Предмет Изобразительное искусство |
Тема урока Художник в театре |
Класс3 класс |
Учитель Гоц Е.А. |
Тип урока Изучение нового материала. |
ЦелиПознакомить учащихся с ролью художника в театре, понятиями «декорация», «макет»; учить создавать объемную композицию из бумаги; совершенствовать приемы работы в разных художественных техниках; развивать умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к творчеству, умение работать в коллективе. |
Планируемыерезультаты Предметные: познакомятся с ролью художника в театре, понятиями «макет», «декорация»; научатся выполнять макет к определенному спектаклю. Метапредметные: познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. регулятивные – научатся осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). коммуникативные– научатся участвовать в коллективных обсуждениях, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. |
ОборудованиеПрезентация по теме, учебник, салфетка, цветные карандаши, бумага, краски, кисти, клей, стакан с водой, ножницы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихсяк усвоению изучаемого материала. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. – Сегодня я хочу пригласить вас в театр. | Слушают учителя | Личностные:ответственно относится к учебе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
II. Изучение нового материала Вводная беседа «Театр». | – Ребята, кто из вас был в театре? – Послушайте, как описывает театр Н. Ефремов: «Вот стоит дом. Дом как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программами в руках. Из программы мы можем узнать все, что нам интересно о представлении до его начала: название пьесы, кто автор, какие актеры играют, кто режиссер, кто художник спектакля. Затем зрители входят в зрительный зал, занимают свои места в партере, в ложе, а если не повезло с билетом, то на самом верхнем балконе, который еще называют галереей или галеркой. Гаснет свет.… Поднимается занавес, зажигаются огни рампы и начинается спектакль». – Ребята, а вы знаете, где и когда появился первый театр? –В средние века театральные представления происходили прямо на площади. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизиты помещались в повозке. Зато какой был праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.В Англии такой театр назывался «Глобус», а в Италии «Комедия дель-арте». Героями итальянских пьес всегда были Арлекин, Мальвина, Пьеро и Коломбина. – Как называли бродячих артистов на Руси? (Скоморохами.) – Впервые в России театр как здание появился триста лет назад и назывался он Потешной палатой. И лишь за последние двести лет театр стал таким, каким мы видим его сейчас. Появился зрительный зал со стульями для зрителей и сцена, оборудованная для различных представлений | Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о театре. Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Художник и театр». | – Говоря о театре, мы представляем себе удобный зрительный зал, красочные декорации, нарядные костюмы, соответствующие данной эпохе, эффектное освещение и музыкальное сопровождение представления.(Презентация. Слайды 1–10.) Важное место занимает художественно-декоративное оформление постановки, этим занимается художник-постановщик. Его задача – придумать такое Просмотр слайдов. Работа по учебнику (с. 82) оформление к спектаклю, которое отражало бы замысел писателя и режиссерскую мысль. Сначала он готовит макет – маленькую копию того, как будут выглядеть разные сцены в спектакле. Затем он готовит эскизы и чертежи всего, что должно находиться на сцене по ходу представления (специальные конструкции, мебель, костюмы, прически и т. д.). Но в театре работает не один художник, а много других специалистов, с которыми ему приходится сотрудничать: - есть художники-декораторы, которые рисуют декорации; - есть художники-мебельщики, которые изготавливают необходимую обстановку; - есть художники-костюмеры, которые создают макеты героев в костюмах; - репетиции проходят непосредственно под контролем художника-постановщика | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают слайды и иллюстрации в учебнике | Коммуникативные:сотрудничать в поиске и сборе информации, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о роли художника в театре |
III. Творческая практическая деятельность Беседа «Что мы будем делать?». | Рассматривание образца готового макета или иллюстраций в учебнике (с. 84–87) – Представьте, что я – режиссер нашего спектакля, и я предлагаю вам принять участие в инсценировании. Поставим на сцене «Сказку о царе Салтане,о сыне его славном богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина, но не всю сказку, а сцену последнего чуда: превращения Лебеди в царевну. И, конечно же, мне нужны художники для оформления спектакля. Мы разделимся на группы: – художники-декораторы (рисуют декорации к спектаклю); – художники по костюмам (рисуют эскизы костюмов). – Ребята, где и когда происходит действие сказки? – На фоне какого пейзажа происходит действие? – Чтобы декорации и костюмы соответствовали содержанию сказки, нам нужно провести небольшие исследования. – Чтобы узнать, как выглядели древнерусские города, отправляемся в музей (слайд 11). Рассмотрим картины с изображением древнерусских городов. Обратите внимание, что города окружали крепостью. Для чего это делали? – Прочитаем описание у А. С. Пушкина. – Кто и что будет делать? Художники-маринисты – рисовать море, художники-пейзажисты – остров, город на острове; художники по костюмам – создавать костюмы. Давайте обсудим образ царевны Лебедь. Вспомним, как описывает ее А. С. Пушкин. – Рассмотрим на картинах в нашем музее, как одевались цари и царевны на Руси. – Все русские красавицы любили наряжаться в одежду ярких цветов: красную, зеленую. Но ведь царевна Лебедь несколько секунд назад была белой лебедью. Как мы сможем изобразить ее костюм? | Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на воп- росы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: пониматьсмысл заданий учителя и принимать учебную задачу. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные:анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления макета |
Практическое задание | – Выполните макет к одному из спектаклей: «Снегурочка», «Кошкин дом», «Сказка о царе Салтане…» (по выбору) | Групповая работа Выполняют задание | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и контролировать («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Личностные: соблюдение норм и правил поведения |
IV. Итоги урока. Рефлексия Сборка макета. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | – Что нового вы узнали на уроке? Чем занимаются художники в театре? – Что такое макет? – Что должен знать художник-костюмер, создавая костюмы действующих лиц? – Кто занимается художественно-декоративным оформлением постановки? – Для чего нужно художественно-декоративное оформление спектакля? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Ребята, если вам понравился урок, вы узнали для себя много нового, вам было интересно, положите свой жетон около веселой театральной маски; если на уроке было скучно, он вам не понравился, оставьте жетон около грустной маски Домашнее задание: Учебник (с. 80–87) Спасибо за урок! | Рассматривают выполненное изделие, оценивают его. Слушают учителя, отвечают на вопросы Слушают учителя | Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивать свою работу на уроке, воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |