СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественный мир Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественный мир Лермонтова»

Художественный мир лирики Лермонтова

Художественный мир лирики Лермонтова

В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества, вызов миру, далекому от совершенства .  Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции , связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
  • В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества, вызов миру, далекому от совершенства . Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции , связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Позднее такие времена будут названы ЭПОХОЙ БЕЗВРЕМЕНЬЯ, или ДУХОВНОГО ВАКУУМА Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить, во имя чего и как действовать.
  • Позднее такие времена будут названы ЭПОХОЙ БЕЗВРЕМЕНЬЯ, или ДУХОВНОГО ВАКУУМА
  • Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить, во имя чего и как действовать.
Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.
  • Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.
Лермонтовская лирика предельно субъективна. По словам Белинского, он имел право быть субъективным, потому что « в своем сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недугами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем»
  • Лермонтовская лирика предельно субъективна. По словам Белинского, он имел право быть субъективным, потому что « в своем сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недугами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем»
Лермонтов создает уникальную философскую концепцию одиночества. Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души.
  • Лермонтов создает уникальную философскую концепцию одиночества. Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души.
  Чисто вечернее небо,   Ясны далекие звезды,   Ясны, как счастье ребенка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое!   Чем ты несчастлив? —          Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо — Звезды и небо! — а я человек!..           Люди друг к другу   Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы хотел

  Чисто вечернее небо,

  Ясны далекие звезды,

  Ясны, как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

  Чем ты несчастлив? —         Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо —

Звезды и небо! — а я человек!..

        

Люди друг к другу

  Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую

звездам прекрасным,

Только их место занять бы хотел


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!