СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник Леон Бакст.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и творчество Л. Бакста.

Просмотр содержимого документа
«Художник Леон Бакст.»

Бакст Лев Самуилович (1866-1924) русский художник XIX-XX вв., яркий представитель модерна.  

Бакст Лев Самуилович

(1866-1924)

русский художник XIX-XX вв., яркий представитель модерна.  

 Творчество Льва Бакста очень многогранно: он писал портреты, пейзажи, создавал книжные иллюстрации, театральные декорации, эскизы костюмов. Картины мастера завораживают техникой, достоверностью передачи состояния персонажа.  Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов. Автопортрет. 1893

Творчество Льва Бакста очень многогранно: он писал портреты, пейзажи, создавал книжные иллюстрации, театральные декорации, эскизы костюмов. Картины мастера завораживают техникой, достоверностью передачи состояния персонажа.

Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

Автопортрет. 1893

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с  А. Н. Бенуа ,  К. А. Сомовым  и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с  А. Н. Бенуа ,  К. А. Сомовым  и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).

Автопортрет. 1906

Известность Баксту принесли его графические работы для журнала

Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).

Портрет И. И. Левитана

Портрет Ф. А. Малявина

Портрет Ф. А. Малявина

Портрет А. Белого

Портрет А. Белого

Портрет 3. Н. Гиппиус (1906)

Портрет 3. Н. Гиппиус (1906)

Портрет В. В. Розанова (1901)

Портрет В. В. Розанова (1901)

Портрет С. П. Дягилева с няней (1906)

Портрет С. П. Дягилева с няней (1906)

Яростные споры критиков вызвала его картина

Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.

Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина

Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.

Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям.

Эскиз костюмов Бедной женщины

и ее дочери к пантомиме «Сердце маркизы»

Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом

Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс».

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс».

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету

Н. Н. Черепнина «Нарцисс».

Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси Послеполуденный отдых фавна.

Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси Послеполуденный отдых фавна.

Святой Себастьян. Эскиз костюма Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна.

Святой Себастьян. Эскиз костюма

Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна.

Танцовщица из балета Жар-птица

Танцовщица из балета Жар-птица

Котюмы для трагедии Софокла Эдип в Колоне.

Котюмы для трагедии Софокла Эдип в Колоне.

Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана Синий Бог Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету Клеопатра.

Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана Синий Бог

Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету Клеопатра.

Эскиз костюма Синей султанши к балету Шехеразада. Эскиз костюма Синего бога для постановки Синий бог Райнальдо Гана

Эскиз костюма Синей султанши к балету Шехеразада.

Эскиз костюма Синего бога для постановки Синий бог Райнальдо Гана

Эскиз костюма для постановки Легенды Иосифа Рихарда Штрауса  Имя Бакста, ведущего художника

Эскиз костюма для постановки Легенды Иосифа Рихарда Штрауса

Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.

Еще некоторые произведения Л. Бакста Ваза (Автопортрет)

Еще некоторые произведения Л. Бакста

Ваза (Автопортрет)

Иллюстрация к повести Гоголя Нос

Иллюстрация к повести Гоголя Нос

Портрет Айседоры Дункан

Портрет Айседоры Дункан

Портрет танцовщицы М.Казати

Портрет танцовщицы М.Казати

Элизиум. Декоративное панно.

Элизиум. Декоративное панно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!