СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художники прерафаэлиты. Основные идеи и картины. Д. Э. Милле. Мариана. 1851.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизм. Художники прерафаэлиты. Основные идеи и картины. Джон Эверетт Милле. Описание картины Д. Э. Милле "Мариана". 1851.

Просмотр содержимого документа
«Художники прерафаэлиты. Основные идеи и картины. Д. Э. Милле. Мариана. 1851.»

Стиль

Рождение модернизма и современного искусства можно проследить до промышленной революции (18-19 века), в котором быстрые изменения в производстве, транспортировке и технологии коренным образом повлияли на социальные, экономические и культурные условия жизни в Западной Европе, Северной Америке, и в конечном счете мира.

До начала 19-го века, художники чаще всего по заказу рисовали картины для богатых покровителей, институтов, церкви. Большая часть этих работ изображала религиозные или мифологические сцены, которые рассказывали истории и были предназначены для «инструктирования» зрителя. В 19-м веке многие художники начали писать картины о людях, местах, закладывая идеи, которые заинтересовали их. С публикацией психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» (1899 год) и популяризации идеи подсознания, многие художники начали изучать сны, символику и личную иконографию, как способ вдохновения для картин, отражающих субъективных переживания.

Оспаривая мнение о том, что искусство должно реалистично изобразить мир, некоторые художники экспериментировали с выразительным использованием цвета, нетрадиционных материалов, а также новых методов.



Художники прерафаэлиты. Основные идеи и картины

Художники прерафаэлиты (от лат. prae — вперед, и имени «Рафаэль»), это представители направления в английской поэзии и живописи середины XIX-го века, образовавшегося для борьбы с устоявшимися академическими традициями, условностями и подражательством классическим образцам. Основные представители «Братства прерафаэлитов» — Уильям Холмен Хант (1827 -1910), Данте Габриэль Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Милле (1829-1896) — считали достойной восхищения живопись художников раннего Возрождения, творивших до Рафаэля. Достойными подражания прерафаэлиты считали Перуджино, Фра Анджелико и Джованни Беллини.

В середине XIX-го века академическая школа в английской живописи была ведущей. В развитом индустриальном обществе высокий уровень техники исполнения воспринимался как залог качества. Поэтому работы учеников академии были вполне успешными и востребованными английским обществом. Но, стабильность английской живописи уже переросла в закостенелость, увязая в условностях и повторениях. И летние выставки Королевской Академии художеств с каждым годом становились все более и долее предсказуемыми. Королевская академия художеств сохраняла традиции академизма и к большой осторожностью и скептицизмом относилась к нововведениям. Художники прерафаэлиты же не хотели изображать природу и людей отвлеченно красивыми, они хотели изображать их правдиво и просто, считая, что единственный способ предотвратить деградацию английской живописи, это возврат к простоте и искренности искусства раннего Возрождения.

Что особенно не любили прерафаэлиты?

  1. Ошибочные эталоны академического образования.

  2. Первого президента Академии художеств, сера Джошуа Рейнольдса (1723-1792).

  3. Картину Рафаэля «Преображение».

  4. Творчество П. П. Рубенса.





Творческие и художественные приемы прерафаэлитов:



  1. Яркие, свежие тона.

Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.



  1. Чистые краски.

Достоверное отображение природы

Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей.



  1. Ориентация на искусство Средневековья и Раннего Возрождения.



  1. Использование в качестве моделей родственников, друзей и людей с улицы, а не профессиональных натурщиков.



  1. Символизм.

Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом.



Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность.



Основные темы творчества прерафаэлитов:



  1. Медиевизм (история средневековья), король Артур.

  2. Культ женской красоты.

  3. Творчество Шекспира.

  4. Творчество Данте Алигьери.

  5. Иисус Христос.

  6. Социальные проблемы.

Каждый художник - прерафаэлит искал свой творческий путь и любви к Средним векам было уже недостаточно, для того, чтобы удержать членов «Братства прерафаэлитов» вместе. Окончательный разлад произошел в 1853 году, когда Милле стал членом Королевской академии, против которой так яростно выступали прерафаэлиты.

В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом, лидером движения Искусств и ремесел, впоследствии оказавшим влияние на становление стиля модерн в интерьере. У. Моррис вместе с Эдвардом Бёрн-Джонсом становятся учениками Россетти. С этого момента начинается новый этап «Братства прерафаэлитов», основной идеей теперь становится эстетизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.



