СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художники-передвижники

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку по МХК 11 класса, содержат задания по работе с популярными картинами русских художников-передвижников Саврасова, Максимова, Репина, Маковского, Перова. Описания картин, конспект и видео позволят провести интересный, творческий урок.                                                                                                                     

Просмотр содержимого документа
«Картины описание»

Картина «Свидание» написана Маковским В. В 1883г. Это типичное произведение «передвижников» с тематикой обнищания и нелёгкой жизни у народа

На картине изображена встреча матери — крестьянки с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при их редких встречах. Она не обнимает сына и не разговаривает с ним, наверно по причине усталости. Можно понять, что отдала она своего сына для обучения ремеслу по причине глубокой нужды.

Одета она по-деревенски: на ней тулуп чёрного цвета, из под которого видна красная юбка, а поверх головы повязан чёрный платок. Судя по одеянию матери, она из деревни, пришла пешком, а время их встречи – зима

Мальчик жадно ест калач, принесённый ему матерью, он буквально в него вцепился жадно жуя. Его лицо бледно и очень, не по годам серьёзное. Он очень плохо одет для работы в цехе. На нём нет обуви, хотя на улице зима, сверху рубаха поблекшего красного цвета, грубые штаны, поверх которых надет грязный фартук с под которого торчит грязная тряпка для вытирания рук.

Их встреча произошла в какой-то грязной комнате с деревянными стенами и потемневшим от времени земляным полом. Возможно, в ней рабочие отдыхают. На бочке стоит кувшин, чтобы можно было пить, а из окна слева тускло струится солнечный свет. В картине использованы преимущественно тёмный цвета, которые передают всю трагичность ситуации, так как последующее свидание матери и сына может не состояться. Ко всему, бедная женщина слишком устаёт от дальней дороги, чтобы часто видеться со своим сыном. Картина передаёт типичный вариант случая из жизни простых людей, что заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать их страдания и горе

Картина Тройка

Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие


Грачи прилетели

Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

За дощатым забором – крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше – пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. На окраине села, на холме - несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые…

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Все на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок – наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу - он понимал ее тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое ее состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне. И грачи на картине – как вестники весеннего обновления.




Не ждали

Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к сюжету.

   Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

   Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.

   Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим - это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

  Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения...


"Всё в прошлом" 

Глядя на картину, нельзя не обратить внимание на запечатленную художником умиротворенность... На переднем плане можно увидеть две женщины, госпожу и экономку. Хозяйка дома олицетворяет спокойствие и непринужденность, а её экономка продолжает работать, не нарушая покой хозяйки. Госпожа спит, и ее больше ничто не тревожит, ведь, как правильно подметил художник, всё в прошлом... Глядя на спящего пса, можно отметить, что ему больше не нужно охранять свою хозяйку, потому что всё уже позади. Собака олицетворяет собой также и верность, преданность, надежность и стабильность... Дерево, цветущее синими цветами, на фоне засохшего, обломанного, лишний раз подчеркивает то, что всё плохое, все неприятности и невзгоды, позади, что впереди - процветание и благополучие. 

   Теплые насыщенные цвета, которыми выполнена картина, передают спокойствие и умиротворение тому, кто любуется картиной... Невероятно четкое изображение людей и предметов показывает, насколько мастерски Василий Максимов умел писать картины, насколько был талантливым художником, насколько был с кистью на "ты"...

   Картина В.Максимова "Всё в прошлом" не может не радовать глаз. Ею можно любоваться часами, она может вдохновлять и успокаивать смотрящего, вселяя уверенность в завтрашнем дне, надежду и спокойствие. Ведь все неприятности - в прошлом... Всё в прошлом.

Просмотр содержимого документа
«Художники-передвижники»

Художники-передвижники (середина – конец XIX века)

Самобытные таланты русские художники 19 века.  уставшие от академической монополии в искусстве, стремились к независимости творческой работы.

В 1863 году 14 выпускников ("бунт четырнадцати"), художников во главе с Иваном Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию.

