СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура Древней и Средневековой Индия.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Периодизация. Религия. Архитектура. Живопись. Музыка. театр.

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура Древней и Средневековой Индия.»

Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница Древнего Египта. Археологами установлено, что в III – IV тыс. до н.э . в долине реки Инд на северо – западе полуострова Индостан существовала цивилизация, названная хараппской . Именно от неё и берёт начало индийская культура. В своём развитии культура Индии прошла слующие периоды: 1.Ведический ( II – I тыс. до н.э .) 2.Средневековый: Ранее средневековье- VII – XII  века  ( доисламский период) Позднее средневековье  - XIII – XVIII века

Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница Древнего Египта. Археологами установлено, что в III – IV тыс. до н.э . в долине реки Инд на северо – западе полуострова Индостан существовала цивилизация, названная хараппской . Именно от неё и берёт начало индийская культура.

В своём развитии культура Индии прошла слующие периоды:

1.Ведический ( II – I тыс. до н.э .)

2.Средневековый:

  • Ранее средневековье- VII – XII века ( доисламский период)
  • Позднее средневековье - XIII – XVIII века
Это название восходит к концу II - начала I тыс. до н.э.,  когда была создана книга «Веды» («знание»), включившая в себя ритуальные гимны, жертвенные формулы , былины и поучения . Носителями ведического мышления были народы – арьи , племена спустившихся с севера на юг в поисках новых земель. Первая часть ведических текстов называется «Ригведы» ,  запечатлела смешение двух религиозных идей . Вторая часть «Ведов» называется «Упанишады» . В это же время широкое распространение получает брахманизм – следующая после ведического учения ступенька духовного познания мира . В его основе лежал закон  кармы –  суммы совершённых при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека после смерти . Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религии – буддизма .
  • Это название восходит к концу II - начала I тыс. до н.э., когда была создана книга «Веды» («знание»), включившая в себя ритуальные гимны, жертвенные формулы , былины и поучения .
  • Носителями ведического мышления были народыарьи , племена спустившихся с севера на юг в поисках новых земель.
  • Первая часть ведических текстов называется «Ригведы» , запечатлела смешение двух религиозных идей .
  • Вторая часть «Ведов» называется «Упанишады» . В это же время широкое распространение получает брахманизм – следующая после ведического учения ступенька духовного познания мира . В его основе лежал закон кармы суммы совершённых при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека после смерти .
  • Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религиибуддизма .
 Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры

Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры

Ступа в Санчи  Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – мемориальные сооружения, в которых хранились останки Будды.  Каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира . Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена . В ее углах украшенные резьбой и скульптурами столбы.

Ступа в Санчи

  • Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – мемориальные сооружения, в которых хранились останки Будды.
  • Каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру
  • Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира . Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена . В ее углах украшенные резьбой и скульптурами столбы.
При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации. Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы – ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри)  В I в. до н. э . в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы — чайтьи. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа. Чайтья в Карли

При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации. Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы

ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри)

В I в. до н. э . в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы — чайтьи.

Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа.

Чайтья в Карли

Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)

Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)

 Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами . Пары, изображенные на фасаде чайтьи , олицетворяют и два идеала красоты , и два начала в природе — мужское и женское.

Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами . Пары, изображенные на фасаде чайтьи , олицетворяют и два идеала красоты , и два начала в природе — мужское и женское.

 Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания имеют вид глиняного сосуда для воды , а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур , сидящих на спинах коленопреклоненных слонов .

Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания имеют вид глиняного сосуда для воды , а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур , сидящих на спинах коленопреклоненных слонов .

В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии возникло государство Кушан , основанное пришельцами из Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри . Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом , находящегося в состоянии вечного покоя . К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются о браза прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхиса тт в.

В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии возникло государство Кушан , основанное пришельцами из Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри . Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом , находящегося в состоянии вечного покоя .

К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются о браза прекрасных и юных дарителей милосердиябодхиса тт в.

Период правления династии Гуптов ( IV – V вв .) – последний взлёт в развитии культуры Древней Индии, её «золотой век» . Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов , стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.

Период правления династии Гуптов ( IV – V вв .) – последний взлёт в развитии культуры Древней Индии, её «золотой век» . Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов , стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.

Этот период состоит из доисламского и исламского периодов развития. В эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое. Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств , правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций . Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое.  Возрождается брахманизм , но уже в изменённом виде, где объединились  старинные мифологические верования (почитание священных животных), перерождение душ ( санатра ) и представления о законе воздаяния ( карма ). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.
  • Этот период состоит из доисламского и исламского периодов развития. В эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое.
  • Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств , правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций . Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое.
  • Возрождается брахманизм , но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования (почитание священных животных), перерождение душ ( санатра ) и представления о законе воздаяния ( карма ). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.

Глобальные представления о мироздании воплотились в наземных храмовых комплексах.  храм Парашурамешвара в храм Махабодхи в  Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, X III в.

