СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художники-передвижники

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены произведения художников-передвижников.

Просмотр содержимого документа
«Художники-передвижники»

Художники-передвижники Подготовила: Гладышева Алла Юрьевна

Художники-передвижники

Подготовила: Гладышева Алла Юрьевна

Художники-Передвижники На протяжении 100 лет для конкурсных работ Совет Петербургской Академии художеств давал одну тему для всех - это были библейские или мифологические сюжеты. В Академии учились юноши самых разных сословий, их волновала современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Они хотели силой своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость. В 1863 году 14 юношей-бунтарей отказались от предложенной Советом темы и были вынуждены уйти из Академии. Молодые художники организовали Товарищество передвижных выставок .

Художники-Передвижники

  • На протяжении 100 лет для конкурсных работ Совет Петербургской Академии художеств давал одну тему для всех - это были библейские или мифологические сюжеты. В Академии учились юноши самых разных сословий, их волновала современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Они хотели силой своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость.
  • В 1863 году 14 юношей-бунтарей отказались от предложенной Советом темы и были вынуждены уйти из Академии. Молодые художники организовали Товарищество передвижных выставок .

Художники-Передвижники

Художники-Передвижники

Художники-Передвижники Возникновение движения художников-передвижников:   1871 год - 1-я выставка художников  Цель передвижных художественных выставок: а) соединить общество с русским искусством; б) знакомить жителей провинции с русским искусством; в) развитие любви к искусству в обществе. Художников, которые участвовали в них, стали называть передвижниками. После показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывались каждый год.

Художники-Передвижники

Возникновение движения художников-передвижников:   1871 год - 1-я выставка художников

Цель передвижных художественных выставок:

а) соединить общество с русским искусством;

б) знакомить жителей провинции с русским искусством;

в) развитие любви к искусству в обществе.

Художников, которые участвовали в них, стали называть передвижниками.

После показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывались каждый год.

Знаменитые художники-передвижники

Знаменитые художники-передвижники

Художники-Передвижники Идейным вдохновителем и организатором Товарищества, созданного в противовес Императорской академии художеств, которая была в то время официальным центром искусства, был Иван Николаевич Крамской. Расцвет деятельности художников-передвижников пришелся на период с 1870 по 1890 г. В основу творчества художников-передвижников был положен метод критического реализма, в своих произведениях художники правдиво изображали жизнь, природу и историю России, порвав с канонами и эстетикой академизма. Основными ЖАНРАМИ, представленными на картинах художников-передвижников, были портрет, бытовой жанр, а также получившие дальнейшее развитие пейзаж и исторический жанр.

Художники-Передвижники

Идейным вдохновителем и организатором Товарищества, созданного в противовес Императорской академии художеств, которая была в то время официальным центром искусства, был Иван Николаевич Крамской.

Расцвет деятельности художников-передвижников пришелся на период с 1870 по 1890 г.

В основу творчества художников-передвижников был положен метод критического реализма, в своих произведениях художники правдиво изображали жизнь, природу и историю России, порвав с канонами и эстетикой академизма.

Основными ЖАНРАМИ, представленными на картинах художников-передвижников, были портрет, бытовой жанр, а также получившие дальнейшее развитие пейзаж и исторический жанр.

Жанр «Портрет» в творчестве художников-передвижников

  • Идейный лидер передвижничества —  Иван Николаевич Крамской  (1837—1887). «Главный и самый большой труд его — это портреты, портреты, портреты», — писал о нем Илья Репин в своем произведении «Далекое близкое». Плодотворность Крамского в этом жанре исключительна — более 700 произведений, целая галерея лиц современников. В своих воспоминаниях Крамской писал, что ничто не может «...так цельно раскрыть человеческой физиономии, как ее изображение». Подлинным новатором портрета был  Илья Ефимович Репин  (1844—1930), создавший его эмоционально-психологический вариант. Особый колористический дар Репина обогатил портретный жанр изобретательностью цветовой игры, разнофактурностью мазка. Василий Иванович Суриков (1848—1916) — прирожденный исторический живописец. Даже создавая портрет, он интуитивно видел в своих моделях потенциальные типажи картин исторической тематики. Портретные образы  Николая Александровича Ярошенко  (1846—1898), скромные и аскетически серьезные, продолжают линию этически артикулированных образов Крамского.

