СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник в театре. Образы персонажей в опере-сказке "Снегурочка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация знакомит с народными традициями в сценических костюмах оперы-сказки "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«Художник в театре. Образы персонажей в опере-сказке "Снегурочка"»

Островский Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).    В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.

Островский Александр Николаевич

  • ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).

  • В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.

В 1873 году  А.Н.Островский , под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка» .

В 1873 году А.Н.Островский , под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка» .

«Снегурочка» «Снегурочка» была задумана в модном для начала 70-х годов жанре праздничного представления, сказочной «фейерии». Васнецов В.М. Снегурочка.

«Снегурочка»

  • «Снегурочка» была задумана в модном для начала 70-х годов жанре праздничного представления, сказочной «фейерии».

Васнецов В.М. Снегурочка.

Словарь ФеЕрия (франц.) – 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и специфическими эффектами. 2. перен. Волшебное, сказочное зрелище. ФейервЕрк (немец.). Взлетающие в воздух цветные декоративные огни, которые получаются при сжигании различных пороховых составов, во время торжеств, праздников.

Словарь

  • ФеЕрия (франц.) – 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и специфическими эффектами. 2. перен. Волшебное, сказочное зрелище.
  • ФейервЕрк (немец.). Взлетающие в воздух цветные декоративные огни, которые получаются при сжигании различных пороховых составов, во время торжеств, праздников.
«Снегурочка»      Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.       

«Снегурочка»

     Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

  

   

     Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

     Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

   Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе.Берендея не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

   Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе.Берендея не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

     В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека       Честной народ, достойна смертной казни      Вина его; но в нашем уложенье       Кровавых нет законов; пусть же боги      Казнят его по мере преступленья,       А мы судом народным Мизгиря       На вечное изгнанье осуждаем.

     В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека     Честной народ, достойна смертной казни     Вина его; но в нашем уложенье      Кровавых нет законов; пусть же боги     Казнят его по мере преступленья,      А мы судом народным Мизгиря      На вечное изгнанье осуждаем.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”.     В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев.

 Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:       Обманута, обижена, убита Снегурочка.       О мать, Весна-Красна!      Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:       Любви прошу, хочу любить.      Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!       Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:     Обманута, обижена, убита Снегурочка.      О мать, Весна-Красна!     Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:      Любви прошу, хочу любить.     Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!      Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини.

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини.

 Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.      Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.     Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

      Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

      Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

 Литературно-эстетические принципы в драме А.Н.Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения. .

Литературно-эстетические принципы в драме А.Н.Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.

.

 Обращение А.Н.Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.

Обращение А.Н.Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.

История создания

  • В 1874 году  Николай Андреевич Римский-Корсаков  впервые прочел сказку Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Впечатление от истории было довольно странным – сама сказка совершенно не приглянулась композитору, а царство берендеев и вовсе показалось ему совершенно странной выдумкой. Спустя пять лет Римский-Корсаков снова прочел «Снегурочку», и в этот раз буквально «прозрел на ее удивительную красоту». С тех пор он стал записывать плоды своего музыкального вдохновения в специальную нотную книгу. Вскоре он отправился в Москву, чтобы лично встретиться с писателем и получить разрешение на использование произведения в качестве основы либретто. Их встреча прошла в очень любезной обстановке. Драматург оценил идею по достоинству и в знак поддержки подарил композитору экземпляр сказки. Летом 1880 года Николай Андреевич принялся за активную работу над оперой. Этому способствовала и окружающая обстановка: пейзажи настоящей русской деревни Стелево, пение птиц… В первый день лета было написало вступление к прологу, а уже в середине августа завершен заключительный хор. Это была самая легкая и быстрая работа за всю музыкальную жизнь композитора. « Снегурочка » стала сюрпризом и для ближайшего окружения Римского-Корсакова, ведь никто не знал о том, что он пишет новую оперу. На инструментовку произведения ушло примерно шесть месяцев, и уже в феврале 1881 года опера была предъявлена общественности. Однако опера не сразу пришлась по вкусу публике. Премьера оказалась малоудачной, как и несколько последующих постановок. Истинное начало театральной жизни «Снегурочки» приходится на 1885 год, когда опера была поставлена в великолепном декоративном убранстве Виктора Васнецова в Московской частной опере. С тех пор «Снегурочка» еще долго не покидала сцену. Весенняя сказка Николая Андреевича Римского-Корсакова – это результат гениального творческого процесса. Черновой вариант оперы был написан всего за шесть недель. Высочайшее мастерство композитора великолепно отражает мелодично-гармоничная партитура и красочный оркестровый ряд. Именно это произведение в полной мере представляет личное и художественное миросозерцание Николая Андреевича. Своеобразная мелодика, несозвучная тенденциям своей эпохи, явилась причиной отторжения оперы в начале ее творческого пути. Но спустя 10 лет именно благодаря необычному нотному созвучию «Снегурочка» становится в центр колоритного художественного процесса.
  •  

