СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-творческая характеристика класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественно-творческая характеристика класса. Методы исследования, структура класса, творческие возможности

Просмотр содержимого документа
«Художественно-творческая характеристика класса»

Художественно – творческая характеристика класса


Образовательное учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Город  Санкт- Петербург

Класс 2 «Б»

Классный руководитель Базлов Иван Михайлович

Средний возраст учеников 12-13 лет


Характеристика и методы получения информации

Педагогические выводы

I. Общие сведения о школе, классе:

ГБОУ СОШ №8 «Музыка» размещена в типовом четырёхэтажном здании. На 2 этаже находится кабинет руководителя УО и замов, музыкальные кабинеты. На первом этаже гардероб, столовая, медицинский кабинет, кабинеты начальных классов, библиотека, спортзал с раздевалкой, санузлы. На 3 и 4 этажах расположены кабинеты: музыки, физики, химии, английского языка, и русского языка, истории, географии, математики, информатики, технологии, ОБЖ и санузлы, а также пришкольный интернат.

Занятия по предметам художественного творчества – это уроки музыки, технологии, изобразительного искусства, искусства. Способности и интересы к творчеству у учеников появляются во время посещения занятий по рисованию, музыкальных, литературных и компьютерных занятий. Школьники показывают отличные результаты и с энтузиазмом берутся за творческие задания, рассуждают и высказывают свое мнение о разных представлениях в мире и в искусстве.

Санитарно – гигиеническое состояние школы и классов – хорошее, делается влажная уборка в соответствии с графиком уборки, в каждом кабинете соблюдается график проветривания. В спортивном зале регулярно проводится влажная уборка, а для обработки спортивных снарядов выделен отдельный уборочный инвентарь. Унитазы, раковины в рабочем состоянии, мыло и туалетная бумага регулярно раскладывается. В период эпидемии, чтобы не распространять различные инфекции, предусмотрена усиленная обработка дезинфицирующими средствами помещений школы.

Учащиеся с желанием занимаются творчеством, есть необходимая канцелярия, доступа к журналам, к книгам и к выходу в интернет (при необходимости), а вот отсутствие специально оборудованного кабинета и рабочих мест для учеников неблагоприятно сказываются на развитии творческого потенциала классного коллектива. Так как у педагога нет возможности более качественно донести материал. В результате уровень знаний учеников будет ниже, чем мог быть. Некомпетентность учителей может подавить потенциал у детей. Поэтому руководителям к выбору сотрудников, преподавателей для работы со школьниками, к согласованию учебных планов нужно подходить очень тщательно.

Методы для проявления интереса класса к творческой деятельности, беседы об окружающем мире, об искусстве, наблюдения, показать как необычен, разнообразен и удивителен окружающий мир. Проектная деятельность, как индивидуальная, так и групповая. Использование различных материалов и техник в работе, идти в «ногу со временем» анализировать работы, чтобы выявить , что интересно, чему уделить внимание.

Действия необходимые для коллективной творческой работы. Постановка общих целей и задач, чтобы они не противоречили общим целям объединения класса, мозговой штурм, создание микроколлективов. Реализация, создание и защита идеи. Школьники должны создать новый опыт, применяя приобретённые знания на практике. Основа тесное сотрудничество всех участников процесса. Коллективное планирование, коллективный анализ


Возможные методы исследования:

1. Наблюдение.

2. Беседа с руководителями и с учителями школы.

3. Беседа с коллективом класса (группы).

4. Анализ проведенной деятельности и выводы по результатам, рефлексия

II. Официальная структура класса:

В 6 «Б» классе на 2018 – 2019 учебный год обучается :

27 учеников, 8 мальчиков и 19 девочек

Четыре ребёнка-2005 года, 23 ребёнка-2006 года

Дети воспитывающиеся в полной семье-13

Дети воспитывающиеся в неполной семье-5

Дети сироты-2

дети, родители которых в разводе- 7

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Все получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.

Условия воспитания во всех семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Кудинова Настя, Запутряева Полина. Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями .За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья.

