизационным развитием, чем обусловлены частые ремарки accelerando и ritenuto. Инвенция подойдёт для исполнения учениками 5-6 классов.

9.Подражание народному. Последние две пьесы 1 тетради «Детского альбома» композитор посвятил своей старшей дочери Нуне. Девушка связала свою жизнь с музыкой и на момент создания фортепианного цикла уже училась в музыкальном училище при Московской консерватории. Этим обусловлен уровень сложности пьес. Характерные для стиля композитора ритмическая острота, красочность и сочность гармоний в полной мере раскрываются в фортепианной миниатюре «Подражание народному». В пьесе ярко отразились колорит и интонации, присущие для родной композитору Армении. С помощью музыкально-выразительных средств, Хачатурян необыкновенно точно передаёт характер бытовой сцены, превращая небольшую миниатюру в яркую концертную пьесу. Ориентировочный уровень сложности - 6 класс.

10.Фуга. Нуне. В двухголосной фуге До мажор встречается столкновение несходных интонационных сфер. Тема фуги, диатоничная, полностью основанная на белых клавишах, близка народной мелодии, в то время как противосложение, пестрящее хроматизмами, несколько суховатое, лишено фольклорных интонаций. Характерные особенности, свойственные теме и противосложению сохраняются на протяжении всей фуги, что позволяет голосам сохранить свою индивидуальность. Фуга написана в традиционной трёхчастной форме, с чётко очерченными границами разделов. Данная фуга обладает всеми качествами для знакомства учащихся с различными полифоническими методами преобразования тем. Подходит для освоения учениками 6-7 классов.

В 1947 году «Детский альбом» Арама Хачатуряна был выпущен на стеклографе Музфондом. Всего лишь через месяц после выхода в свет стеклографа пьесы уже исполнялись на весенних экзаменах в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, где на тот момен учился сын композитора, Реник, и племянница, Нуна. Дети играли пьесы на экзамене. «А потом вместе с другими ребятами нашей школы, которые тоже их играли, мы пришли в студию Всесоюзного радио. Был с нами и автор музыки. Сначала мы исполняли пьесы из «Детского альбома», и нас записывали на пленку. Потом мы все сфотографировались на память.» - так вспоминает племянница композитора.

В музыки «Детского альбома» ярко проявились черты стиля композитора. Наполненные необычайным по красоте мелодизмом, ритмической остротой, яркой энергетикой, пьесы стали замечательным образцом детского фортепианного цикла и вот уже много лет активно используются в педагогическом репертуаре детских музыкальных школ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!