«МОӨК» КММ/ КГУ «МУПК» Технология | Сынып/ Класс | Өткізу мерзімі/ Дата |
11 | |
САБАҚ ЖОСПАРЫ / ПЛАН УРОКА № 24
Сабақтың тақырыбы/Тема урока:
Художественное оформление одежды. (Орнамент, тесьма, бисер).
Сабақтың мақсаты/Цель урока:
Білімділік/образовательная: познакомить с художественным оформлением национальной одежды, научить обрабатывать изделие орнаментом,тесьмой, бисером.
Дамытушылық/развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.
Тәрбиелік/воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Оқыту әдістемесі/Метод обучения: обьяснительно-иллюстративный, практический.
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.
Сабақтың көрнекілігі/Оснащение урока: рабочая тетрадь, презентация, инструкционные карты, демонстрационный материал различных видов отделки, полочки камзола, шаблоны орнаментов, бисер, коробка с швейными принадлежностями.
САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ / ХОД УРОКА:
I. Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент: (сәлемдесу, оқушылардың сабаққа қатысуын тексеру; кабинетті, тақтаны сабаққа дайындау; оқушылардың сабаққа дайындығын тексеру/ приветствие, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния учебного помещения, подготовка учащихся к работе на уроке).
II. Оқушылардың жеке тәжірибелерін өзектендіру ̸Актуализация субьективного опыта учащихся:
Давайте вспомним что же такое худождественное оформление одежды?
Ответ: В моделировании одежды художественным оформлением называется создание по определенным законам красоты как отдельных предметов одежды, так и гармоничного сочетания различных предметов, составляющих костюм.
Какое художественное оформление можно применить в национальной одежде?
Ответ: Лентами, тесьмой, шнурами, вышивкой, орнаментом, бисером, стразами, пайетками.
Как видите, вы назвали очень большое разнообразие видов художественного оформления казахской национальной одежды. Но мы с вами остановимся на наиболее распространенных.
III. Сабақтың теориялық бөлімі/Теоретическая часть занятия:
Жаңа сабақты түсіндіру/ Изложение нового материала:
Одним из древнейших и распространенных видов художественного декорирования костюмов и домашних вещей у казахских женщин являлась вышивка национальным орнаментом. В вышивке олицетворялось отношение казахского народа к окружающей действительности, проявлялись магические и эстетические стороны национальной культуры.
На художественно-декоративное оформление национальной одежды влияют:
- свойства материалов и назначение и одежды;
- вид, техника, способ и месторасположение орнамента;
- форма и конструкция одежды;
- целостность композиций ансамбля;
- составные элементы структуры ансамбля;
-фон и узор.
Вышивали по войлоку бархату, хлопчатобумажной, шелковой и шерстяной ткани шерстяными, хлопчатобумажными, шелковыми нитками контрастного цвета или в цвет основного материала, но помимо нитей для вышивки использовали речной жемчуг, бисер, тесьму. Вышивали орнамент традиционным для казахской национальной одежды тамбурным швов или гладью.
Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. В переводе с лат. Ornamentum означает украшение. В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов, выполняя при этом роль посредника между мирами. Часто, орнаментальные изображения служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.
Тесьма представляет собой плетеную или вязаную одноцветную или пеструю полоску разной ширины. По структуре тесьма может плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефными рисунками, ажурной. Узкую тесьму и тесьму вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку или орнаменту.
Бисер – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстием для нанизывания на нитку или леску. Для работы следует подбирать бисер и одного размера с большими отверстиями. Вышивку бисером можно выполнять по узору, нанесенному на ткань. Существует множество приемов вышивки бисером, но все они основаны на ручных стежках и строчках с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
Для вышивки бисером используют несколько видов швов.
Самым распространенным является шов «в прикреп». Прежде всего на нить наберите определенное число бусинок. Эту связку поместите на линию рисунка и пришейте к ней поперечными короткими стежками. Закрепление можете производить как через каждую бусинку, так и сразу через несколько (рис.1).![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/09/s_5a54feae184fd/792104_1.jpeg)
He менее удобен и шов «вперед иголку». Его использование возможно только в том случае, когда ушко иглы свободно проходит через отверстие в бусинке. Выполняется этот шов так: с лицевой стороны изделия сделайте стежки, равные по длине бусинки. После каждого стежка на нить набирайте 1 бусинку (рис. 2).![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/09/s_5a54feae184fd/792104_2.jpeg) |
IV. Кіріспе нұсқама/Вводный инструктаж:
Перед тем как начнем работать, вспомним технику безопасности при работе с бисером:
До начала работы:
Во время работы:
быть внимательной к работе;
вкалывать иглы и булавка только в игольницу;
иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку,
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед
По окончании работы:
Практическая работа
Нам необходимо украсить вышивкой бисером полочки женского камзола.
1. Выберите бисер по цвету
2. Определитесь с техникой вышивания.
3. Нанесите орнамент, с помощью шаблона, по которому будете выполнять вышивку.
4. Выполнить работу.
5. Во время работы не забывайте про осанку, не сутультесь.
V. Ағымдық нұсқама/Текущий инструктаж:
Обходы рабочих мест учащихся:
VI. Қорытынды нұсқама/Заключительный инструктаж:
Проверка завершающего этапа работы. Внешнего вида изделия.
VII. Сабақтын қорытындысын жасау/Подведение итогов урока:
Сообщение оценок учащимся и их обоснование.
Убора рабочих мест.
VIII.Үй тапсырмасы/Домашнее задание: закончить вышивку, принести детали для дальнейшей обработки камзола.
Оқытушының қолы/Подпись преподавателя:
__________Оспанова Т.А.