Есть активист класса – староста (Фёдорова Мария), которая имеет большой авторитет. Она добивается успехов и в учебе, и в общественной жизни класса, всегда принимает активное участие. В классе талантливые ребята, которые хорошо поют, играют на музыкальных инструментах , занимаются профессионально танцами, гимнастикой (Шендерова Соня, Медникова Евгения) ), увлекаются рукоделием (Кудинова Анастасия, Кожухина Арина). Классный коллектив принимает активное участие общественной жизни школы. Имеется награда, первое место в школьном конкурсе «Как самый классный класс».

Внутри класса есть группы учеников, имеющие способности и желание к творческой деятельности. Театральная , музыкальная деятельность, также есть группа учеников , проявляющая интерес к изобразительному искусству, участники которой имеют определенные навыки. В классе несколько творческих групп по интересам. Школа имеет музыкальный профиль, общее, что объединяет детей, любовь к музыке, но есть группа детей, которые увлекаются художественным искусством: Кожухина Арина, Шамшин Никита, Шендерова Соня, Кудинова Анастасия и другие. Деятельность группы разнообразна ребята принимают активное участие в оформлении газет, декораций к праздникам, школьному театру. Участвует в конкурсах разного уровня. (город, район)

Учитывая психологические особенности возраста шестиклассников, у них возрастает стремление завоевать авторитет и признание класса и творческих личностей . Дети активно проявляют интерес к мероприятиям проводимым в школе, районом, городом. Проявляют интерес и настойчивость. Но есть и минус. На мой взгляд, в группах идёт борьба за лидерство , что влияет на общее дело не всегда хорошо.


Коллектив дружный, инициативный и учителям легко и интересно, главное удержать интерес всего класса и поддерживать активность во время занятий. Тогда учащиеся сами начнут импровизировать, открывать новые возможности и методы ведения творческих процессов.

Творческая деятельность и уроки истории искусств учат мыслить и излагать, анализировать , придумывать своё. Развивают ребёнка всесторонне, делают из него гармоничную личность. Уроки искусства делают человека способным переживать хорошие и добрые чувства. Я считаю, чтобы избежать равнодушия и незаинтересованности в предмете изобразительное искусство следует изменить: предметную среду ( специализированный кабинет, использовать разные формы урока, давать детям больше самостоятельности, возможность самореализоваться)

Уровень знаний истории искусств и рисунка в целом в классе средний. Это показал анализ анкет, творческих работ и посещение уроков, мероприятий.


Таким образом собирается сплоченный творческий тандем. Учителю надо грамотно и достоверно давать знания, поддерживать интерес, использовать разные методы и приёмы в работе, быть педагогом новатором.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Проведение творческих мероприятий (классных и школьных вернисажей, выставок, экспозиции работ и рисунков и т.п.) для выявления активности.

3. Проведение внутриклассных и школьных квестов по истории искусств для выявления уровня заинтересованности и владения предметом.

4. Анализ проведенной деятельности и выводы по результатам, рефлексия.

III. Творческие навыки преподавателя изобразительного искусства:

Работа преподавателя начинается с получения соответствующего образования в области изобразительного и декоративного искусства (Медведева Наталья Ивановна – преподаватель ИЗО в ГБОУ СОШ №8 «Музыка» постоянно принимает участие во всевозможных конференциях и творческих мероприятиях (не только внутри своей школы, но и в районных городских конкурсах). Она получила почетную грамоту в городском конкурсе «На просторах вселенной», грамоту за активное участие в районном конкурсе «Георгий Победоносец», стала лауреатом в районном конкурсе рисунков «Мой Летний сад». Все успехи доказывают профессионализм и творческую составляющую у преподавателя. Учитель проводит мастер классы для учеников и родителей, является редактором школьного телевидения, участвует в тематических уроках «Герои в наши дни», «ЗОЖ», «Эко моря».

Учитель ИЗО участвует в развитии творческого воспитания в организации собственным примером. Посещает МО, внедряет в практику новых технологий, принимает участие во внеклассных мероприятиях, разрабатывает программы, презентации, проводит вебинары. Организационные мероприятия творческого характера учителя ИЗО в общешкольном коллективе: выставки, вернисажи, экскурсии, мастер классы, использует разные формы проведения уроков.

Если преподаватель любит свой предмет, компетентен в вопросах искусства и творчества, то ему не составит труда это донести материал и до детей. Для повышения уровня компетенции и собственного профессионального уровня учителя ИЗО нужно посещать МО учителей изобразительного искусства, профессиональные курсы , обобщать педагогический опыт.