Глобальные представления о мироздании воплотились в наземных храмовых комплексах.

храм Парашурамешвара в храм Махабодхи в

Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, X III в.

Храм Кайласанатха  в Эллоре ( Эллуре)  Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.

Храм Кайласанатха в Эллоре ( Эллуре)

Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.

Храм Шивы.Махабалипурама В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние  древнего скального зодчества . Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые культу Шивы. Но уже в VIII век в архитектуре звучат черты другого стиля , символизирующего религиозную концепцию мироздания. Храм Кандарья Махадева

Храм Шивы.Махабалипурама

В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние древнего скального зодчества . Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые культу Шивы.

Но уже в VIII век в архитектуре звучат черты другого стиля , символизирующего религиозную концепцию мироздания.

Храм Кандарья Махадева

Храм Кандарья Махадева ( интерьер)

Храм Кандарья Махадева ( интерьер)

Новые боги индуизма – Шива (Разрушитель),  Брахма(Творец мира), Вишну-(Охранитель). Брахма из храма Сомнатхпура Статуя Шивы из храма Гуддималам Бог Брахма

Новые боги индуизма – Шива (Разрушитель), Брахма(Творец мира), Вишну-(Охранитель).

Брахма из храма Сомнатхпура

Статуя Шивы из храма Гуддималам

Бог Брахма

Бог Шива с о. Элефант Бог Вишну

Бог Шива с о. Элефант

Бог Вишну

В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами , и на её территории образовалось исламское государство – Делийский султанат . С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо- исламский стиль , памятником которого является огромный минарет  Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн , по-индийски богатых и нарядных .

В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами , и на её территории образовалось исламское государство – Делийский султанат . С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо- исламский стиль , памятником которого является огромный минарет Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн , по-индийски богатых и нарядных .

В эпоху Великих Моголов ( XVI – XVII века ) мусульманское искусство испытало ещё более сильное влияние индийской культуры . Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал , созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана . В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке. Мавзолей Тадж - Махал

В эпоху Великих Моголов ( XVI – XVII века ) мусульманское искусство испытало ещё более сильное влияние индийской культуры . Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал , созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана .

В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке.

Мавзолей Тадж - Махал

 Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, — все нараставшая тенденция  к передаче реального облика людей, предметов, природы . Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель ─ передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.

Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, — все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы . Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель ─ передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.

Слово

Слово " сангит ", во многих индийских языках означающее " музыка ", буквально переводится как " сведение воедино и выражение всего".

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным .

Табла

Вина. Ситар. Саранги

 Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э . и его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата . Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение , которое понравилось бы всем людям. Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение, игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать . Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии - санскрите и позволяют сделать вывод, что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства . Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.

Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э . и его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата . Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение , которое понравилось бы всем людям. Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение, игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле.

Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать . Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии - санскрите и позволяют сделать вывод, что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства . Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.

Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм, патетика, эротика, гнев, героика, ужас, ненависть,изумление) - должны были воплотить актёры. Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца.  Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро- III тыс. До н.э.)

Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм, патетика, эротика, гнев, героика, ужас, ненависть,изумление) - должны были воплотить актёры.

Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца.

Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро- III тыс. До н.э.)

Вопросы и задания : 1.Найдите соответствия: 1 7 1 7 6 2 4 5 3 а)ступа в Санчи; б)храм Шивы в Махабалипураме; в)храм в Аджанте; г)храм в Карли; д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре .

Вопросы и задания :

1.Найдите соответствия:

1

7

1

7

6

2

4

5

3

а)ступа в Санчи;

б)храм Шивы в Махабалипураме;

в)храм в Аджанте;

г)храм в Карли;

д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре .

2.Каких богов олицетворяют представленные на репродукциях изображения? 1  5 3 4 4 2 6

2.Каких богов олицетворяют представленные на репродукциях изображения?

1

5

3

4 4

2

6

3. Продолжите предложения:  - Культура Индии представлена следующими периодами……….. - Культура Индии дала миру следующие религии…………… - Культура Индии подарила людям такие эпические и философские произведения ………………………

3. Продолжите предложения:

- Культура Индии представлена следующими периодами………..

- Культура Индии дала миру следующие религии……………

- Культура Индии подарила людям такие эпические и философские произведения ………………………

4.Ответьте на вопросы: на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры? почему самый первый период назван ведическим? какие произведения эпоса были созданы в этот период? В чём их суть? - какие религии были сформированы в ведический период? расскажите об особенностях этических и философских  исканий ведического периода.

4.Ответьте на вопросы:

  • на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры?
  • почему самый первый период назван ведическим?
  • какие произведения эпоса были созданы в этот период? В чём их суть?

- какие религии были сформированы в ведический период?

  • расскажите об особенностях этических и философских

исканий ведического периода.

Вывод : Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной чудес” .

Вывод :

  • Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока.
  • В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной чудес” .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!