Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького
Художники-передвижники
Выполнила:
студентка 14 группы
Отделения «Преподавание в начальных классах»
Шмарловская А.Е
Кто такие передвижники?
- художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 г. Порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Картины отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Среди представителей: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Прянишников, Г. Мясоедов, В. Васнецов, А. Куинджи, И. Левитан и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
- Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов , А. А. Киселёв , Н. В. Неврев , В. Е. Маковский , А. Д. Литовченко , И. М. Прянишников , К. В. Лемох , И. Н. Крамской , И. Е. Репин , Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский . Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов , К. А. Савицкий , В. Д. Поленов , Е. Е. Волков , В. И. Суриков , И. И. Шишкин , Н. А. Ярошенко , П. А. Брюллов , А. К. Беггров .
История создания
- Передвижные выставки художественных работ были основаны на кооперативных началах. Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) – великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик.
Утро в сосновом лесу . 1889
Холст, масло. 139 × 213 см
Третьяковская галерея, Москва
Отзывы критиков
- Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова:
- Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных.
Василий Михайлович Михеев
Поленов Василий Дмитриевич
Московский дворик (1878)
- Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно.
Поленов В.Д.
Васнецов Виктор Михайлович
«Алёнушка» .
1881Холст,
Масло, 173 × 121 см
«Богатыри .»
1881 — 1898 Холст, масло . 295,3 × 446 см
- Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
- «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.»
Эскиз картины«Алёнушка»
- В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так:
- Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова.
- «Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна».
В. М. Васнецов
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Иван Николаевич Крамской
«Христос в пустыне»
1872Холст, масло. 180 × 210 см
«Неизвестная »
1883Холст, масло. 75,5 × 99 см
- Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего „Христа в пустыне“, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению» ] . Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем, и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего „дела“, фактов, деяний — этого никто не объяснит»
Владимир Васильевич Стасов
Репин Илья Ефимович
Бурлаки на Волге . 1872—1873Холст, масло. 131,5 × 281 см
Иван Грозный и сын его Иван
16 ноября 1581 года . 1883—1885Холст, масло . 199,5 × 254 см
- Один из отзывов Репина о бурлаках:
- — Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?
— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.
Молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель… У нас была геморроидальная полоумная приживалка-старуха, а ещё есть Карамазов-отец — и Иоанн ваш это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть, и правдивая смертная красота сына, — хорошо, очень хорошо….
— Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой
Василий Иванович Суриков
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
1884—1887Холст масло 304 × 587,5 см
Взятие снежного городка. 1891
Холст, масло. 156 × 282 см
- Критик Владимир Стасов перед полотном расчувствовался и потом написал:
«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берёт задачей изображение старой русской истории, не ходил ещё »
Брюллов Павел Александрович
«Весна»
(1875) холст, масло [
«Пейзаж с рекой»
Левитан Иссак Ильич
Золотая осень . 1895Холст, масло. 82 × 126 см
- Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы
Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов
Александр Дмитриевич Литовченко
«Седло, украшенное драгоценностями» (эскиз), (1875) — частное собрание .
«Харон перевозит души умерших»
Куинджи Архип Иванович
Украинская ночь. 1876 Холст , масло . 79 × 162 см
- Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал:
- Но настоящим торжеством Куинджи явилась его картина 1876 года — «Украинская ночь», украшавшая, в истинном смысле этого слова, пятую передвижную выставку. Можно сказать, что именно в этой вещи Куинджи впервые нашел себя, стал на истинный свой путь, выявил все богатство своей художественной индивидуальности. Именно с «Украинской ночи» надо отметить начало зрелой поры в творчестве Куинджи...
Савицкий Константин Аполлонович
На войну
1888Холст, масло. 207,5 × 303,5 см
Искусствовед Михаил Сокольников в 1947 году писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи». Отмечая идейность содержания, монументальность сюжета и исполнения, а также народный характер этой картины, Сокольников указывал на её близость произведениям Ильи Репина.
Михаил Порфирьевич Сокольников
Алексей Кондратьевич Саврасов
Грачи прилетели.
1871Холст, масло. 62 × 48,5 см
В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание!»
Владимир Васильевич Стасов
Дубовский Николай Никанорович
Родина . 1905
Холст, масло. 165 × 275 см
Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли»
Владислав Мстиславович Зименко
Волков Ефим Ефимович
«Река в Украине»
«Осень»
Серов Валентин Александрович
Девочка с персиками .
1887Холст, масло. 91 × 85 см
Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:
«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров » .
Литература:
Художники-передвижники:
- http://obshe.net/posts/id1801.html
- https://artchive.ru/encyclopedia/4430~Peredvizhniki
- https://www.culture.ru/s/vopros/peredvizhniki/
- https://weekend.rambler.ru/places/40073121-russkie-hudozhniki-peredvizhniki-v-chem-byla-ideya-dvizheniya/?updated
Картины и художники:
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/Л.А.Неменская ;под редакцией Б.М.Неменского.- 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 175с. :ил. –ISBN 978-5-09-036265-8