СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные промыслы России - Федоскинская миниатюра. Презентация.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественные промыслы России - Федоскинская миниатюра. Презентация.»

Художественные промыслы России Федоскинская миниатюра

Художественные промыслы России

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Техника В федоскинской живописи, в отличие от палехской, холуйской и мстёрской, используются масляные краски, а не яичная темпера. Мастера используют технику трехслойного письма. Федоскинская миниатюра – это реалистическая живопись, вобравшая в себя опыт народного лубка, русской литографии и станковой живописи XIX века. Сюжеты отличает жанровое разнообразие: это и копии с картин знаменитых художников, и собственные сюжеты – чаепития, тройки, мифологические образы, сказки, пейзаж. Помимо миниатюрной живописи, Федоскинские изделия украшаются сканью (орнаментом из кусочков фольги по сырому лаку), «цировкой» (процарапыванием рисунка по лаку) и т.д. Особым видом является «письмо по сквозному», когда в качестве грунта наносится светоотражающий материал – сусальное золото или перламутр. Изготовление изделия занимает 4-6 месяцев: корпус выполняется из папье-маше, на просушивание которого уходит два месяца, много времени занимают и следующие этапы – многослойная живопись и полировка.

Техника

В федоскинской живописи, в отличие от палехской, холуйской и мстёрской, используются масляные краски, а не яичная темпера. Мастера используют технику трехслойного письма. Федоскинская миниатюра – это реалистическая живопись, вобравшая в себя опыт народного лубка, русской литографии и станковой живописи XIX века. Сюжеты отличает жанровое разнообразие: это и копии с картин знаменитых художников, и собственные сюжеты – чаепития, тройки, мифологические образы, сказки, пейзаж. Помимо миниатюрной живописи, Федоскинские изделия украшаются сканью (орнаментом из кусочков фольги по сырому лаку), «цировкой» (процарапыванием рисунка по лаку) и т.д. Особым видом является «письмо по сквозному», когда в качестве грунта наносится светоотражающий материал – сусальное золото или перламутр.

Изготовление изделия занимает 4-6 месяцев: корпус выполняется из папье-маше, на просушивание которого уходит два месяца, много времени занимают и следующие этапы – многослойная живопись и полировка.

Особенности федоскинской миниатюры Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения.

Особенности федоскинской миниатюры

Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения.

Техника миниатюрной живописи и декоров в федоскинском промысле

Письмо по-плотному

Письмо по-сквозному

Крышка коробки от края до края зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, которые разравниваются легкими пристукиваниями внутренней стороной ладони, а затем сглаживаются мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце. В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Контуры рисунка перед этим аккуратно обводятся с обратной стороны какой-либо нейтральной краской — умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываются на грунте лощением листа ногтем большого пальца. Палитрой служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами. Инструмент — колонковые кисти особой, тщательной вязки. Краски размешиваются льняным маслом, помещая капли масла на палитре, рядом с выжатыми из тюбиков красками.

Металлизированный грунт под сквозное письмо создается нанесением тонкого слоя светлого лака на прочищенную крышку коробки, и выдерживается на воздухе до неполного высыхания — до «отлипа»; затем лаковая пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь налепляется также на недосушенную лаковую пленку. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью изделия посредством скальпеля и скрепляются с основой казеиновым клеем. Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировочной краски, заставляет ее «гореть». Традиционной феодоскинской миниатюре присуще органическое соединение приемов письма по-плотному и по-сквозному.

Орнамент Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком подмешанными в него белилами (гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. Легкими касаниями сухого ватного тампона сбивается лишнее золото, оставляя на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточняется, умброй.

Орнамент

Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком подмешанными в него белилами (гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. Легкими касаниями сухого ватного тампона сбивается лишнее золото, оставляя на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточняется, умброй.

Приемы декорировки Шотландка  Скань Геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий, образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань. Это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебранных или мельхиоровых деталей — звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами).

Приемы декорировки

Шотландка

Скань

Геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий, образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань.

Это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебранных или мельхиоровых деталей — звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами).

Приемы декорировки Цировкой, или сиянием Роспись под черепаховую кость Называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. На первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделия перекрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем режется узор до метала штихелем с помощью лекала. Иногда цирковка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота. Производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. В грунт мягко вплавляют коричневые пятна и разводы имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов. Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий.

Приемы декорировки

Цировкой, или сиянием

Роспись под черепаховую кость

Называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. На первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделия перекрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем режется узор до метала штихелем с помощью лекала. Иногда цирковка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.

Производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. В грунт мягко вплавляют коричневые пятна и разводы имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов. Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий.

Приемы декорировки Червячок  Имитация малахитового узора Метод копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады. В ложке размешивается зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливается в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывает на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунается в сосуд; пленка прилипает к предмету, создавая на нем искомый декор.

Приемы декорировки

Червячок

Имитация малахитового узора

Метод копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады.

В ложке размешивается зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливается в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывает на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунается в сосуд; пленка прилипает к предмету, создавая на нем искомый декор.

Процесс изготовления федоскинской миниатюры Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого – чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри – красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев. Шкатулки, выполняются по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго:

Процесс изготовления федоскинской миниатюры

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого – чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри – красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев. Шкатулки, выполняются по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго:

1.Грунтовка Грунт – это алюминиевый, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин. На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.

1.Грунтовка

Грунт – это алюминиевый, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.

На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.

2.Замалёвок Накладываем первый слой живописи. Называется «замалёвок». В нем следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет. Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как «сажа газовая» - вообще не сохнут.

2.Замалёвок

Накладываем первый слой живописи. Называется «замалёвок». В нем следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.

Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию.

При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как «сажа газовая» - вообще не сохнут.

3.Перемалёвок  Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи. Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова покрываем лаком.

3.Перемалёвок

Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.

Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова покрываем лаком.

4.Бликовка Последний слой – «бликовка». Само название говорит, что надо расставить акценты: длики, мельчайшие детали. Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.

4.Бликовка

Последний слой – «бликовка». Само название говорит, что надо расставить акценты: длики, мельчайшие детали.

Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.

5.Готовая шкатулка На корпусе тоже надо нанести краску. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент. Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать. Полируем обычной той же масляной краской «окисью хрома» на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

5.Готовая шкатулка

На корпусе тоже надо нанести краску. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент.

Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать. Полируем обычной той же масляной краской «окисью хрома» на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

Использованная литература: 1. ru.wikipedia.org/wiki/Федоскинская_миниатюра 2. tanjand.livejournal.com/782152.html 3. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/fedoskino/fedoskino.htm 4. www.google.com/search?q=федоскинская+миниатюра 5. http://fedoskinotoday.com/product.php?id_product=307

Использованная литература:

1. ru.wikipedia.org/wiki/Федоскинская_миниатюра

2. tanjand.livejournal.com/782152.html

3. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/fedoskino/fedoskino.htm

4. www.google.com/search?q=федоскинская+миниатюра

5. http://fedoskinotoday.com/product.php?id_product=307


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!