Методы, техники, виды занятий для подготовки и проведения уроков по изобразительному искусству: наглядные, словесные, художественное слово, поощрение. Использовать интегрированные уроки, дифференцированный подход.

Своим примером выступлений на конференциях и конкурсах подтвердит необходимость в жизни творческого подхода, а так же поможет ученикам творчески мыслить, раскрыть таланты и развить умения.

Возможные методы исследования:

1. Проявление личных творческих способностей и идей.

2. Выполнять работы по декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству.

3. Выполнение творческих заданий совместно с коллективом класса / школы.

4. Анализ и методы оценки мероприятий, рефлексия.

IV. Педагогические профессиональные компетенции учителя ИЗО:

Преподаватель по изобразительному искусству обозначает цели и задачи урока. Цель – ознакомление обучающихся с основами художественного отображения действительности – важнейшими средствами передачи мыслей, чувств художника. Задачи: 1) формировать навыки рисования с натуры, по памяти, представлению; 2) развивать изобразительные способности, творческое пространственное воображение, мышление; 3) воспитать интерес к изобразительному искусству и расширить представления об окружающем мире. Занятия проходят в несколько этапов: 1 этап – Актуализация знаний, мотивация. Дети выводят тему и ход урока ( входе урока находят совместные пути решения, для достижения цели урока), 2 этап – Практический. Учащиеся, получают возможность применить на практике полученные знания в творческой деятельности. 3 этап – Оценочный. Обсуждение и анализ, показ полученных результатов. 4 этап – Заключительный. Выводы.

Занятия проводятся в интересной форме все структурные части соблюдены , осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся (учащиеся имеют разный уровень подготовки и это учитывает учитель). За счёт разнообразных заданий, доступности материала, наглятного оформления и использования компьютерных технологий на уроке всегда высокая работоспособность детей. Все учащиеся справляются с заданиями на «хорошо» и «отлично». Цели и задачи урока достигаются.

 Цель внеурочных занятий – создание условий для развития и самореализации личности ребенка через творчество. Основные задачи программы: закрепить и расширить знания и умения, полученные на уроках; научить приемам работы с различными материалами, познакомить с нетрадиционными приёмами рисования, развивать умение самостоятельно планировать, развивать фантазию.

Внеурочные мероприятия, которые прошли в ГБОУ СОШ№ 8 «Музыка» за время прохождения практики: «Пасхальные писанки» (создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник и различного материала), «Весенние краски» (акварель, гуашь), художественная викторина, «Великие пейзажисты», Выставка «По фронтовым дорогом».

Н.А. Медведева создаёт в кабинете предметно развивающею среду. Есть портреты известных художников, поэтов, деятелей искусства. Выставка работ, полка с развивающими художественными книгами и журналами. Необходимые для творчества познавательные брошюры, инструменты (палитра красок, цветная бумага, ножницы, кисточки…), раковина с холодной и горячей водой. То есть для учеников в классе и в школе созданы все условия для занятия творчеством.

Цели могут быть разные, но главная цель в проведении творческих уроков – формирование у учеников устойчивого интереса к изобразительному искусству, развитие способностей учащихся. Задачи: развить у детей художественный вкус, творческий потенциал, образное мышление и воображение; создать условия к саморазвитию. Внеурочная деятельность – это активная деятельность учащихся во внеурочное время, направленное на процесс социализации школьника, развитие творческих способностей и формирование духовно–нравственных качеств личности. В данной школе нет направлений внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят:

  1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, ди­дактические материалы.

  2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников: учебно-методические комплекты; дополнительная литература по предмету; словари и т. д; 

  3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, предметы, муляжи, игрушки, приме­няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины). 

  4. Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные техни­ческие средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер.

Учитель вникает в события класса и школы, следить за взаимоотношениями в группе, ис­пользовать демократический стиль общения с детьми и взрос­лыми, основанный на взаимном уважении и доверии, форми­ровать доброжелательные отношения между участниками об­разовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики.

Возможные методы исследования:

1. Оформление классного пространства собственными творческими художественными и декоративными работами.

2. Привлечение творческих идей и способностей учеников класса по оформлению экспозиции кабинета для создания творческой атмосферы.

3. Методики выявления творческих способностей учеников.