Было принято решение образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии, так называемый союз русских художников. Просуществовала она недолго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и передвижение их по городам России.

Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. С появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени. Товарищество русских художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века.

В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.

Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.


Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Попов и Архипов, Позен и Андреев, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля, Беггров и Аммосов и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Богданов-Бельский, Коненков и другие.

Задание.

Вам представлены 5 картин художников-передвижников. Ваша задача за 10-15 минут сочинить описание этих картин, рассказать о том, какой сюжет запечатлен на картинах. Если вам известны реальные истории этих картин, можете ими воспользоваться и их озвучить. Не пользоваться возможностями Интернета.

По окончании работы, представить вашу историю на суд класса.

Оценивается оригинальность, соответствие эпохе и изображенному сюжету, грамотность изложения.

Группы при прослушивании оппонентов могут задавать уточняющие вопросы.

По окончании выступления слушатели оценивают его по 5-ти бальной шкале.



























Задание.

За 10-15 минут сочинить описание картины, рассказать о том, какой сюжет запечатлён на картинах. Если вам известны реальная история картины, можете ею воспользоваться и озвучить. Не пользоваться Интернетом.

По окончании работы, представить вашу историю классу, который оценивает оригинальность ответа, соответствие описания эпохе и изображенному сюжету, грамотность изложения.

Группы-соперники, при прослушивании оппонентов, могут задавать уточняющие вопросы.

По окончании выступления слушатели оценивают выступление по 5-тибальной шкале.

Задание.

За 10-15 минут сочинить описание картины, рассказать о том, какой сюжет запечатлён на картинах. Если вам известны реальная история картины, можете ею воспользоваться и озвучить. Не пользоваться Интернетом.

По окончании работы, представить вашу историю классу, который оценивает оригинальность ответа, соответствие описания эпохе и изображенному сюжету, грамотность изложения.

Группы-соперники, при прослушивании оппонентов, могут задавать уточняющие вопросы.

По окончании выступления слушатели оценивают выступление по 5-тибальной шкале.


Задание.

За 10-15 минут сочинить описание картины, рассказать о том, какой сюжет запечатлён на картинах. Если вам известны реальная история картины, можете ею воспользоваться и озвучить. Не пользоваться Интернетом.

По окончании работы, представить вашу историю классу, который оценивает оригинальность ответа, соответствие описания эпохе и изображенному сюжету, грамотность изложения.

Группы-соперники, при прослушивании оппонентов, могут задавать уточняющие вопросы.

По окончании выступления слушатели оценивают выступление по 5-тибальной шкале.


Задание.

За 10-15 минут сочинить описание картины, рассказать о том, какой сюжет запечатлён на картинах. Если вам известны реальная история картины, можете ею воспользоваться и озвучить. Не пользоваться Интернетом.

По окончании работы, представить вашу историю классу, который оценивает оригинальность ответа, соответствие описания эпохе и изображенному сюжету, грамотность изложения.

Группы-соперники, при прослушивании оппонентов, могут задавать уточняющие вопросы.

По окончании выступления слушатели оценивают выступление по 5-тибальной шкале.


Задание.

За 10-15 минут сочинить описание картины, рассказать о том, какой сюжет запечатлён на картинах. Если вам известны реальная история картины, можете ею воспользоваться и озвучить. Не пользоваться Интернетом.

По окончании работы, представить вашу историю классу, который оценивает оригинальность ответа, соответствие описания эпохе и изображенному сюжету, грамотность изложения.

Группы-соперники, при прослушивании оппонентов, могут задавать уточняющие вопросы.

По окончании выступления слушатели оценивают выступление по 5-тибальной шкале.

Просмотр содержимого документа
«Художники-передвижники_картины»

Максим Максимов. «Все в прошлом», 1889г.

Илья Репин. «Не ждали», 1884-1888 гг.

Владимир Маковский. «Свидание», 1884г.



Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1879г.



Василий Перов. «Тройка», 1866г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!