СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное проектирование и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки "Дрессировщик и лев"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект 

Просмотр содержимого документа
«Художественное проектирование и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки "Дрессировщик и лев"»



Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»













ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОЙ ИГРУШКИ

«ДРЕССИРОВЩИК И Лев»




Выполнила:

Иванова Анастасия Михайловна


Научный руководитель:

Кирячек Ирина Анатольевна



Краснодар, 2022

оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...................................…...3

1 ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ИГРУШКИ.………………...............................................................................…....6

1.1 История создания текстильной игрушки …………………….…...................6

1.2 Педагогическая и воспитательная значимость ……………………...............9

1.3 Технология изготовления текстильной игрушки ……...……….….............10

2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОЙ ИГРУШКИ «ДРЕССИРОВЩИК И ЛЕВ».……………………………………………………………………................12

2.1 Предпроектные исследования………..………………..….............................12

2.2 Составление технического задания для проектирования текстильной сюжетно-образной игрушки………………………..……………..….........…......16

2.3 Создание эскизов и технического проекта…..................................................17

2.4 Моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»……………………….………………………………………………...…....20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………..………………......................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...28 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...........................................30
















ВВЕДЕНИЕ

Сюжетно-образные игрушки – это самый популярный вид игрушек, который представляет собой модели неодушевленных и одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр. Они формируют у ребенка представление об окружающем мире и о себе самом, так как с помощью таких игрушек можно создавать и моделировать реальные жизненные ситуации и события.

Чаще всего детей привлекают игрушки с яркими образами сказочных или необычных персонажей, особенно если они имеют функциональные особенности. Такие сюжетно-образные игрушки оказывают огромное влияние на развитие мышления и воображения, а в процессе игры ребенок знакомится с главными социальными явлениями и понятиями [1].

Актуальность данной работы заключается в знакомстве ребёнка с профессией циркового искусства – дрессировщиком и его деятельностью. Благодаря этому у ребенка развивается воображение, общий кругозор, появляется интерес к изучению различных профессий, а также к культурной жизни общества.

Противоречие состоит в том, что в производстве текстильных сюжетно-образных игрушек большое внимание уделяют анималистическим и сказочным персонажам. Игрушек, отражающие реальные профессии, производят меньше, из которых чаще всего встречаются самые базовые профессиональные специальности. Сюжетно-образные игрушки, которые знакомят детей с эстрадным искусством, представлены на современном рынке только образом клоуна.

Тема работы: «Художественное проектирование и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев».

Объект исследования: процесс дизайн-проектирования, моделирования и оформления игрушки.

Предмет исследования: текстильная сюжетно-образная игрушка.

Целью работы является разработка дизайн-проекта и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки.

Задачи:

- изучение истории создания текстильной игрушки;

- определение педагогической и воспитательной значимости;

- изучение технологии изготовления текстильной сюжетно-образной игрушки;

- художественное проектирование и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»;

- формирование технического задания для проектирования текстильной сюжетно-образной игрушки;

- создание эскизов;

- моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»;

- изложение проектного материала в пояснительной записке курсовой работы;

- оформление демонстрационных материалов.

Методологической базой послужила статья «Образная игрушка в психолого-педагогических исследованиях» педагога-психолога Н. Е. Парфеновой, в которой текстильная игрушка рассматривается как предмет-символ, включенный в определенный социальный и культурный контекст. Помимо этого рассмотрены основные функции текстильных игрушек.

Методы проектирования:

- предпроектный анализ: клаузура аналогов дизайн-проекта, три образа собственного дизайн-проекта;

- графическое проектирование: создание трех проекций и цветового решения текстильной сюжетно-образной игрушки в натуральной величине;

- художественный метод: подбор материалов для оформления и детализации внешнего вида текстильной сюжетно-образной игрушки;

- макетирование: технический рисунок дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки.

Теоретическая часть работы может быть использована в качестве информационной базы для индивидуального изучения.

Практическая значимость работы заключается в разработке дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев». Данный проект разработан на основе изучения аналогичных работ дизайн-проектов, свойства материалов, темы проектной работы и рациональных вариантов конструктивного моделирования, после чего были разработаны технические и цветовые эскизы изделия. Дизайн-проект направлен на развитие детского интереса к профессиям эстрадного искусства и тем самым решает проблему малого разнообразия сюжетно-образных игрушек на рынке детских товаров. Во внеучебной деятельности текстильная игрушка может выступать в качестве игрового персонажа, а на занятиях дополнительного образования может служить в качестве наглядного примера при изучении соответствующей темы.
















