Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница Древнего Египта. Археологами установлено, что в III – IV тыс. до н.э . в долине реки Инд на северо – западе полуострова Индостан существовала цивилизация, названная хараппской . Именно от неё и берёт начало индийская культура.
В своём развитии культура Индии прошла слующие периоды:
1.Ведический ( II – I тыс. до н.э .)
2.Средневековый:
- Ранее средневековье- VII – XII века ( доисламский период)
- Позднее средневековье - XIII – XVIII века
- Это название восходит к концу II - начала I тыс. до н.э., когда была создана книга «Веды» («знание»), включившая в себя ритуальные гимны, жертвенные формулы , былины и поучения .
- Носителями ведического мышления были народы – арьи , племена спустившихся с севера на юг в поисках новых земель.
- Первая часть ведических текстов называется «Ригведы» , запечатлела смешение двух религиозных идей .
- Вторая часть «Ведов» называется «Упанишады» . В это же время широкое распространение получает брахманизм – следующая после ведического учения ступенька духовного познания мира . В его основе лежал закон кармы – суммы совершённых при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека после смерти .
- Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религии – буддизма .
Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры
Ступа в Санчи
- Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – мемориальные сооружения, в которых хранились останки Будды.
- Каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру
- Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира . Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена . В ее углах украшенные резьбой и скульптурами столбы.
При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации. Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы –
ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри)
В I в. до н. э . в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы — чайтьи.
Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа.
Чайтья в Карли
Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)
Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами . Пары, изображенные на фасаде чайтьи , олицетворяют и два идеала красоты , и два начала в природе — мужское и женское.
Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания имеют вид глиняного сосуда для воды , а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур , сидящих на спинах коленопреклоненных слонов .
В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии возникло государство Кушан , основанное пришельцами из Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри . Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом , находящегося в состоянии вечного покоя .
К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются о браза прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхиса тт в.
Период правления династии Гуптов ( IV – V вв .) – последний взлёт в развитии культуры Древней Индии, её «золотой век» . Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов , стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.
- Этот период состоит из доисламского и исламского периодов развития. В эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое.
- Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств , правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций . Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое.
- Возрождается брахманизм , но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования (почитание священных животных), перерождение душ ( санатра ) и представления о законе воздаяния ( карма ). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.
Глобальные представления о мироздании воплотились в наземных храмовых комплексах.
храм Парашурамешвара в храм Махабодхи в
Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, X III в.
Храм Кайласанатха в Эллоре ( Эллуре)
Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.
Храм Шивы.Махабалипурама
В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние древнего скального зодчества . Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые культу Шивы.
Но уже в VIII век в архитектуре звучат черты другого стиля , символизирующего религиозную концепцию мироздания.
Храм Кандарья Махадева
Храм Кандарья Махадева ( интерьер)
Новые боги индуизма – Шива (Разрушитель), Брахма(Творец мира), Вишну-(Охранитель).
Брахма из храма Сомнатхпура
Статуя Шивы из храма Гуддималам
Бог Брахма
Бог Шива с о. Элефант
Бог Вишну
В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами , и на её территории образовалось исламское государство – Делийский султанат . С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо- исламский стиль , памятником которого является огромный минарет Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн , по-индийски богатых и нарядных .
В эпоху Великих Моголов ( XVI – XVII века ) мусульманское искусство испытало ещё более сильное влияние индийской культуры . Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал , созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана .
В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке.
Мавзолей Тадж - Махал
Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, — все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы . Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель ─ передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.
Слово " сангит ", во многих индийских языках означающее " музыка ", буквально переводится как " сведение воедино и выражение всего".
Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным .
Табла
Вина. Ситар. Саранги
Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э . и его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата . Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение , которое понравилось бы всем людям. Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение, игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле.
Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать . Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии - санскрите и позволяют сделать вывод, что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства . Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.
Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм, патетика, эротика, гнев, героика, ужас, ненависть,изумление) - должны были воплотить актёры.
Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца.
Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро- III тыс. До н.э.)
Вопросы и задания :
1.Найдите соответствия:
1
7
1
7
6
2
4
5
3
а)ступа в Санчи;
б)храм Шивы в Махабалипураме;
в)храм в Аджанте;
г)храм в Карли;
д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре .
2.Каких богов олицетворяют представленные на репродукциях изображения?
1
5
3
4 4
2
6
3. Продолжите предложения:
- Культура Индии представлена следующими периодами………..
- Культура Индии дала миру следующие религии……………
- Культура Индии подарила людям такие эпические и философские произведения ………………………
4.Ответьте на вопросы:
- на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры?
- почему самый первый период назван ведическим?
- какие произведения эпоса были созданы в этот период? В чём их суть?
- какие религии были сформированы в ведический период?
- расскажите об особенностях этических и философских
исканий ведического периода.
Вывод :
- Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока.
- В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной чудес” .