ГЛАЗУНОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ
автор Макаров А.Д., преподаватель Тюменского многопрофильного колледжа, ТИУ
Илья Глазунов - выдающийся русский художник современности, Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Родился в 1930 году в Ленинграде.
"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал.
Первое мое впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"
- Автор серии работ по сюжетам романов Ф. М. Достоевского, портретов многих советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей и артистов.
- Создал живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980, здание ЮНЕСКО в Париже), а также цикл многофигурных полотен (1970-1990), в которых воплотил свою концепцию самобытного исторического пути России («Мистерия XX века», «Вечная Русь», «Моя жизнь», «Поле Куликово» и др.).
Масштабные работы
Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию.1980.
Главная тема творчества
Всеобъемлющей страстью, любовью и болью, главной темой творчества И. Глазунова является Россия, породившая его, давшая своей величественной и трагической историей импульс к творчеству и выдвинувшая в мир проповедников её пробуждения и возвращения на верный исторический путь.
Илья Глазунов. Вечная Россия (100 веков).
Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси.
Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Илья Глазунов. Великий эксперимент.
Илья Глазунов. Моя жизнь.
Илья Глазунов. Россия, проснись!
Илья Глазунов. Мистерия XX века.
Картина Глазунова “Мистерия XX века” (1988) стала своего рода иллюстрацией борьбы Добра
и Зла, мировых потрясений, пережитых человечеством в XX в.
В центре картины художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу Добра в современном мире — победу русского народа в Великой Отечественной войне.
В советское время картину «Мистерия ХХ века» не разрешали показывать на выставках.
Власти сказали художнику, что согласятся на её показ только тогда, когда он вместо Солженицына напишет на полотне портрет Брежнева.
Илья Глазунов. Рынок нашей демократии.
Раскулачивание
Илья Глазунов. На колхозном складе.
Мастер портрета
- Славу непревзойденного мастера портрета снискали художнику созданные им образы соотечественников и «звезд» мировой культуры, выдающихся государственных и общественных деятелей (Л. Висконти, У. К. Кекконен, Д. Лоллобриджида, Индира Ганди, короли Швеции, Лаоса, Испании, папа римский Иоанн-Павел II и др.).
Илья Глазунов. Портрет писателя Валентина Распутина.
Илья Глазунов. Портрет поэта Андрея Дементьева. 1987. Холст, масло.
Илья Глазунов. Автопортрет с семьей.
Илья Глазунов. Нина в шубке.
Илья Глазунов. Царевич Димитрий.
Илья Глазунов. Русский мужик. 1967. Третьяковская Галерея.
Илья Глазунов. За ваше здоровье. 1977. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово, отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой.
В своих произведениях Глазунов предстает не только как великий продолжатель традиций отечественной школы высокого реализма, виртуозный рисовальщик, мастер композиции, но и знаток мировой истории и культуры.
Засадный полк. Из цикла "Поле Куликово".
Иллюстрирование литературных произведений
В цикле ставших хрестоматийными иллюстраций к произведениям русских классиков - Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова, созданных в 60-е, Глазунов явил себя как глубочайший знаток национального духа и быта, глубокий психолог, величайший мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства.
Илья Глазунов. Нелли. 1983. Бумага, пастель. Иллюстрация к роману Федора Достоевского Униженные и оскорбленные.
Илья Глазунов. Тутаев над рекой.
Илья Глазунов. Город. Сумерки.1987.
Илья Глазунов. Озеро слез. Черный пруд. 1988. Холст, масло.
«Я монархист не только потому, что идея монархии - это святая и вечная традиция истории человечества, - говорит И. Глазунов, - но и потому, что все, что я люблю в истории России, связано с идеей монархии. Россия — страна, не знавшая колоний… Царская Россия была самой свободной, самой богатой и самой духовной страной мира. Общеизвестен ее вклад в культуру человечества».