СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник Северного Возрождения Босх

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о жизни и творчестве художника Северного Возрождения

Просмотр содержимого документа
«Художник Северного Возрождения Босх»

Еру́н Анто́нисон  ван А́кен Босх 1450—1516 Нидерландский художник эпохи Северного Возрождения. Исполнял разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна или даже модели канделябра.

Еру́н Анто́нисон

ван А́кен Босх

1450—1516

Нидерландский художник

эпохи Северного Возрождения.

Исполнял разнообразные заказы,

начиная от оформления праздничных

шествий и обрядовых таинств

Братства и заканчивая написанием

створок алтаря для капеллы

Братства в соборе св. Иоанна

или даже модели канделябра.

Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями. 25 картин и 8 рисунков- наследие этого художника

Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями. 25 картин и 8 рисунков- наследие этого художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!  Карел ван Мандер

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

Карел ван Мандер

Его техника называется

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи

символы:

лестница — путь к познанию в алхимии;

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;

ключ — (познание ), часто по форме не предназначенный для открывания;

отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;

стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела.

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

черные птицы — грех

Верблюд символизирует собой, прежде всего, неприхотливость и выносливость.

Блаженные и  проклятые

Блаженные и

проклятые

Искушения св. Антония.

Искушения св. Антония.

« ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ»

« ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ»

«Семь смертных грехов»  Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны: 1.Гордый взгляд 2.Лживый язык 3.Руки, проливающие невинную кровь 4.Сердце, кующее злые замыслы 5.Ноги, быстро бегущие к злодейству 6.Лжесвидетель. 7.Сеющий раздор между братьями

«Семь смертных грехов»

Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:

1.Гордый взгляд

2.Лживый язык

3.Руки, проливающие невинную кровь

4.Сердце, кующее злые замыслы

5.Ноги, быстро бегущие к злодейству

6.Лжесвидетель.

7.Сеющий раздор между братьями

"ГНЕВ" . Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

" ТЩЕСЛАВИЕ"

  представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

"ЛЕНЬ" .

Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях.

"ЧРЕВОУГОДИЕ" .

Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречатьсякакие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни и сарая. Монахиня, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

"ЗАВИСТЬ" .

Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. На переднем плане - две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.

"СРЕБРОЛЮБИЕ" .

Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.

«СЕ ЧЕЛОВЕК»

«СЕ ЧЕЛОВЕК»

Традиционные символы зла — сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, — призваны усилить безысходную мрачность сцены. На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе. На балконе одного из домов появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа – ЭТО мусульмане, которые в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.

Традиционные символы зла — сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, — призваны усилить безысходную мрачность сцены. На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе. На балконе одного из домов появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа – ЭТО мусульмане, которые в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.

«Святой Христофор»

«Святой Христофор»

Считался защитником от эпидемий. На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор  служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек, карабкающийся по ветке к пчелиному улью — традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, виден объятый заревом город.

Считался защитником от эпидемий. На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор

служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек,

карабкающийся по ветке к пчелиному улью — традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, виден объятый заревом город.

«Блудный сын»

«Блудный сын»

В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям.

В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям.

«Несение креста» важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души .

«Несение креста»

важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души .

«Воз сена»

«Воз сена»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!