С Ю Ж Е Т О П Е Р Ы

  • В основе оперы лежит одноименная пьеса Александра Николаевича Островского. Снегурочка – дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Она томится в одиноком тереме отца. Ее светлая душа стремится в мир людей. Мороз переживает за свою дочь – ведь она может влюбиться! Тогда огонь любви растопит ее сердце и девушка погибнет…
  • Тем не менее, Снегурочка очутилась среди людей. Она увлечена этим миром, и ей все кажется чудным. Вдруг она слышит песни пастуха Леля. Огонек влюбленности загорелся в ее сердце… Но Лелю не по душе Снегурочка. Красавица Купава жалеет Снегурочку. Близится свадьба Купавы с Мизгирем. На празднике жених впервые видит Снегурочку. Красота молодой девицы поражает его сердце. Мизгирь бросает Купаву и признается в любви Снегурочке. Невеста решает утопиться, но Лель отговаривает ее. Народ с укором говорит о поступке жениха и предлагает Купаве пойти к царю Берендею, чтобы рассказать о случившемся.
  • Разгневанный царь сменяет гнев на милость, когда впервые видит Снегурочку. Берендей мечтает о том, что Снегурочка смягчит непреклонность и гнев бога Ярилы. И вот, в Ярилин день царь решает обвенчать всех влюбленных в своем царстве. Мизгирь просит у Берендея благословения на союз со Снегурочкой. Он обещает, что его любовь сможет разжечь чувственный огонь в сердце девушки. Но душа Снегурочки уже познала первые чувства. Ими стала ревность: жгучий укол в груди почувствовала девушка, когда увидела объятия Леля и Купавы… И тем не менее искренность Мизгиря трогает сердце Снегурочки и она открывается для нежного чувства. Ее руки раскрываются для объятий, Мизгирь просит Берендея благословить их. Но вдруг яркий солнечный луч падает на новоиспеченную невесту: Снегурочка тает. Мизгирь, не выдержав такой утраты, бросается в пруд. Яркое солнце восходит на небосводе. Ничто не может помешать ему, ведь череда времен года неизменна…

ИЗ ЗНАЧИМЫХ ИМЕН И ПРОЗВИЩ Бобыль Бакула. — Бобыль — бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк; но так называли и крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери. Лель  — языческое божество древних славян, Сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или купидона. Купава.  — Купавой или купавной звали в псковских и тверских говорах «пышную, гордую», красивую девушку (Даль). Мизгирь  — паук, тарантул. Ярило - древнеславянское божество солнца, весеннего плодородия и любви.  Радушка  — от «радуша» — милая, любезная.  Малуша — малышка, малорослая, или младшая дочь в семье (Даль).

