СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник-иллюстратор Васнецов Виктор Михайлович

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 – 23 июля 1926) - живописец, график, архитектор, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник.  

Просмотр содержимого документа
«Художник-иллюстратор Васнецов Виктор Михайлович»

Васнецов Виктор Михайлович Подготовила: Воспитатель МКДОУ детский сад «Ромашка», р.п. Куйтун Буримская А.Ю.

Васнецов Виктор Михайлович

Подготовила:

Воспитатель МКДОУ детский сад «Ромашка», р.п. Куйтун

Буримская А.Ю.

Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 – 23 июля 1926) - живописец, график, архитектор, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник.
  • Васнецов Виктор Михайлович
  • (3 (15) мая 1848 – 23 июля 1926)
  • - живописец, график, архитектор, иллюстратор.
  • Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник.
Биография:   Виктор Михайлович Васнецов родился в семье священника в Вятской губернии. Художник был с детства погружен в атмосферу русской народной культуры. Первыми его рисунками были иллюстрации к пословицам. Его талант разглядел Н.М. Чернышёв, который предложил мальчику поехать в Санкт-Петербург. С благословения отца Виктор оставил семинарию, в которой учился ранее и отправился поступать в Императорскую Академию Художеств.

Биография:

  • Виктор Михайлович Васнецов родился в семье священника в Вятской губернии. Художник был с детства погружен в атмосферу русской народной культуры. Первыми его рисунками были иллюстрации к пословицам.
  • Его талант разглядел Н.М. Чернышёв, который предложил мальчику поехать в Санкт-Петербург. С благословения отца Виктор оставил семинарию, в которой учился ранее и отправился поступать в Императорскую Академию Художеств.
Сперва Васнецов учился у Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, потом, в 1867-1875 годах в Академии художеств, где получил две малые серебряные медали и одну большую. С 1869 года Васнецов выставлял свои работы в Академии, а потом на выставках передвижников, также ездил заграницу. Виктор был членом Абрамцевского кружка. В 1893 году он стал действенным членом Академии художеств, но в 1905 художник отказался от звания в знак протеста увлечения студентов больше политикой нежели живописью. В 1912 году Васнецову было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Умер художник 23 июля 1926 года в Москве.
  • Сперва Васнецов учился у Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, потом, в 1867-1875 годах в Академии художеств, где получил две малые серебряные медали и одну большую.
  • С 1869 года Васнецов выставлял свои работы в Академии, а потом на выставках передвижников, также ездил заграницу.
  • Виктор был членом Абрамцевского кружка. В 1893 году он стал действенным членом Академии художеств, но в 1905 художник отказался от звания в знак протеста увлечения студентов больше политикой нежели живописью.
  • В 1912 году Васнецову было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Умер художник 23 июля 1926 года в Москве.
Сказочный мир Васнецова  «Я сказочник, былинник, гусляр живописи».   1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин. В конце 19 века наблюдается сильный интерес к фольклору и науке. Появляются фольклорные сборники, исторические исследования. К народной культуре обращались такие живописцы как Репин, Максимов, Суриков, однако самым первым был Виктор Васнецов. К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е.

Сказочный мир Васнецова «Я сказочник, былинник, гусляр живописи».

  • 1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника:
  • он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
  • В конце 19 века наблюдается сильный интерес к фольклору и науке. Появляются фольклорные сборники, исторические исследования. К народной культуре обращались такие живописцы как Репин, Максимов, Суриков, однако самым первым был Виктор Васнецов.
  • К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е.
«Витязь на распутье»

«Витязь на распутье»

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
  • Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария.
  • В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
«Три царевны подземного царства»

«Три царевны подземного царства»

За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. Художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.
  • За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.
  • Художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.
«Алёнушк а»

«Алёнушк а»

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
  • Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали».
  • На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Иван Царевич на сером волке»

«Иван Царевич на сером волке»

В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
  • В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
«Три Богатыря/Богатыри»

«Три Богатыря/Богатыри»

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой. Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
  • Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)!
  • На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой. Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные.
  • Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
Через 20 лет, начиная с 1900 года и до конца своих дней он работал над циклом
  • Через 20 лет, начиная с 1900 года и до конца своих дней он работал над циклом "Поэма семи сказок", в который входили картины "Спящая царевна" (1913–1917), "Царевна-Несмеяна" (1916), "Баба-Яга" (1917), "Царевна-лягушка" (1918), "Кощей Бессмертный" (1917–1919), "Ковёр-самолёт (1919-1926) и "Сивка-Бурка" (начало 1920-х).
  • Эти картины были для Васнецова не просто красивыми иллюстрациями к сказкам, которые так полюбились ему в детстве и остались с художником навсегда. Они были «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности».
Основой для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А.Н.Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным, в 1873 году. Впервые название «Поэма семи сказок» возникло в письме сына художника Михаила Викторовича и его супруги Ольги Васильевны к Виктору Михайловичу в 1914 году. Дальше в семейной переписке регулярно мелькали вопросы о работе над циклом. Дальше в семейной переписке регулярно мелькали вопросы о работе над циклом. Сам Васнецов называл картины «старыми сказками», но более никаких пояснений не давал.
  • Основой для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А.Н.Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным, в 1873 году.
  • Впервые название «Поэма семи сказок» возникло в письме сына художника Михаила Викторовича и его супруги Ольги Васильевны к Виктору Михайловичу в 1914 году. Дальше в семейной переписке регулярно мелькали вопросы о работе над циклом. Дальше в семейной переписке регулярно мелькали вопросы о работе над циклом. Сам Васнецов называл картины «старыми сказками», но более никаких пояснений не давал.
Художник выбрал шесть народных сюжетов и авторскую сказку Жуковского «Спящая царевна», корнями уходящую в европейский фольклор. Работа над серией продолжалась двадцать пять лет (с 1901 по 1926 год).
  • Художник выбрал шесть народных сюжетов и авторскую сказку Жуковского «Спящая царевна», корнями уходящую в европейский фольклор.
  • Работа над серией продолжалась двадцать пять лет (с 1901 по 1926 год).
В.М. Васнецов.