1 ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ИГРУШКИ

    1. История создания текстильной игрушки

Текстильная игрушка, в отличие от других типов игрушек, таких как, например, солдатики или куклы, не имеет долгой истории, уходящей вглубь тысячелетий. Ее жизненный путь насчитывает едва ли полторы сотни лет. Тем не менее, текстильная игрушка, появившись впервые в девятнадцатом веке, по популярности вряд ли уступает другим видам детских игрушек, а то и превосходит многие из них.

Первые текстильные игрушки представляли собой кустарно произведенные игрушки, сшитые из лоскутов различной ткани и набитые чем-нибудь мягким, например, ватой, соломой или тканью. Их украшали глазками-пуговицами, а также иногда различными аксессуарами, вроде шейных бантиков. Их шили мамы, бабушки и няни для того, чтобы порадовать своих деток и воспитанников. Шили разнообразных животных, медведей, зайцев, слонов, а также тряпичных кукол. И, естественно, что такой востребованный продукт, как мягкая игрушка, просто не мог не выйти в фабричное производство [7].

Впервые в массовое производство мягкая игрушка вышла в Германии. В 1879 году один немецкий женский журнал предложил своей аудитории выкроить и сшить из фетра игрушку – слона. Одна талантливая рукодельница из городка Гинген, по имени Маргарет Штайфф, с детства находящаяся в инвалидной коляске, сшила несколько таких игрушек для своих племянников. Детям эти слоники так понравились, что они стали ими играть (Рисунок 1.1.1). Вот только тогда Маргарет уже целенаправленно создала свой зверинец с кроликами, слонами, обезьянами, верблюдами, осликами и другими очень симпатичными зверьками. Игрушки необыкновенно понравились деткам, их родителям, а также знакомым родителей.

Рисунок 1.1.1 — Штайфф М. Текстильная игрушка «Слон»

С этого момента Маргарет стала регулярно шить различных животных из разнообразной ткани, плюша и бархата. Ее игрушки пользовались бешеным спросом, и в один прекрасный день 1880 года, Маргарет совместно с сестрами открыла свою мастерскую по производству мягкой игрушки и лавку для их продажи. Благодаря высокому спросу на эти игрушки, очень скоро небольшая мастерская превратилась в настоящую фабрику мягкой игрушки «Штайфф», где работали многочисленные родственники Маргарет. Ассортимент фабрики был обширен и пожалуй не уступил бы ассортименту любой современный фирмы [8].

Венцом творения мастеров в начале XX века стал очаровательный мишка Тедди, получивший свое имя благодаря президенту США Теодору Рузвельту (Рисунок 1.1.2). С его появлением история возникновения текстильной игрушки приобрела иной ракурс.

В 2003 году история появления текстильных игрушек отметила свой первый вековой юбилей. Со дня массового выпуска плюшевых медведей прошло ровно 100 лет. И если раньше внимание уделялось преимущественно этим обитателям леса, то в наши дни разнообразие товаров бьет все мыслимые рекорды. Конечно, мишки все также лидируют в хит-параде любимых героев, но к ним добавились: плюшевые зайцы, змеи; мягкие лошадки, коты, слоны, собаки и пр.; герои любимых мультипликационных фильмов и кино; вымышленные фантастические существа и обитатели сказок.

Рисунок 1.1.2 — Штайфф М. Текстильная игрушка «Мишка Тедди»

Игрушки неизменно привлекают к себе восхищенные взгляды как взрослых, так и малышей. Именно поэтому, сколько бы десятилетий не насчитывала история создания текстильных игрушек, они все также остаются желанными подарками. Тем более, что качественные сертифицированные изделия делаются из приятных на ощупь материалов, безопасных для здоровья и самочувствия.

За век своего существования они приобрели множество важных умений, среди которых возможность петь песни, проигрывать музыку и даже танцевать в такт звучащим аккордам. Текстильные игрушки все чаще становятся помощником в освоении малышами счета и алфавита, так как проговаривают вслух нехитрые азы изучаемых наук. С интерактивными изделиями можно весело играть, невзирая на текущий бег стрелок часов. Подобный соратник по играм запросто становится одним из наиболее ярких воспоминаний о детстве. В любой период жизни ребенка важно правильно подбирать игрушки, так как в детстве воображение развивается очень бурно, и направить его надо в нужное русло. Необходимо помнить, что игрушки должны привить ребенку правильный эстетический вкус [6].



