Александр Блок поэма «Двенадцать» 11 класс
- И Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом. Он отказался от эмиграции , считая, что должен быть с Россией в трудное время.
- Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана . Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества.
- Подтверждением этого мнения стали работы "Родина", "Скифы", "Возмездие", которое он так и не закончил писать.
- В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии .
История создания поэмы «Двенадцать»
- «Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать».
- 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать».
- «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
- «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
- Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
- «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи Блока)
Черновики поэмы
- В 1918 году Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений.
- После её издания все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Д. Мережковский, М.Пришвин, Ф.Сологуб, А.Ахматова и др.
- В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.
Композиция
- Композиционная особенность: она построена по принципу кольца..
- В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие.
- В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати».
Основные образы – символы поэмы
- стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый снег»;
- старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»);
- «маленький человек» (старушка, бродяга);
- Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев.
- Развитие действия – 8 глава .
Уж я семячки
- Полущу, полущу…
- Уж я ножичком
- Полосну, полосну!.. -
Падение человеческое.
- 9 - 12 главы – появление новых образов :
- Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия.
- «паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны.
- Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе.
- Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,- только он появляется в заключительной главе
Цветовая гамма поэмы
- Поэма построена на контрасте : «черный вечер» и «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.
- Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой - «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади - голодный пес… Впереди – Иисус Христос.»
- Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Иллюстрации к поэме А.Блока
Ю.Анненков.
Иллюстрации к поэме «Двенадцать».
… И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль…
Символика поэмы
- Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
- Двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни» , «в зубах цигарка» , «примят картуз» , и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.
«Музыка революции»
- В поэме звучат интонации марша .
- Слышен городской романс .
- Часто встречается частушечный мотив .
- Прямо процитирована революционная песня .
- Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»
В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг. (гл.ll)
Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:
Нe слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи!
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:
… И у нас было собрание ...
... Вот в этом здании ...
Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.
Образ ветра
- Стихия, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете» .
- Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле» , «расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.
Образ Иисуса Христа
- До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?
- Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» . Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.
«…почему Христос?»
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
«Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.
Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.
«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». 20 февраля 1918г.
«Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский.
«Двенадцать» - поэма-предупреждение.
Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
Христа видит только автор.
И.Викторов.
Александр Блок. «Двенадцать».
Спасибо за внимание!