И. Крамской. Автопортрет (1867)

И. Крамской. Автопортрет (1867)

И Крамской. Портрет Ивана Шишкина (1880)

И Крамской. Портрет Ивана Шишкина (1880)

И Крамской. Портрет Льва Толстого

И Крамской. Портрет Льва Толстого

И. Крамской «Неизвестная» (1883)

И. Крамской «Неизвестная» (1883)

И. Репин Автопортрет 1887

И. Репин

Автопортрет

1887

И. Репин Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

И. Репин

Портрет писателя Л.Н.Толстого.

1887

И. Репин Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901

И. Репин

Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901

И. Репин Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1909-1915

И. Репин

Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна.

1909-1915

И. Репин Портрет мальчика. 1881

И. Репин

Портрет мальчика. 1881

В. Суриков Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской. 1891

В. Суриков

Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской.

1891

В. Суриков Портрет О. В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888

В. Суриков

Портрет О. В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве.

1888

Н. Ярошенко Автопортрет. 1895 год

Н. Ярошенко

Автопортрет.

1895 год

Н. Ярошенко Портрет художника Николая Ге

Н. Ярошенко

Портрет художника Николая Ге

Н. Ярошенко Девушка-крестьянка. 1891 год

Н. Ярошенко

Девушка-крестьянка.

1891 год

Жанр «Пейзаж» в творчестве художников-передвижников

  • В пейзажной живописи наблюдаются тенденции, общие с бытовой и исторической живописью. В творчестве целого ряда пейзажистов наблюдается тяготение к эпическому стилю, к созданию монументальных образов природы, воспевающих ее величие и красоту. Богаче становится палитра художников-пейзажистов, все чаще обращающихся к пленэру. В 80-е годы, годы жестокой политической реакции, создаваемые художниками светлые, поэтические образы русской природы укрепляли веру в жизнь, помогали бороться с гнетущей прозой обыденности.
  • Подъем реалистической пейзажной живописи во второй половине 70-х и в 80-е годы связан с творчеством крупнейших художников-передвижников - И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и В.Д.Поленова. Пейзажи Шишкина, появляющиеся из года в год на передвижных выставках, ясность его творческой программы, его верность натуре, делало Шишкина, по меткому выражению Крамского, «верстовым столбом» русской пейзажной живописи.
  • Художественной зрелости достигает в 80-е годы и пейзажное творчество Поленова. Развивая традиции Саврасова, Поленов приходит в своих произведениях 80-х годов к созданию эпико-лирических образов русской природы. Он становится признанным мастером пейзажа-картины, сочетающей в себе лирическое и эпическое начала.

А.Саврасов Грачи прилетели

А.Саврасов

Грачи прилетели

А. Саврасов. Весна. Огороды. 1893

А. Саврасов. Весна. Огороды. 1893

А. Куинджи. Березовая роща. 1879

А. Куинджи. Березовая роща. 1879

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880

И. Шишкин.  Утро в сосновом лесу»1889 

И. Шишкин.  Утро в сосновом лесу»1889 

И. Шишкин. Рожь. 1878

И. Шишкин. Рожь. 1878

Бытовой жанр в творчестве художников-передвижников Бытовой жанр -  один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены. Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели. Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения. Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

Бытовой жанр в творчестве художников-передвижников

  • Бытовой жанр -  один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
  • Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.
  • Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.
  • Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.
  • Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

 И. Репин. Не ждали

И. Репин. Не ждали

 И. Репин. Бурлаки на Волге.  1870-1873

И. Репин. Бурлаки на Волге.