1.2 Педагогическая и воспитательная значимость

Текстильная сюжетно-образная игрушка в целом формирует у ребенка представление об окружающем мире и о себе самом, так как с помощью нее можно создавать и моделировать реальные жизненные ситуации и события. Поэтому в процессе игры с сюжетно-образными игрушками ребенок знакомится с главными социальными явлениями и понятиями. Ученые доказали, что игры с сюжетно-образными игрушками эффективно развивают личностную сферу ребенка, прямым образом влияя на его социально-эмоциональные позиции. Такая игрушка помогает ребенку включиться в мир людей. Это происходит потому, что в сюжетной игре он может отразить свой опыт и выразить чувства, переиграть то, что его волнует, воспроизводя действия людей или сказочных персонажей. Сюжетная игра помогает ребенку не только выразить себя (свой опыт, свои знания и переживания), а и освоить раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Также игрушки побуждают детей к речевой активности и используются для обогащения словаря.

Сюжетно-образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними, а игры с ними помогают ребенку защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников [1].

Не случайно именно сюжетно-образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А текстильные игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Сюжетно-образная игрушка, так или иначе связанная с любым видом искусства и обладая с ним общими свойствами – изобразительностью и выразительностью, имеет совершенно особую черту – динамичность, которая и позволяет ей стать предметом детской игры, поскольку игрушка предназначена не для любования (статики), а для действия. Для такой сюжетно-образной игрушки характерны такие особенности: определенное социальное содержание, близость образа игрушки восприятию и пониманию ребенка, динамичность и эмоциональную насыщенность содержания и формы.

Текстильная сюжетно-образная игрушка «Дрессировщик и лев» будет близка и понятна ребенку, потому что одновременно отражает реальность и сказку. Значение и специфика такой игрушки заключается в живом воздействии художественного образа на личность. Цирк – это один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Через различные проигрывания ситуаций с данной игрушкой, ребенок совершенствует свои нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, у него формирует эстетический вкус и развивается грамотная речь, фантазия, воля и память.

Благодаря такой сюжетно-образной игрушке, отображающей творческую, необычную профессию ребенок сможет научиться выражать свое собственное отношение к добру и злу, преодолевать робость, неуверенность, застенчивость, при этом будет развиваться общечеловеческая универсальная способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребёнка такая игрушка послужит хорошей возможностью хотя бы ненадолго стать героем и поверить в себя [9].


1.3 Технология изготовления текстильной игрушки

Чтобы самостоятельно создать уникальную текстильную игрушку, нужно продумать ее модель и найти все необходимые инструкции по ее изготовлению. В Интернете можно найти множество подходящих вариантов выкроек, но не стоит забывать и о старых-добрых книгах с выкройками и журналах для рукодельниц. Кроме того, можно взять старую изношенную мягкую игрушку, аккуратно ее распороть и перевести детали на ткань как выкройку.

Для пошива игрушки можно использовать разнообразие тканей. У каждой ткани есть свои плюсы. Трикотаж хорошо тянется, искусственный мех отлично подходит для создания гривы и шерсти текстильных животных, шелк поможет в создании красивых кукольных платьев, хлопок – натуральный и не капризный в стирке и материал с многообразием расцветок, бархат необыкновенно приятен на ощупь, а фетр очень мягкий и уютный.

В старину игрушки набивали стружками и опилками, бутонами хлопка. Сегодня есть множество различных вариантов для набивки изделия, а также большой выбор необходимых материалов для шитья. Технологии изготовления текстильных игрушек в целом одинаковы. Сначала нужно подобрать выкройку и все нужные материалы: ткани постирать, погладить и при необходимости отпарить. Затем выкроить части и наметать детали по нарисованному контуру. После наметки нужно прострочить детали уже на машинке и распустить наметочные швы. Далее набиваются детали игрушки, а затем пришиваются друг к другу. Завершающим этапом является оформление внешнего вида и дополнение игрушки необходимыми деталями [10].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что текстильная сюжетно-образная игрушка это универсальное средство всестороннего воспитания ребенка и отличный вариант для создания уникального авторского образа. Кроме развлекательной функции, текстильная игрушка содержит в себе важнейшую роль в полноценном развитии ребенка: в развитии тактильных ощущений. Ребенок постоянно трогает и ощупывает игрушку, что в свою очередь формирует у него представление об окружающих предметах. Таким образом, развивается мелкая моторика, что в свою очередь важно для интеллектуального развития.





2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОЙ ИГРУШКИ

«ДРЕССИРОВЩИК И ЛЕВ»


2.1 Предпроектные исследования


Для разработки дизайн-проекта и моделирования текстильной сюжетно-образной игрушки необходимо изучить уже существующие аналоги и виды текстильных кукол, основные материалы для изготовления дрессировщика и текстильной игрушки льва. Чтобы определить примерный вид текстильной куклы дрессировщика и льва нужно рассмотреть виды текстильных кукол и анималистических текстильных животных.

