СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное своеобразие поэмы А.А.Блока "двенадцать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественное своеобразие поэмы А.А.Блока "двенадцать"»

Александр Блок  поэма «Двенадцать»  11 класс

Александр Блок поэма «Двенадцать» 11 класс

И Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом. Он отказался от эмиграции , считая, что должен быть с Россией в трудное время. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана . Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы
  • И Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом. Он отказался от эмиграции , считая, что должен быть с Россией в трудное время.
  • Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана . Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества.
  • Подтверждением этого мнения стали работы "Родина", "Скифы", "Возмездие", которое он так и не закончил писать.
  • В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии .
История создания поэмы  «Двенадцать»   «Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй,  главным произведением  – поэмой «Двенадцать». 

История создания поэмы «Двенадцать»

  • «Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй,  главным произведением  – поэмой «Двенадцать». 
3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать».  «Этой поэме суждено бессмертие».        А.В.Луначарский.  «Поэмой зачитывались белые и красные».       В.Маяковский.  Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.  «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»      (Из статьи Блока)
  • 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать».
  • «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
  • «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
  • Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
  • «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи Блока)
Черновики поэмы

Черновики поэмы

В 1918 году Блок пишет поэму
  • В 1918 году Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений.
  • После её издания все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Д. Мережковский, М.Пришвин, Ф.Сологуб, А.Ахматова и др.
  • В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.
Композиция   Композиционная особенность: она построена по принципу кольца.. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие. В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати».

Композиция

  •   Композиционная особенность: она построена по принципу кольца..
  • В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие.
  • В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати».
Основные образы – символы поэмы   стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый снег»;  старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»);  «маленький человек» (старушка, бродяга); Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев.  Развитие действия – 8 глава . Уж я семячки     Полущу, полущу…     Уж я ножичком     Полосну, полосну!.. -  Падение человеческое.  9 - 12 главы – появление новых образов : Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия.  «паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны.

Основные образы – символы поэмы

  • стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый снег»;
  • старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»);
  • «маленький человек» (старушка, бродяга);
  • Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев.
  • Развитие действия – 8 глава .

Уж я семячки

  • Полущу, полущу…
  • Уж я ножичком
  • Полосну, полосну!.. -

Падение человеческое.

  • 9 - 12 главы появление новых образов :
  • Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия.
  • «паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны.
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,- только он появляется в заключительной главе
  • Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе.
  • Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,- только он появляется в заключительной главе
Цветовая гамма поэмы Поэма построена на  контрасте :  «черный вечер»  и  «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом:  «Кругом огни, огни, огни…»  А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет  «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

Цветовая гамма поэмы

  • Поэма построена на  контрасте«черный вечер»  и  «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом:  «Кругом огни, огни, огни…»  А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет  «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой - «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади - голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. 
  • Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой - «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади - голодный пес… Впереди – Иисус Христос.»
  • Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. 
Иллюстрации к поэме А.Блока

Иллюстрации к поэме А.Блока

Ю.Анненков. Иллюстрации к поэме «Двенадцать». … И идут без имени    святого Все двенадцать – вдаль…

Ю.Анненков.

Иллюстрации к поэме «Двенадцать».

… И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль…

Символика поэмы   Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав. Двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Из отдельных деталей складывается пугающий образ:  «винтовок черные ремни» ,  «в зубах цигарка» ,  «примят картуз» , и как будто  апофеоз всему –  «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Символика поэмы

  •   Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
  • Двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Из отдельных деталей складывается пугающий образ:  «винтовок черные ремни»«в зубах цигарка»«примят картуз» , и как будто  апофеоз всему –  «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.
«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»  В поэме звучат интонации марша: В очи бьется   Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот - проснется Лютый враг. (гл.ll)  Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул: Нe слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового ­ Гуляй, ребята, без вина!  Часто встречается частушечный мотив: Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба ­- Гуляет нынче голытьба!  Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!  Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: … И у нас было собрание ... ... Вот в этом здании ...  Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

«Музыка революции»

  • В поэме звучат интонации марша .
  • Слышен городской романс .
  • Часто встречается частушечный мотив .
  • Прямо процитирована революционная песня .
  • Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»

В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг. (гл.ll)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:

Нe слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового ­

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба ­-

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

… И у нас было собрание ...

... Вот в этом здании ...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Образ ветра Стихия, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая:  «Ветер на всем божьем свете» . Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»:  «барыньку в каракуле» ,  «расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Образ ветра

  • Стихия, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая:  «Ветер на всем божьем свете» .
  • Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»:  «барыньку в каракуле»«расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.
Образ Иисуса Христа  До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается? Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока  -  «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» . Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Образ Иисуса Христа

  • До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?
  • Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока  -  «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» . Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.
«…почему Христос?»   «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»   (А. Горелов). «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преем­ственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

«…почему Христос?»

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»

(А. Горелов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преем­ственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». 20 февраля 1918г. «Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский. «Двенадцать» - поэма-предупреждение. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию.  Христа видит только автор.

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». 20 февраля 1918г.

«Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский.

«Двенадцать» - поэма-предупреждение.

Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.

Иисус Христос символизирует истину, гармонию.

Христа видит только автор.

И.Викторов.  Александр Блок. «Двенадцать».

И.Викторов.

Александр Блок. «Двенадцать».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!