Просмотр содержимого документа
«Художественное направление: Экспрессионизм.»
ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ЖИВОПИСИ
- Уже больше столетия теоретики живописи исследуют экспрессионизм – неординарное явление, возникшее в непрестанной борьбе формалистических течений, поочередно приходящих на смену друг другу. Мнение, что это лишь одно из направлений искусства, ошибочно и, несмотря на обилие изящных умозаключений, попытки дать краткое и точное определение сути стиля, обречены на неудачу. В широком смысле, это выражение, в крайней форме, духа и сути того непростого времени, когда деформация культуры происходила на глазах.
- Зарождение этого направления тесно переплетено с немецкой культурой, всегда отличавшейся богатой и многообразной историей, отчасти – австрийской, а роль главного действующего лица, «спровоцировавшего» появление экспрессионизма, принадлежит философу Ницше.
Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам, их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания.
Одной из противоречивых черт нового художественного направления следует выделить стремление к объединению, что явно не согласовалось с базовой платформой экспрессионизма, где все подчинялось принципам крайнего индивидуализма.
Картина немецкого художника экспрессиониста Макса Бекмана «Цирковые артисты II»
Макс Бекман. Картины
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905, и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Четверо студентов-архитекторов дрезденской Технической школы организовали коллектив, напоминающий цеховую коммуну. Архитектурное образование не соответствовало внутренним побуждениям к служению живописи, и художники по призванию, начали трудиться на поприще, которое позволяло им проявить свою индивидуальность, а работа в коллективе только способствовала этому; все вместе делили и нехитрый быт. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером, и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
Хроника группы «Мост» Л. Кирхнера.
1913.
В 1906 «мостовцы» организовали первую выставку, положительно воспринятую общественностью, но попавшую в немилость прессы. Последующие выставки, начиная с 1907, функционировали как передвижные.
В дальнейшем, в экспрессионизме начали появляться новые ответвления, но, как и прежде, будучи ярыми индивидуалистами по сути, представители этого жанра нередко отрицали принадлежность к течению, но при этом стремились к объединению.
Эмиль Нольде «Цветочный сад (ноготки)»
Василий Кандинский
В 1911 возникла известная группа «Синий всадник», организованная «отцом абстракционизма» Василием Кандинским. В ее состав вошли немецкие художники – А. Макке, Г. Кампендонк, Ф. Марк, П. Клее, австрийский график А. Кубин. Объединенные тяготением к абстрактному искусству, представители группы не ставили целью передать видимый мир, а стремились к раскрытию трансцендентной сущности вещей, стараясь через творчество выразить свои чувства.
- Расцвет экспрессионизма был недолговечен, а его стремительный взлет был обусловлен тем, что он соответствовал особенностям эпохи, в которую появился, однако за короткое время новое направление существенно повлияло на развитие изобразительного искусства, а также успело кардинально поменять восприятие людей.
Эгон Шиле
Эдвард Мунк
http://expressionists.ru /