К основным видам текстильных кукол относятся: Тильда, Снежка, Тыквоголовка, куклы-примитивы или чердачные куклы, Вальдорфская кукла, Тряпиенсы, текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы, авторская текстильная кукла [11].

Тильда – первая и самая популярная текстильная кукла. Это набивная кукла, сшитая из обрезков или цельных кусочков льна, у нее довольно узнаваемый и в то же время условный силуэт, который создается с помощью ваты или холлофайбера. Обычно тильда обладает длинными ногами, довольно пухлым туловищем, на мордочке у нее глазки-бусинки, румянец и довольно внушительный нос. Тильда может быть девушкой, кошкой, почтальоном, дояркой и даже Санта-Клаусом [12].

Снежка – это мягконабивная игрушка, которая благодаря массивным ногам способна устойчиво стоять на любой поверхности. Тильды же в своём большинстве могут только сидеть. Особенностей у снежной куклы очень много. Во-первых, она не имеет лица как такового. Во-вторых, такие куклы всегда в обуви. Широкие ботинки, босоножки, туфли, мокасины – это фирменный знак Снежки. В-третьих, отличительной особенностью еще является её вес [13].

Тыквоголовка – это примитивная текстильная кукла с непропорционально большой круглой головой, сшитой из пяти клиньев таким образом, что один из швов проходит вертикально вдоль линии носа. Лица у таких кукол традиционно рисуются красками. Одежда обычно насыщена деталями [14].

Чердачная кукла – это простая по выкройке кукла из натуральных тканей (хлопок, лен, шерсть, бязь), которая специальным образом состарена, потрепана и пропитана ароматами кофе, какао, ванили или корицы [15].

Вальдорфская кукла – первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды – хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос – хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины [16].

Тряпиенсы – японские или корейские текстильные миниатюрные куколки. Это сборный образ, навеянный героями японского «аниме», американской «Барби», куклами-примитивами. Куколок делают ростом от 40 до 50 см. Часто тряпиенс путают с тильдами. Но это совершенно разные виды кукол и общего у них только то, что изготавливают их из ткани [17].

Текстильная шарнирная кукла – это кукла, сделанная с использованием шарнирных соединений, которые придают ей подвижность. Шарниры крепят в шею, локти, запястья, колени, торс и бедра. Благодаря этому кукла может принимать множество поз. Классическая кукла шарнирная изготовляется из полиуретана – пластичного материала [18].

Каркасная кукла – это игрушка, основа которой изготовлена из гибкого материала. Зачастую для этих целей используется проволока, так как она прочная, хорошо гнется, легко деформируется, принимает необходимую форму. Стоимость таких игрушек достаточно высока, некоторые экземпляры вообще выполняют под заказ.

Современная текстильная авторская кукла является особым видом искусства, синтезом скульптуры, живописи, дизайна, театра. Такие куклы могут быть очень разнообразны по исполнению, оформлению внешнего вида и самих форм тела. Каждая кукла ручной работы оригинальна и неповторима. Кукла, являясь одним из ярких отражений культуры, близка и понятна любому человеку. Этот удивительный вид творчества сейчас приобретает все больше любителей и поклонников. Искусство художественной авторской куклы на современном этапе развития привлекает и заинтересовывает не только мастеров, но также коллекционеров и просто зрителей [19].

К видам анималистических текстильных игрушек относятся: реалистичные, примитивные, анималистические текстильные игрушки с подвижными частями тела и неподвижными.

Реалистичные анималистические текстильные игрушки – это игрушки в виде правдоподобных животных, с максимальными похожими чертами и окрасом. В основном такие игрушки не подвижны, иногда имеют каркас.

Примитивные анималистические текстильные игрушки изготавливаются из двух или четырех выкроек. Обычно предназначены для декорирования чего-либо.

Анималистические текстильные игрушки с подвижными частями тела и неподвижными – это игрушки с приближенным образом к животным. Подвижные части тела обычно крепятся на пуговицы.

Существуют различные виды крепления подвижных частей тела текстильной игрушки: пришивное, нитяное, пуговичное, шплинтовое, болтовое.

Пришивное крепление – это самый распространенный способ крепления, потому как не требует специальных знаний и инструментов. Все что необходимо сделать – это наметить положение готовых лап на туловище (сделать это можно с помощью портновских булавок или обычной иголки), и затем просто пришить лапку к туловищу.