ИЗ ЗНАЧИМЫХ ИМЕН И ПРОЗВИЩ

  • Бобыль Бакула. — Бобыль — бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк; но так называли и крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери.
  • Лель — языческое божество древних славян, Сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или купидона.
  • Купава. — Купавой или купавной звали в псковских и тверских говорах «пышную, гордую», красивую девушку (Даль).
  • Мизгирь — паук, тарантул.
  • Ярило - древнеславянское божество солнца, весеннего плодородия и любви.

  • Радушка — от «радуша» — милая, любезная.

  • Малуша — малышка, малорослая, или младшая дочь в семье (Даль).
Васнецов Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец.

Васнецов Виктор Михайлович

  • ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец.
Соломин Николай. Страдание.

Соломин Николай. Страдание.

Коровин Константин. Северная идиллия.

Коровин Константин. Северная идиллия.

«Снегурочка» в литературе Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году.  В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии.  Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.

«Снегурочка» в литературе

  • Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году.

В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии.

Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.

«Снегурочка» в театре Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

«Снегурочка» в театре

  • Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».
«Снегурочка» в музыкальном искусстве В 1873 г. музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» написал П.И. Чайковский (1840-1893). Отклики на музыкальное сопровождение пьесы были разноречивыми. Некто П. Акилов в «Театральных заметках» замечал, что музыка к «Снегурочке» монотонна «до усыпления». Возможно, такому впечатлению способствовало отвратительное исполнение музыкальных номеров оркестром под управлением И.О. Шрамека. Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».

«Снегурочка» в музыкальном искусстве

  • В 1873 г. музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» написал П.И. Чайковский (1840-1893).
  • Отклики на музыкальное сопровождение пьесы были разноречивыми. Некто П. Акилов в «Театральных заметках» замечал, что музыка к «Снегурочке» монотонна «до усыпления». Возможно, такому впечатлению способствовало отвратительное исполнение музыкальных номеров оркестром под управлением И.О. Шрамека.
  • Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».
Опера Н. А. Римского-Корсакова

Опера Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка"

  • Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
«Снегурочка» в кино В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году. Роли исполняли: Евгения Филонова (Снегурочка), Павел Кадочников (Царь Берендей), Евгений Жариков (Лель), Ирина Губанова (Купава), Борис Химичев (Мизгирь), Сергей Филиппов (Бермята), Наталья Климова (Весна-Красна), Любовь Малиновская (бобылиха), Валерий Малышев (Брусило), Геннадий Нилов (Курилка).

«Снегурочка» в кино

  • В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.
  • Роли исполняли: Евгения Филонова (Снегурочка), Павел Кадочников (Царь Берендей), Евгений Жариков (Лель), Ирина Губанова (Купава), Борис Химичев (Мизгирь), Сергей Филиппов (Бермята), Наталья Климова (Весна-Красна), Любовь Малиновская (бобылиха), Валерий Малышев (Брусило), Геннадий Нилов (Курилка).
«Снегурочка» в кино Что характерно, именно холодная дева привлекает высокопоставленного воина из соседнего племени, который приехал вроде как жениться на красавице Купаве. Но, увидев, равнодушно-белокурую льдышку, оставляет свою горячую невесту. Он даже жертвует уважением окружающих людей, публично отказываясь от Купавы. Как и все талантливые вещи, «Снегурочка» Островского-Кадочникова имеет много смыслов.

«Снегурочка» в кино

  • Что характерно, именно холодная дева привлекает высокопоставленного воина из соседнего племени, который приехал вроде как жениться на красавице Купаве. Но, увидев, равнодушно-белокурую льдышку, оставляет свою горячую невесту. Он даже жертвует уважением окружающих людей, публично отказываясь от Купавы. Как и все талантливые вещи, «Снегурочка» Островского-Кадочникова имеет много смыслов.
ЛЕЛЬ в рисунках детей

ЛЕЛЬ в рисунках детей

Лель в рисунках детей

Лель в рисунках детей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!