СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художники-передвижники

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художники-передвижники»

Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького Художники-передвижники Выполнила: студентка 14 группы Отделения «Преподавание в начальных классах» Шмарловская А.Е

Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького

Художники-передвижники

Выполнила:

студентка 14 группы

Отделения «Преподавание в начальных классах»

Шмарловская А.Е

Кто такие передвижники? художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 г. Порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Картины отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Среди представителей: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Прянишников, Г. Мясоедов, В. Васнецов, А. Куинджи, И. Левитан и др. Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Кто такие передвижники?

  • художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 г. Порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Картины отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Среди представителей: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Прянишников, Г. Мясоедов, В. Васнецов, А. Куинджи, И. Левитан и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо):  С. Н.  Аммосов ,  А. А. Киселёв ,  Н. В.  Неврев ,  В. Е. Маковский ,  А. Д. Литовченко ,  И. М. Прянишников ,  К. В.  Лемох ,  И. Н. Крамской ,  И. Е. Репин , Иванов (служащий в правлении товарищества),  Н. Е. Маковский . Стоят (слева направо):  Г. Г. Мясоедов ,  К. А. Савицкий ,  В. Д. Поленов ,  Е. Е. Волков ,  В. И. Суриков ,  И. И. Шишкин ,  Н. А. Ярошенко ,  П. А. Брюллов ,  А. К.  Беггров .
  • Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо):  С. Н.  АммосовА. А. КиселёвН. В.  НевревВ. Е. МаковскийА. Д. ЛитовченкоИ. М. ПрянишниковК. В.  ЛемохИ. Н. КрамскойИ. Е. Репин , Иванов (служащий в правлении товарищества),  Н. Е. Маковский . Стоят (слева направо):  Г. Г. МясоедовК. А. СавицкийВ. Д. ПоленовЕ. Е. ВолковВ. И. СуриковИ. И. ШишкинН. А. ЯрошенкоП. А. БрюлловА. К.  Беггров .
История создания Передвижные выставки художественных работ были основаны на кооперативных началах. Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников  к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель

История создания

  • Передвижные выставки художественных работ были основаны на кооперативных началах. Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) – великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик.

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) – великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик.

Утро в сосновом лесу . 1889 Холст, масло. 139 × 213 см Третьяковская галерея, Москва

Утро в сосновом лесу . 1889

Холст, масло. 139 × 213 см

Третьяковская галерея, Москва

  Отзывы критиков   Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова: Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных. Василий Михайлович Михеев

Отзывы критиков

  • Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова:
  • Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

Василий Михайлович Михеев

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич

Московский дворик (1878)

Московский дворик (1878)

Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно. Поленов В.Д.
  • Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно.

Поленов В.Д.

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович

«Алёнушка» . 1881Холст,  Масло, 173 × 121 см

«Алёнушка» .

1881Холст, 

Масло, 173 × 121 см

«Богатыри .»  1881 — 1898 Холст,  масло . 295,3 × 446 см

«Богатыри .» 

18811898 Холст,  масло . 295,3 × 446 см

Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.»   Эскиз картины«Алёнушка»
  • Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
  • «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.»

Эскиз картины«Алёнушка»

В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так: Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. «Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». В. М. Васнецов Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
  • В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так:
  • Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова.
  • «Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна».

В. М. Васнецов

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской

«Христос в пустыне» 1872Холст, масло. 180 × 210 см

«Христос в пустыне»

1872Холст, масло. 180 × 210 см

«Неизвестная » 1883Холст, масло. 75,5 × 99 см

«Неизвестная »

1883Холст, масло. 75,5 × 99 см

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего „Христа в пустыне“, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению» ] . Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем, и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего „дела“, фактов, деяний — этого никто не объяснит» Владимир Васильевич Стасов
  • Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего „Христа в пустыне“, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению» ] . Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем, и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего „дела“, фактов, деяний — этого никто не объяснит»

Владимир Васильевич Стасов

Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович

Бурлаки на Волге . 1872—1873Холст, масло. 131,5 × 281 см

Бурлаки на Волге . 1872—1873Холст, масло. 131,5 × 281 см

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года . 1883—1885Холст,  масло . 199,5 × 254 см

Иван Грозный и сын его Иван

16 ноября 1581 года . 1883—1885Холст,  масло . 199,5 × 254 см

Один из отзывов Репина о бурлаках: — Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами? —  «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин. Молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель… У нас была геморроидальная полоумная приживалка-старуха, а ещё есть Карамазов-отец — и Иоанн ваш это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть, и правдивая смертная красота сына, — хорошо, очень хорошо…. —  Л. Н. Толстой Лев Николаевич Толстой
  • Один из отзывов Репина о бурлаках:
  • — Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?

—  «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

Молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель… У нас была геморроидальная полоумная приживалка-старуха, а ещё есть Карамазов-отец — и Иоанн ваш это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть, и правдивая смертная красота сына, — хорошо, очень хорошо….