Нитяное крепление подразумевает подвижные лапки, благодаря чему игрушка может принимать различные позы, а значит, играть с ней станет интересней. Все что необходимо – это длинная игла и толстая нить, например пряжа. Лапки точно также сначала нужно расположить на своих местах с помощью портновских булавок (чтобы ничего не съехало во время работы), а затем начать крепить. Туловище протыкается насквозь, а лапки захватываются с внутренней стороны. После прошивки достаточно сделать один узелок с любой стороны между туловищем и лапкой.

 Суть пуговичного крепления такая же, как и у нитяного. Для крепления 4 лап нужны 4 пуговицы. Если задумана подвижная голова – 6 пуговиц. Пуговицы должны располагаться с наружной стороны лап.

Шплинт – это металлическое крепление, изготавливаемое в виде проволочного стержня полукруглого сечения, согнутого пополам с образованием ушка в месте сгиба. Такое крепление аналогично вышеописанному пуговичному креплению головы, т.е. диски остаются внутри игрушки, а вместо нити здесь металлический шплинт [20].

После изучения основных видов текстильных кукол и учитывая игровую значимость игрушки «Дрессировщика», наиболее подходящим вариантом является авторская текстильная кукла. Ее особенность заключается в неповторимости создания и оформления образа. Для создания текстильной игрушки «Лев» был выбран вид анималистической текстильной игрушки с подвижными частями тела на нитяном креплении. Чтобы сформировать приблизительный образ текстильной куклы дрессировщика, были изучены существующие аналоги мастеров рукоделия, которые создают изделия для продажи. Первый аналог куклы-мужчины принадлежит Мими Кихнер (Рисунок 2.1.1а). Образ предельно прост как по пошиву изделия, так и по оформлению. Кукла от автора Кристины Целыковской имеет, в отличие от предыдущего варианта, подвижные руки, ноги и более сложный крой (Рисунок 2.1.1б). Последний аналог от Игоря и Анастасии Скуратовых, создан при помощи проволочного каркаса, за счет чего можно добиться гибкости куклы и тонко выполнить необходимые части тела (Рисунок 2.1.1в).

а) б) в)

Рисунок 2.1.1 — Аналоги текстильных кукол: а) кукла Мими Кихнер; б) кукла Кристины Целыковской; в) кукла Игоря и Анастасии Скуратовых

Все авторские текстильные игрушки содержат в себе разные приемы выполнения, материалы и внешнее оформление, поэтому каждый образ у каждого мастера получается уникальным и неповторимым. Благодаря анализу аналогов текстильных игрушек легче сформировать свой образ, представить последовательность выполнения изделия и определиться с необходимыми основными материалами [2].


2.2 Составление технического задания для проектирования текстильной сюжетно-образной игрушки


Исходя из проведенного анализа видов текстильных кукол, анималистических игрушек и крепления, ставим определенную задачу: разработать и создать текстильную сюжетно-образную игрушку «Дрессировщик и лев». Данная игрушка должна отвечать педагогическим, эстетическим и конструктивным требованиям.

Текстильная сюжетно-образная игрушка «Дрессировщик и лев» предназначена для детей дошкольного возраста, основана на общих принципах сюжетной игры и содержит в себе развивающую и психотерапевтическую функцию. Данная игрушка будет знакомить ребенка с культурной частью общества, и способствовать развитию творчества, самовыражения и эстетического вкуса [1].

Реализуемые виды деятельности: познавательная, игровая и творческая.

Текстильная сюжетно-образная игрушка «Дрессировщик и лев» это игрушка, которая обогатит кругозор ребенка в области профессиональных возможностях. Сформирует представление о необычных видах деятельности и познакомит с культурой цирка. Передаст необычный образ и эстетику циркового искусства.

Игрушка может широко использоваться в учебно-воспитательной работе и творчестве, при работе с детьми дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, в частности для развития технического и художественного творчества. Содержание и оформление игрушки определены воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

Сюжетно-образная игрушка «Дрессировщик» представляет собой текстильную куклу с подвижными частями тела. Костюм не предназначен для раздевания и одевания. Аналогичная анималистическая игрушка «Лев» является мягконабивной, с нитяным креплением конечностей.


2.3 Создание эскизов


Для определения визуального образа текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик» необходимо изучить аналогичных персонажей и отобразить их в клаузуре дизайн-проекта (Рисунок 2.3.1).

Рисунок 2.3.1 — Клаузура аналогов дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик»

В клаузуре представлена иллюстрация дрессировщика из детской книги; персонаж-кукла, сделанная из пластика для мультфильма, и векторный образ.

Для представления анималистической текстильной игрушки «Лев» клаузура не требуется, потому что игрушка проста и понятна. Дальше необходимо изобразить три собственных образа дизайн-проекта, с разным представлением костюма и оформления головы (Рисунок 2.3.2).