4. Методики коллективного творческого взаимодействия и решения общих целей.

V. Коллектив учащихся в учебной деятельности:

Ученики 6 класса данной школы показывают хорошую успеваемость по всем предметам, но есть дети, которым трудно дается обучение. (2 – отличника и 16 – хорошистов). Все школьники с большим желанием берутся изучают образовательные дисциплины, особенно их привлекают уроки музыкального цикла, поэтому занятиям по изобразительной деятельности вне урока отводится мало времени.

Наталья Александровна Медведева старается периодически проводить занятия вне класса, чтобы всегда поддерживать интерес учеников к изобразительному искусству (интегрированные уроки в библиотеке «Славянка» и «А.П.Чехова»,просмотр художественных презентаций , так как Санкт Петербург культурная столица, есть возможность посещать выставки, музеев, вернисажи).

Обучение вне класса (выставки, театры, общение с деятелями искусств) положительно сказывается на воспитании учеников. Когда дети знакомятся с искусством не только по книгам, по интернету, а расширяют свой кругозор дополнительной информацией – это дает еще больше ярких воображений, полученные знания можно использовать на уроках искусства, дети имеют возможность проанализировать, высказать своё мнение, а главное « прикоснутся» к миру искусства.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анализ творческих заданий.

4.Анкетирование, тестирование.

5.Диагностические методики выявления способности учеников, познавательных интересов, уровня развития творческого потенциала.

VI. Коллектив учащихся в трудовой, социальной и 
внеучебной деятельности:

Ученики школы №8 «Музыка» талантливые дети, быстро схватывают и старательно выполняют все задания. Справляются с заданиями разного характера, с большим удовольствием исполняют творческие работы в стиле графика (натюрморт, портрет, пейзаж). Дети умеют пользоваться разной техникой, материалами, передают объём, размер, даже материал предмета. Очень любят рисование по представлению или по памяти, что способствует развитию целенаправленного зрительного восприятия (наблюдения). Для этого, нужно представлять предмет, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Общешкольные и внешкольные мероприятия всегда проходят в увлекательной и непринужденной обстановке. Ученики с большим удовольствием отвечают на вопросы по изобразительному искусству, ведут дискуссии, с радостью демонстрируют свои работы.

Внеурочные занятия позволяют закрепить на практике знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства. Дети учатся видеть доброе и светлое, приобщаясь к миру искусства. Они применяют знания в жизни, и приобщаются к внешнему духовному миру – это важная составляющая в творческом воспитании учеников. Ведь познание окружающей действительности развивает фантазию, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Очень важно выполнение работ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства очень важно с одной стороны интерес к традициям, истории. С другой новейшие материалы, оборудование открывает возможность реализовать свои творческие способности. Учитель передаёт своё отношение к искусству, творчеству, свои знания и навыки. Раскрывает и развивает способности заложенные в ученике

Развитие творческой деятельности вне школьной программы. Учитель может использовать разные методы, давать более «глубокий» , интересный материал, уделить больше времени работы с одаренными учениками, дать возможность детям проявить себя. Например, ученикам интересно участвовать в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», темы могут меняться «Портрет, пейзаж, натюрморт и т.д рассказывать о жизни известного живописца, Выполнить творческую работу в необычном стиле (по мокрой бумаге, нитками, песком и т.д) и организовать выставки, вернисажи. Интересно прошло занятие «Карнавал масок», при выполнении работ каждый может показать свою индивидуальность, фантазию. Очень интересно детям выполнять работы с использованием компьютерных технологий.

В процессе возникают и трудности, у школьников: нет свободного времени после уроков (усталость и большая загруженность, так как школа имеет музыкальный профиль, дети активно принимают участие в концертах районного и городского уровня, участвуют в конкурсах городских и всероссийских, подготовка к которым занимает много времени); Так же многие посещают другие кружки и секции.

Но могу сделать вывод, детям нравится изобразительное искусство и художественное творчество. Так как, формируется внутренний мир ребёнка, эстетическая культура и духовный мир учащихся. Они учатся анализировать произведения искусства, совершенствовать зрительное восприятие (фильмы об истории развития искусства и культуры, презентации); развивают образное мышление и восприятие, фантазию, чувство композиции, формы, цвета, пространства; учатся основам изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности, основам дизайна (мастер-классы).

