СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное ковроткачество как средство приобщения обучающихся к родной культуре

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает обучающихся к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждает целую гамму эмоций (гордость за выполненную работу, захва-ченность работой, энтузиазм и др.). Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение не только для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности, но и для формирования творческой активности, самостоятельности, социальной активности. Правильно поставленное художественное обучение развивает в воспитанниках жажду творческой деятельности, - по К.Д.Ушинскому, это две стороны единого процесса обучения. Творческая самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно, в соответствии со своими способностями, в том числе художественно-творческими.

Просмотр содержимого документа
«Художественное ковроткачество как средство приобщения обучающихся к родной культуре»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

им. Н. В. ПЛЕВИЦКОЙ»


Специальность «Художественное ткачество и ковроткачество»




МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«Художественное ковроткачество как средство приобщения обучающихся к родной культуре»






Автор: Ворошилина Е. М.,

преподаватель

ОБПОУ «Суджанский

колледж искусств

им. Н. В. Плевицкой»







г. Суджа – 2023г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Декоративно–прикладное искусство, как средство приобщения к народной культуре……….………...………………………………………………….…......4

Этнокультурное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………….……………………….6

Заключение……………………………………………………………………..…9

Список литературы………………………………………………………………10































Введение

В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает обучающихся к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждает целую гамму эмоций (гордость за выполненную работу, захва-ченность работой, энтузиазм и др.). Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение не только для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности, но и для формирования творческой активности, самостоятельности, социальной активности. Правильно поставленное художественное обучение развивает в воспитанниках жажду творческой деятельности, - по К.Д.Ушинскому, это две стороны единого процесса обучения. Творческая самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно, в соответствии со своими способностями, в том числе художественно-творческими.

Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Не только к русской, но и к культурам малых народов, живущих в нашей стране (народы Поволжья, Сибири и пр.) Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народного быта (для ответа на вопрос «какие мы?»), проявляется высокий интерес к русской истории. По всей России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народной культуре. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались.

Но важно не только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение не просто узнали, но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Если не думать об этом, то тогда какой смысл в изучении и сохранении?

Как, это не печально, но на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.

Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса.

Декоративно–прикладное искусство, как средство приобщения к народной культуре

На мой взгляд, задача образования, приобщение обучающихся к народной культуры. Важно, чтобы обучающиеся присвоили культуру себе.

Здесь на первый план выступает проблема мотивации обучающихся. Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации обучающихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации - это получить «вещичку», сделанную своими руками.

В этом смысле народные ремесла предоставляют большой простор для фантазии и выбора. На основе традиции можно работать практически с любыми материалами.

С эстетической точки зрения существует большое разнообразие самобытных стилей и направлений, локальных традиций. Кроме того, есть что изучать. При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и надо вводить молодых людей в народную культуру. Даже минимальная польза от прикладного творчества на основе традиции - это эстетическое влияние на исполнителя.

Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.

Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка это важно в период идентификации, самоопределения.

Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровня.

Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд.

Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение молодого человека в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.




























Этнокультурное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства


Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его направленность на народную культуру. Народная культура предполагает приобщение школьников к этнической культуре (или культурам) в учебных заведениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с учреждениями культуры и средствами массовой информации. Базовой целевой установкой культурного образования является гармонизация развития личности учащихся в единстве духовно-нравственных, социокультурных, психологических условий и составляющих такого развития. Сохранение родного языка, богатства этнокультурного и духовного наследия с одной стороны, включение в гражданскую, государственную целостность посредством овладения русским языком, знания истории Российского государства, правовых основ РФ, уважения права современной личности на культурную идентичность.

Освоение декоративно-прикладного искусства, традиционного для данного региона способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В настоящее время идеи декоративно- прикладного образования достаточно широко внедрены в практику учебных учреждений (национально - региональный компонент).

Декоративно-прикладное искусство внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России. В частности, в нашей Курской области одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование у обучающихся бережного отношения к культуре родного региона.

Народная культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народное искусство, народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения трансляции). Именно народное искусство в полной мере отражает историческую эпоху, социальные отношения, уровень развития материального производства, технологии и т.д.