Рисунок 2.3.2 — Три варианта собственного образа дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик»

После определения наиболее удачного цветового и образного решения создаем три проекции текстильной игрушки дрессировщика (Рисунок 2.3.3а). Затем надо показать три проекции льва (Рисунок 2.3.3б). Необходимо изобразить вид спереди, сбоку и сзади для понимания внешнего оформления и объемности фигуры.

а) б)

Рисунок 2.3.3 — Три проекции дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки: а) дрессировщик; б) лев

Чтобы при создании игрушек не нарушить пропорции необходимо изобразить их вместе. При проектировании игрушек в натуральный размер необходимо учесть их размеры по отношению друг ко другу. Помимо этого на эскизе размещены образцы тканей, из которых будут изготавливаться игрушки (Рисунок 2.3.4).

Рисунок 2.3.4 — Цветовое решение дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»

Завершающим этапом создания всех необходимых эскизов является изображение необходимых выкроек для пошива тела куклы дрессировщика (Рисунок 2.3.5а). Также формируем выкройки для игрушки льва (Рисунок 2.3.5б).

а) б)

Рисунок 2.3.5— Выкройки текстильной сюжетно-образной игрушки: а) дрессировщик; б) лев

После проделанной выше работы, можно приступить к моделированию

дизайн-проекта текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев».


2.4 Моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»


Для создания текстильной игрушки дрессировщика потребуются такие материалы и инструменты, как: бязь бежевого, фиолетового, черного цветов; плотная трикотажная ткань в рубчик; атлас золотистого цвета; ткань полиэстер красного цвета; белый шифон; нитки белые, черные, красные; карандаш красный, бежевый; распарыватель; ножницы; игла; пятимиллимитровая лента красного цвета; золотая нить мулине; золотая декоративная лента; гуашь белая и черная; акриловый лак; кисть тонкая; клей ПВА; синтепух; блестящий черный фоамиран; шерсть коричневая и игла для валяния № 38; серебряные блестки; полубусины маленькие белые; бежевая и черная нити мулине; большая кисть «Белка»; самозатвердевающаяся глина.

Для начала нужно подготовить выкройки тела куклы. С помощью кальки необходимо перенести изображения выкроек на ткань. Главное не забыть оставить место на припуски 0,4-0,5 мм. Вырезать детали для создания тела дрессировщика надо из бязи бежевого цвета. На машинке прострочить все детали по нарисованному контуру, оставляя небольшое отверстие для выворачивания и набивки. Далее нам нужно будет вырезать наши детали. После этого хорошо набить туловище, ноги, руки и голову синтепухом. После набивки зашить все отверстия. Теперь можно пришить ноги к туловищу. Руки будут пришиты после создания жилетки [3].

Для пошива головы необходимо сначала сшить детали ушей, затем лицевую и затылочную части головы. Сделать надрез для шеи на затылочной части головы и набить ее синтепоном. Изначально планировалось сформировать нос кукле благодаря утяжки ткани по форме носа. Позже было решено пришить нос, отдельно вырезав его из ткани. Далее надо пришить уши и нос, а затем насадить голову на шею и потайным швом пришить. Тело куклы дрессировщика готово (Рисунок 2.4.1).

Рисунок 2.4.1 — Готовое тело куклы

Следующий этап – это создание костюма.

Детали для штанов выкроить из плотной трикотажной белой ткани в рубчик, для жилетки – из золотистого атласа. Также пройти на машинке по швам, отступая место на припуск. Прогладить все элементы одежды. Вывернуть изделия и надеть на куклу штаны, затем жилетку. Из белого шифона вырезать прямоугольник 6 см на 8 см. Из него нужно сформировать жабо, характерное для костюма дрессировщика. Как только складки под жилеткой получится сформировать, надо пришить их к жилетке и соединить потайным швом между собой (Рисунок 2.4.2).

Рисунок 2.4.2 — Создание костюма

Приступить к оформлению лица куклы.

Вязальной коричневой ниткой вышить волосы кукле и свалять из нее, при помощи иглы для валяния №38 усы. Для большей плотности пропитать заготовки усов клеем ПВА. Как только они просохнут, приклеить их под носом. Нарисовать гуашью глаза, а при помощи красного и бежевого карандашей нанести румянец на нос и щеки. Глаза необходимо покрыть акриловым глянцевым лаком (Рисунок 2.4.3).