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

4.Диагностические методики выявления способностей, познавательных интересов, уровня развития творческого потенциала.

VII. Работа практиканта по формированию 
творческих процессов в классном коллективе и приобщению учеников к изобразительному искусству и художественному творчеству.

Детское искусство начинается там, где начинаются эстетические оценки воспринимаемой действительности, хотя сама работа детей в этой области есть творчество, но не обязательно искусство»- писал В.С. Щербаков.

Формирование интересов у школьников начинается в школе, начиная с самого начала обучения до профессиональных интересов. Многие родители стремятся развить разнообразные способности у своих детей, и тут самое главное не перестараться. Поэтому школьному курсу включен предмет «Изобразительное искусство», где решается вопрос развития творческих способностей детей. Каждый ребенок изначально творец, поэтому на уроке нужно создавать такие условия, чтобы потребность в творчестве не исчезла, а наоборот развивалась. Таким образом, главный помощник в знакомстве с творчеством в школе является педагог. Если учитель профессионал своего дела, всегда будет искренним, справедливым, любить и уважает своих учеников, то будет получить свои плоды от работы. Приступив к педагогической практике, я поставила перед собой цель: как воспитать творчески свободную личность в обычной школе.

Задачи :-способствовать передавать отношение ,настроение, образную характеристику изображаемого;

- формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, способность самореализоваться;

-воспитывать интерес к творческой деятельности, стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

На уроках изобразительного искусства в 6 классе, я старалась водить проблемные ситуации, иногда давала возможные пути решения. Учитывая возрастные психологические особенности этого возраста, подростки это ещё не взрослые , но уже и не дети. Я предложила детям проявить самостоятельность в решении учебной задачи. В решении художественно-образной задачи учащиеся провели исследовательскую работу и прошли следующие стадии. Мне пришлось не показывать пути решения, а плавно подвести детей к правильному решению. Первое постановка необычной, несформированной художественной задачи, которая вызывает недоумение. Второе- -нужно сформировать образ художественного замысла, далее мы пробовали решить, использовали разные пути решения, делали эскизы. Четвертый этап это, как озарение, когда явно представляешь художественный образ. А далее рождение образа, результат проведенной работы. Начало работы было трудное, но в итоге осваивая одну и ту же тему на основе общих идей, каждый создал свой образ не похожий на остальные, каждый ученик смог проявить себя.

Я старалась подпитывать творчество детей, вооружая его новыми средствами. Знакомила со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности. По наблюдениям и исследованиям заметно, хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают и внимательнее слушают. Применяла различные методы работы: поощрение, веру в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.


В процессе проведения занятий заметила, когда использовалась нетрадиционной техникой рисования, проведением интегрированных уроков ,использовала компьютерные технологии, у учащихся повысилась интерес к рисованию. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Булатова Оксана Геннадьевна , стажер-практикант, проходила стажировку, в ГБОУ СОШ № 8 «Музыка» города Санкт-Петербурга. В ходе выполнения практики применила полученные теоретические знания на практике, усовершенствовала практические навыки, узнала много интересного. Научилась работать с информационными источниками. Получила удовлетворение от выполненной работы, которая требовала много времени, терпения. Выявила проблемы, над которыми придётся более тщательно поработать.


Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и выставках. Я уверена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разные мысли и чувства. Для того что бы привить желание заниматься творчеством, нужно создать условия для самореализации, мотивировать детей. И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам, в первую очередь, должен быть творческой личностью, любить свой предмет и жить интересами ребенка. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей. Я считаю, что моя работа достигла поставленных целей и задач.


VIII. Отзыв и мнение о проделанной творческой работе.

(8-10 предложений)

Булатова Оксана Геннадьевна проходила практику в ГБОУ СОШ №8 «Музыка» города Санкт-Петербурга. За время прохождения практики показала себя грамотно подготовленным, образованным, человеком. Уроки и занятия подготовлены и проведены методически верно. При проведении уроков и занятий использовала различные методы и приёмы. Активно вовлекала детей в исследовательскую и проектную деятельность. Показала себя старательным и дисциплинированным учителем. Знает методику преподавания, умением работать с детьми. Принимала участие в заседаниях МО. Организовала выставку творческих работ «По фронтовым дорогам». С практикой стажёр-практикант Булатова О.Г. справилась.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!