В нашем современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Я считаю необходимым, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение национальной культуры, традиций, языка.

Красота родной природы, особенности быта местного народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных умельцев и мастеров.

Приобщаясь к народному творчеству, обучающиеся не только усваивают историю, традиции, культуру своих предков, но так же развивают основные психологические процессы: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Декоративно-прикладное искусство все чаще находит воплощение в практике молодых людей.

Накопленный опыт знакомства обучающихся с народными традициями и творчеством, причем художественно-трудовая деятельность, декоративно-прикладное искусство, занимают в этом направлении ведущие позиции.

Образовательная область «Художественное ковроткачество» направлена на ознакомление с традиционными Курскими коврами – цветочным, геометрическим и высоковорсовым. При ознакомлении молодых людей с произведениями декоративно - прикладного искусства  я учитываю тот уровень технических умений, которым учащиеся овладели в предыдущих группах, и на этой основе строю дальнейший процесс обучения. 
Курское декоративно-прикладное искусство обладает всеми характеристиками народного творчества. Его истоками и причинами своеобразия являются особенности местного традиционного уклада жизни и труда, что делает его более понятным, эмоционально близким и привлекательным для обучающихся любого возраста. Его успешному усвоению также способствуют некоторые своеобразные черты (геометрический характер и простота орнаментальных мотивов; яркость, но, вместе с тем, четкая определенность цветовых сочетаний и др.).

Работа  по  ознакомлению обучающихся с  декоративно – прикладным искусством Курской области ведется в 3-х направлениях: 
1. ознакомление с традиционными Курскими коврами; 
2. выполнение копий традиционных ковров; 
3. изготовление собственного ковра, выполненного по традициям Курской области.

При ознакомлении обучающихся с произведениями декоративно - прикладного искусства  я учитываю тот уровень технических умений, которым дети овладели в предыдущих классах, и на этой основе строю дальнейший процесс обучения.

Обучение национальному декоративно – прикладному искусству можно рассматривать как одну из реальных возможностей решения задачи этнокультурного воспитания, играющего огромную роль в достижении цели развития личности. Изучение культуры Курской области не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания обучающихся даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности;

-   воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-   использование в работе разнообразных доступных и интересных форм и методов работы.

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру занятий содержания педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.





Заключение


  Развитие художественно-творческих способностей обучающихся в процессе освоения художественного ковроткачества становится эффективным, если осуществляется на основе проблемно-ориентированного обучения, посредством дополнительных образовательных программ, предполагающих «погружение» в художественно-творческую среду. Решая данную задачу исследования, мы пришли к выводу, что сущность развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе освоения художественного ковроткачества состоит в том, что данный процесс должен рассматриваться как выявление собственной художественной индивидуальности. Процесс развития художественно-творческих способностей школьников целесообразно строить через организацию дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству). Содержание процесса развития художественно-творческих способностей обучающихся через обучение художественному ковроткачеству включает в себя организацию учебного процесса в рамках дополнительного образования по декоративно-прикладному профилю с обязательной реализацией системы художественных проблемно-творческих задач, обеспечивающих саморазвитие. Для успешного осуществления процесса развития художественно-творческих способностей школьников необходимо создание определенных педагогических условий. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития художественно - творческих способностей обучающихся в процессе приобщения к художественному ковроткачеству, являются: обучение и воспитание без принуждения; создание в образовательном пространстве творческой среды и культа творчества; выстраивание системы педагогической поддержки художественно- творческого развития.















Список литературы


1. Раджабов ИМ., А.Ш. Шахаев Творчество народных мастеров в эстетическом воспитании школьников / учеб.пос.- Махачкала.- 2002

2. Развитие творческой активности школьников / Под. ред. A.M. Ма-тюшкина. -М.: Педагогика,

3. Развитие творческой способности на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Материалы 3-х республиканских Катановских чтений. Абакан, 1996

4. Резерв успеха- творчеств / Под. ред. Г. Нойера и др. М.: Педагогика, 1989.

5. Реп Г. Восточные ковры. Берлин, 1996..

6. Рындак В.Г. Творческая деятельность как условие развития профессиональной компетентности // Тезисы докладов Всероссийской практической конференции. Курск, 1994






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!