Рисунок 2.4.3 — Оформление лица куклы

Теперь можно приступить к созданию шляпы. Формируем выкройки для шляпы по размерам головы. Из блестящего фоамирана вырезать заготовки для шляпы и сшить их вместе. Приклеить на шляпу красную ленту и золотую нить вокруг цилиндра. Теперь необходимо с помощью большой кисти «Белка нанести серебряные блестки на шляпу, предварительно нанеся клей ПВА (Рисунок 2.4.4).

Рисунок 2.4.4 — Создание шляпы

Пошив пиджака.

Из красной полиэстровой ткани необходимо выкроить детали для внешней части пиджака. Внутреннюю часть необходимо выкроить из черной ткани, кроме детали для спины. Она будет выкраиваться из фиолетовой. Весь пиджак состоит из 14 частей: 2 для спины; 4 для раздвоенного хвоста; 4 для рукавов; 4 для передней части. Прогладить и сшить пары выкроек друг с другом, а затем между собой. Рукава необходимо вывернуть на 1 см. Уложенный воротник прогладить по месту сгиба и стежком прихватить к основной части пиджака [4].

Далее на воротнике и на рукавах вышить золотой нитью мулине узоры, которые изображены на эскизе куклы. Сформировать из золотой декоративной ленты наплечники и пришить к пиджаку (Рисунок 2.4.5).

Рисунок 2.4.5 — Готовый пиджак

Теперь можно пришить кукле руки, надеть на нее пиджак и пришить к голове шляпу. Приклеить три полубусины на жилетку, стразик на жабо и прошить бежевой ниткой мулине линии пальцев. Также создать на правой ладони две петли, благодаря которым в руке дрессировщика будет держаться шамберьер (хлыст). Его было решено добавить для придания образу законченного вида (Рисунок 2.4.6).

Рисунок 2.4.6 — Завершение изготовления костюма дрессировщика

Планировалось сшить обувь дрессировщику из кожзама, но эта идея была отклонена после неудачной попытки. Сапоги кукле необходимо слепить из самозатвердевающейся глины. После просушки покрыть их черной гуашью, а затем акриловым лаком. Сразу приступить к созданию шамберьера. Для этого надо скрутить между собой черные нитки мулине, пропитать их клеем ПВА и распушить кончик (Рисунок 2.4.7).

Рисунок 2.4.7 — Сапоги и шамберьер

Для крепления сапог, надо отрезать текстильные ноги почти по колено. Стянуть края, образовавшегося отверстия и приклеить сапоги на суперклей. Шамберьер вдеть в две петли на ладони правой руки.

Для представления и демонстрации куклы «Дрессировщик», была приобретена специальная подставка для кукол (Рисунок 2.4.8).

Рисунок 2.4.8 — Заключительный этап изготовления куклы «Дрессировщик»

Для пошива анималистической текстильной игрушки «Лев» необходимы материалы и инструменты такие, как: плюш песочного цвета; нитки подходящего цвета; темно- и светло-коричневая нитки мулине; акриловые коричневые нитки; синтепон; две бисерки черного цвета; распарыватель; ножницы; игла; синтепух [3].

Все детали тела льва перенести с помощью копирки на плюш песочного цвета, оставить припуск, вырезать и прошить на машинке. Оставить отверстия для набивки. Вывернуть детали и наполнить синтепухом, а затем зашить отверстия потайным швом. Пришить голову льва к туловищу.

Сразу можно приступить к созданию пышной гривы. Для этого отрезать необходимой длины акриловые нити и небольшими пучками пришивать их вокруг шеи несколькими стежками (Рисунок 2.4.9).

Рисунок 2.4.9 — Пошив анималистической текстильной игрушки «Лев»

На мордочку пришить черный бисер (для глаз) и вышить коричневой ниткой мулине нос. Прикрепить к телу льва лапы при помощи нитяного крепления. Также пришить к голове уши и к задней части туловища хвост, предварительно вышив нитками мулине лохматую кисточку [5].

Это была завершающая часть пошива игрушки «Лев» (Рисунок 2.4.10).

Рисунок 2.4.10 — Готовая анималистическая текстильная игрушка «Лев»

Таким образом, была изготовлена текстильная сюжетно-образная игрушка «Дрессировщик и лев» (ПРИЛОЖЕНИЕ А), которая, хоть и сложна по технологии создания, но имеет уникальное исполнение и привлекательный яркий образ.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе выполнения текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев» была подтверждена актуальность, подробно изучены аналоги, сформировано техническое задание и определена педагогическая значимость.

Достигнутой целью работы является разработка дизайн-проекта и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев».