В.М. Васнецов. "Спящая царевна" (1913–1917)

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова.
  • Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи.
  • Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году.
  • Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова.
В.М. Васнецов.

В.М. Васнецов. "Царевна-Несмеяна" (1916)

Вероятно, рассуждения художника о добре и зле выразились в картине «Царевна Несмеяна». Над женихами на сводах терема помещены образы, осуждающие их алчность и стяжательство: слева на стене изображен сюжет «Прение живота со смертью», у основания левой распалубки — «Повесть о Варлааме и Иоасафе», иллюстрации из «Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского» и т. д. Герои этих сюжетов, прельстившись богатством и удовольствием, теряли спасение и погибали. Настенная роспись справа, напротив, восхваляет святость: над окном художник поместил распространенный сюжет «Душа чистая» и рядом на правой распалубке — стилизованное растение и птицу как символы рая.
  • Вероятно, рассуждения художника о добре и зле выразились в картине «Царевна Несмеяна». Над женихами на сводах терема помещены образы, осуждающие их алчность и стяжательство: слева на стене изображен сюжет «Прение живота со смертью», у основания левой распалубки — «Повесть о Варлааме и Иоасафе», иллюстрации из «Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского» и т. д.
  • Герои этих сюжетов, прельстившись богатством и удовольствием, теряли спасение и погибали. Настенная роспись справа, напротив, восхваляет святость: над окном художник поместил распространенный сюжет «Душа чистая» и рядом на правой распалубке — стилизованное растение и птицу как символы рая.
В.М. Васнецов.

В.М. Васнецов. "Баба-Яга" (1917)

Картина «Баба-яга» не упоминается в письмах художника и его современников. Но можно предположить, что она связана с переживаниями о судьбе одного из сыновей Васнецова, поскольку изображает мотив «унесенного» страшной силой ребенка. Михаил Викторович был преподавателем в летной школе Белой армии в Киеве. Спасаясь от Красной армии, он отправил свою жену и сына Витю в дом Виктора Михайловича, а сам был вынужден в 1920 году вместе со своей частью эмигрировать. Семья не знала о судьбе Михаила вплоть до 1922 года, когда он смог отправить первое письмо в отчий дом.
  • Картина «Баба-яга» не упоминается в письмах художника и его современников.
  • Но можно предположить, что она связана с переживаниями о судьбе одного из сыновей Васнецова, поскольку изображает мотив «унесенного» страшной силой ребенка.
  • Михаил Викторович был преподавателем в летной школе Белой армии в Киеве. Спасаясь от Красной армии, он отправил свою жену и сына Витю в дом Виктора Михайловича, а сам был вынужден в 1920 году вместе со своей частью эмигрировать. Семья не знала о судьбе Михаила вплоть до 1922 года, когда он смог отправить первое письмо в отчий дом.
В.М. Васнецов

В.М. Васнецов "Царевна Лягушка"

Картину «Царевна-лягушка» можно толковать как реакцию Васнецова на внутриполитические события. Художник изобразил на заднем плане деревенский хоровод и убранное поле со снопами. Виктор Михайлович провел детские годы в небольшом селе Рябово Вятской губернии, любил традиции народной жизни и остро переживал разрушение русской деревни, вызванное социализацией земли в рамках земельных реформ советской власти 1917–1919 годов.
  • Картину «Царевна-лягушка» можно толковать как реакцию Васнецова на внутриполитические события.
  • Художник изобразил на заднем плане деревенский хоровод и убранное поле со снопами. Виктор Михайлович провел детские годы в небольшом селе Рябово Вятской губернии, любил традиции народной жизни и остро переживал разрушение русской деревни, вызванное социализацией земли в рамках земельных реформ советской власти 1917–1919 годов.
В.М. Васнецов.

В.М. Васнецов. "Кощей Бессмертный" (1917–1919)

На холсте ярко выражено противопоставление Добра и Зла.

В.М. Васнецов.

В.М. Васнецов. "Ковёр-самолёт (1919-1926)

В.М. Васнецов.

В.М. Васнецов. "Сивка-Бурка" (начало 1920-х)

В этих картинах уже вряд ли можно проследить связь сказочных сюжетов с современными событиями. Скорее после Первой мировой и Гражданской войн вслед за сказочными героями Васнецов искал «возвращение из подземной глубины,
  • В этих картинах уже вряд ли можно проследить связь сказочных сюжетов с современными событиями. Скорее после Первой мировой и Гражданской войн вслед за сказочными героями Васнецов искал «возвращение из подземной глубины, "с того света", на свет Божий от тьмы к свету, от смерти к жизни и от беспросветной тоски к светлой радости»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!