1870-1873

И. Репин. Проводы новобранца. 1897

И. Репин. Проводы новобранца. 1897

И. Репин. Вечорници

И. Репин. Вечорници

Константин Маковский. Каирский двор

Константин Маковский.

Каирский двор

Константин Маковский. У костра. Качановка  1888

Константин Маковский.

У костра. Качановка

1888

Константин Маковский. Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

Константин Маковский.

Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

Николай Ярошенко. Всюду жизнь 1888

Николай Ярошенко.

Всюду жизнь

1888

Николай Ярошенко. Выгнали. 1883

Николай Ярошенко.

Выгнали.

1883

Константин Савицкий. Встреча иконы

Константин Савицкий. Встреча иконы

Исторический жанр в творчестве художников-передвижников один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров. Вторая половина XIX века в русской жизни прошла под сенью критического реализма — художественно-творческого метода с национально-демократической ориентацией.

Исторический жанр в творчестве художников-передвижников

  • один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров. Вторая половина XIX века в русской жизни прошла под сенью критического реализма — художественно-творческого метода с национально-демократической ориентацией.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. 1900

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. 1900

И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

И. Репин. Меньшиков в Берёзове

И. Репин. Меньшиков в Берёзове

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Иван Крамской. Христос в пустыне

Иван Крамской. Христос в пустыне

Батальный жанр в творчестве художников-передвижников рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям. Батально-историческая тематика традиционно считалась высокой, что обеспечивало художникам-баталистам стабильность госзаказов. Для таких работ характерны: героический пафос; воспевание побед; обращение к идеалам патриотизма и самопожертвования.

Батальный жанр в творчестве художников-передвижников

  • рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям.
  • Батально-историческая тематика традиционно считалась высокой, что обеспечивало художникам-баталистам стабильность госзаказов. Для таких работ характерны:
  • героический пафос;
  • воспевание побед;
  • обращение к идеалам патриотизма и самопожертвования.

Василий Суриков.  Переход Суворова через Альпы. 1899

Василий Суриков. 

Переход Суворова через Альпы.

1899

С. Иванов. Поход москвитян. XVI век. 1903

С. Иванов. Поход москвитян. XVI век. 1903

В. Васнецов. Витязь на распутье. 1878

В. Васнецов. Витязь на распутье. 1878

Художники-передвижники, объединившиеся в товарищество как протест мертвому искусству Академии Художеств, стали символом русской живописи 19 века. Это единственное время, когда искусство русских художников было так понятно и близко народным массам.  Живопись развивалась в едином русле с другими направлениями искусства – музыкой, театром, литературой. На сегодняшний день эксперты признают, что это был наивысший пик развития российской живописи, и с тех пор в истории искусства нашей страны не было столь плодотворного периода. Художники-передвижники перестали существовать как объединение в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни  русского общества достигло своей кульминации. Еще до распада  товарищества передвижных художественных выставок, после кровавых событий 1917-го года уровень русской живописи стал стремительно опускаться, уже никогда не достигнув высочайшего социально-художественного уровня Репина, Левитана, Саврасова.
  • Художники-передвижники, объединившиеся в товарищество как протест мертвому искусству Академии Художеств, стали символом русской живописи 19 века. Это единственное время, когда искусство русских художников было так понятно и близко народным массам. 
  • Живопись развивалась в едином русле с другими направлениями искусства – музыкой, театром, литературой. На сегодняшний день эксперты признают, что это был наивысший пик развития российской живописи, и с тех пор в истории искусства нашей страны не было столь плодотворного периода.
  • Художники-передвижники перестали существовать как объединение в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни  русского общества достигло своей кульминации. Еще до распада  товарищества передвижных художественных выставок, после кровавых событий 1917-го года уровень русской живописи стал стремительно опускаться, уже никогда не достигнув высочайшего социально-художественного уровня Репина, Левитана, Саврасова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!