Цель работы достигнута благодаря поставленным и выполненным задачам:

- изучение истории создания текстильной игрушки;

- определение педагогической и воспитательной значимости;

- изучение технологии изготовления текстильной сюжетно-образной игрушки;

- художественное проектирование и моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»;

- формирование технического задания для проектирования текстильной сюжетно-образной игрушки;

- создание эскизов;

- моделирование текстильной сюжетно-образной игрушки «Дрессировщик и лев»;

- изложение проектного материала в пояснительной записке курсовой работы;

- оформление демонстрационных материалов.

Методологической базой послужила статья «Образная игрушка в психолого-педагогических исследованиях» педагога-психолога Н. Е. Парфеновой, в которой текстильная игрушка рассматривается как предмет-символ, включенный в определенный социальный и культурный контекст. Помимо этого рассмотрены основные функции текстильных игрушек.

Для достижения цели работы, были сформированы следующие методы: предпроектное исследование (изучение электронных ресурсов, специальной и периодичной литературы, анализ аналогов дизайн-проекта); графическое проектирование (создание цветовых эскизов и разработка проекта); художественный метод (подбор и изучение методов изготовления и оформления текстильной игрушки); макетирование (создание технического рисунка и создание изделия). После определения методов был составлен перечень требований к будущей игрушке и выбран оптимальный вариант для ее создания.

Итог работы представлен текстильной сюжетно-образной игрушкой «Дрессировщик и лев».

Теоретическая часть работы может быть использована в качестве информационной базы для индивидуального изучения, может использоваться в школах дополнительного художественного образования и общеобразовательного в качестве информационной базы и для проведения занятий по теме «Художник в цирке»

Практическая значимость работы заключается в формировании знаний о цирке и развитии интереса к профессиям эстрадного искусства. Богатый и яркий образ игрушки обогатит фантазию ребенка и сможет акцентировать внимание на отличительных элементах одежды дрессировщика. Во внеучебной деятельности текстильная игрушка может выступать в качестве игрового персонажа, а на занятиях дополнительного образования может служить в качестве наглядного примера при изучении соответствующей темы.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Специальная литература

1. Н. Е. Парфенова «Образная игрушка в психолого-педагогических исследованиях»: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psynavigator.ru/publikacii/obraznaya-igrushka-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah

Периодическая литература

2. Т. Като «Текстильные куклы: скульптурная техника. Интерьерные модели» 2014 г.

3. Т. Като «Шьем текстильных кукол. Основы моделирования и дизайна» 2017 г.

4. Е. Войнатовская «Авторская текстильная кукла. Мастер-классы и выкройки» 2017 г.

5. К. В. Холл «Мягкая игрушка» 2014 г.

Электронные ресурсы

6. Как правильно выбирать сюжетно-образные игрушки: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://shirpotreba.net/kak_pravilno_vybirat_syuzhetno-obraznye_igrushki#:~:text=%

7. История текстильных кукол: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/3220768-blog-istoriya-tekstilnyh-kukol-pervye-kukly-kak-i-zachem-poyavilis-2-chast

8. Как появились мягкие игрушки: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://natatoys.ru/raznoe/kak-poyavilis-myagkie-igrushki.html

9. Театральные игрушки и их значение для дошкольников: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/archive/teatralnye-igrushki.html

10. Как сделать мягкую игрушку своими руками: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tomato.moscow/kak-sdelat-myagkuyu-igrushku

11. Виды текстильных кукол: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mstoys.ru/s-chego-nachat/vidyi-tekstilnyih-kukol-kakuyu-igrushku-sshit

12. Что такое тильда — история куклы : [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toysew.ru/tilda/chto-takoe-istoriya-kukly.html

13. Мастер-класс по созданию куклы «Снежки» : [Электронный ресурс] Режим доступа: https://natrukodel.ru/hend-meyd/snezhka-kuklyi-tatyanyi-konne

14. Кукла «Тыквоголовка»: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.livemaster.ru/glossary/697-kukla-tykvogolovka

15. Чердачные куклы из ткани: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://babiki.ru/blog/textil/80006.html

16. Вальдорфская кукла: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

17. Тряпиенсы: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://babiki.ru/blog/raznoe-interesting/94624.html#:~:text=

18. Кукла шарнирная текстильная своими руками: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.syl.ru/article/188865/new_kukla-sharnirnaya-tekstilnaya-svoimi-rukami-master-klass#:~:text=

19. Художественно-образная реализация декоративных изделий. Авторская кукла: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://school-science.ru/6/16/36950#:~:text=

20. Виды крепления конечностей к игрушкам: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/@club_navse_ruki-vidy-krepleniya-konechnostei-igrushkam






































ПРИЛОЖЕНИЕ






















ПРИЛОЖЕНИЕ А

Текстильная сюжетно-образная игрушка «Дрессировщик и лев»

36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!