—  Л. Н. Толстой

Лев Николаевич Толстой

Василий Иванович Суриков

Василий Иванович Суриков

В. И. Суриков «Боярыня Морозова»   1884—1887Холст масло 304 × 587,5 см

В. И. Суриков «Боярыня Морозова»  

1884—1887Холст масло 304 × 587,5 см

Взятие снежного городка. 1891 Холст, масло. 156 × 282 см

Взятие снежного городка. 1891

Холст, масло. 156 × 282 см

Критик Владимир Стасов перед полотном расчувствовался и потом написал: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берёт задачей изображение старой русской истории, не ходил ещё »
  • Критик Владимир Стасов перед полотном расчувствовался и потом написал:

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берёт задачей изображение старой русской истории, не ходил ещё »

Брюллов Павел Александрович

Брюллов Павел Александрович

«Весна» (1875)  холст, масло [ «Пейзаж с рекой»

«Весна»

(1875)  холст, масло [

«Пейзаж с рекой»

Левитан Иссак Ильич

Левитан Иссак Ильич

Золотая осень . 1895Холст, масло. 82 × 126 см

Золотая осень . 1895Холст, масло. 82 × 126 см

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов
  • Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы

Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов

Александр Дмитриевич Литовченко

Александр Дмитриевич Литовченко

«Седло, украшенное драгоценностями» (эскиз), (1875) —  частное собрание .

«Седло, украшенное драгоценностями» (эскиз), (1875) —  частное собрание .

«Харон перевозит души умерших»

«Харон перевозит души умерших»

Куинджи Архип Иванович

Куинджи Архип Иванович

Украинская ночь. 1876 Холст ,  масло . 79 × 162 см

Украинская ночь. 1876 Холст масло . 79 × 162 см

Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал: Но настоящим торжеством Куинджи явилась его картина 1876 года — «Украинская ночь», украшавшая, в истинном смысле этого слова, пятую передвижную выставку. Можно сказать, что именно в этой вещи Куинджи впервые нашел себя, стал на истинный свой путь, выявил все богатство своей художественной индивидуальности. Именно с «Украинской ночи» надо отметить начало зрелой поры в творчестве Куинджи...
  • Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал:
  • Но настоящим торжеством Куинджи явилась его картина 1876 года — «Украинская ночь», украшавшая, в истинном смысле этого слова, пятую передвижную выставку. Можно сказать, что именно в этой вещи Куинджи впервые нашел себя, стал на истинный свой путь, выявил все богатство своей художественной индивидуальности. Именно с «Украинской ночи» надо отметить начало зрелой поры в творчестве Куинджи...
Савицкий Константин Аполлонович

Савицкий Константин Аполлонович

На войну 1888Холст, масло. 207,5 × 303,5 см

На войну

1888Холст, масло. 207,5 × 303,5 см

 Искусствовед Михаил Сокольников в 1947 году писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи». Отмечая идейность содержания, монументальность сюжета и исполнения, а также народный характер этой картины, Сокольников указывал на её близость произведениям Ильи Репина. Михаил Порфирьевич Сокольников

Искусствовед Михаил Сокольников в 1947 году писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи». Отмечая идейность содержания, монументальность сюжета и исполнения, а также народный характер этой картины, Сокольников указывал на её близость произведениям Ильи Репина.

Михаил Порфирьевич Сокольников

    Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов

Грачи прилетели.  1871Холст, масло. 62 × 48,5 см

Грачи прилетели. 

1871Холст, масло. 62 × 48,5 см

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание!» Владимир Васильевич Стасов

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание!»

Владимир Васильевич Стасов

Дубовский Николай Никанорович

Дубовский Николай Никанорович

Родина . 1905 Холст, масло. 165 × 275 см

Родина . 1905

Холст, масло. 165 × 275 см

 Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли» Владислав Мстиславович Зименко

Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов, в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли»

Владислав Мстиславович Зименко

Волков Ефим Ефимович

Волков Ефим Ефимович

«Река в Украине» «Осень»

«Река в Украине»

«Осень»

Серов Валентин Александрович

Серов Валентин Александрович

Девочка с персиками .   1887Холст, масло. 91 × 85 см

Девочка с персиками .

  1887Холст, масло. 91 × 85 см

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров » .

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров » .

Литература: Художники-передвижники: http://obshe.net/posts/id1801.html https://artchive.ru/encyclopedia/4430~Peredvizhniki https://www.culture.ru/s/vopros/peredvizhniki/ https://weekend.rambler.ru/places/40073121-russkie-hudozhniki-peredvizhniki-v-chem-byla-ideya-dvizheniya/?updated Картины и художники: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/Л.А.Неменская ;под редакцией Б.М.Неменского.- 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 175с. :ил. –ISBN 978-5-09-036265-8

Литература:

Художники-передвижники:

  • http://obshe.net/posts/id1801.html
  • https://artchive.ru/encyclopedia/4430~Peredvizhniki
  • https://www.culture.ru/s/vopros/peredvizhniki/
  • https://weekend.rambler.ru/places/40073121-russkie-hudozhniki-peredvizhniki-v-chem-byla-ideya-dvizheniya/?updated

Картины и художники:

  • Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/Л.А.Неменская ;под редакцией Б.М.Неменского.- 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 175с. :ил. –ISBN 978-5-09-036265-8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!