Психическое и физическое здоровье Россетти постепенно ухудшается и лидером движения теперь становится Эдвард Берн-Джонс. Создавая работы в духе ранних прерафаэлитов он становится необычайно популярным.

Уильям Моррис становится центральной фигурой в декоративном искусстве XIX-го века, а стиль модерн, одним из источников которого был прерафаэлитизм проникает не только в декоративное искусство, но и в мебель, убранство интерьера, архитектуру, книжный дизайн.



Джон Эверетт Милле

В одиннадцатилетнем возрасте поступил в Королевскую академию художеств (1840 г). Считается самым юным студентом в истории учреждения. К пятнадцати годам проявлял особые навыки работы с кистью. Его работа в академическом стиле «Писарро берёт в плен перуанских инков» была удостоена чести выставляться на летней академической выставке 1846 г.

За произведение «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама» удостоился золотой медали в 1847 г. После знакомство с Данте Габриэль Россетти и Холманом Хантом вступил в Братство прерафаэлитов. Прославившей его работой стала картина «Офелия», натурщицей для которой была муза прерафаэлитов и будущая жена Д. Г. Россетти Элизабет Сиддал.

В 1855 году Джон Эверетт Милле женился на бывшей жене Джона Рескина Эффи, сразу после ее громкого бракоразводного процесса с последним. С этого времени полностью отходит от «Братства прерафаэлитов» и создает популярные картины в академическом стиле. В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств, борьба с основными принципами которой была одним из объединяющих начал для художников-прерафаэлитов.

Черты стиля

Выраженными чертами стиля является наследование техника Рафаэля. Перспектива построена на игре света и тени. Художник использовал приглушенную гамму, яркими деталями проводя акценты и создавая атмосферу действия.

Основные картины

  1. «Писарро берёт в плен перуанских инков»;

  2. «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама»;

  3. «Офелия»;

  4. Cherry Ripe;

  5. «Смерть Ромео и Джульетты».



Джон Эверетт Милле. Мариана. 1851 г.

В основе поэмы и картины лежит сюжет шекспировской пьесы «Мера за меру». Мариана отвергнута: тщеславный Анджело, наместник герцога Венского, отправил невесту в изгнание, после того как её приданое кануло в пучине моря. Поза Марианы напоминает позу Богоматери на картине «Христос в родительском доме. Мастерская плотника», но невинной её назвать трудно. Она стоит, потягиваясь после долгих часов, проведенных за вышиванием; роскошный пояс, слегка соскользнув спереди, облегает бедра и подчеркивает ягодицы. Мариана откидывает голову назад и изгибает шею влево, демонстрируя зрителям профиль. Героиня эротизирована, её сексуальность откровенно выражена в естественной позе, свободной от идеализированного контрапоста академической традиции.



Описание картины

Резкая перспектива комнаты, витражи с изображением Благовещения, которые отделяют внутреннее пространство комнаты и рабочий столик героини от осенней природы за окном, а также использование ярких цветов (например, синего кобальта), возможное благодаря появлению новых красок, производимых в промышленном масштабе, — все это обусловливает определение, которое Рёскин дал прерафаэлитам в первом письме в «Таймс», в том же месяце, когда была выставлена картина. Фигуру девушки обрамляют текстурированные золотые обои с изображением растительных арабесок и различных птиц, на столике перед ней — вышитый цветочный узор, над которым она работает и который как будто лежит на алтаре.

Мариана — словно в клетке за оконным переплетом и витражными стеклами, сквозь которые можно с тоской взглянуть на сад. Позади, в глубине комнаты, виднеется алтарь с маленьким триптихом и висящей над ним лампадкой. Сама женственность Марианы исключается в заточении, и вера ей не служит утешением.

Сюжет картины

Трактуя данный литературный сюжет, Милле не сосредоточивает всю полноту повествования в одном образе, как он проделал это в «Изабелле»; действия Марианы или окружающие её предметы, наделенные символическим значением, не предсказывают финальное спасение героини. Вместо этого Милле воссоздал с помощью двух литературных источников вполне достоверную сцену, не описанную ни в одном из них, но полностью вымышленную и отображающую наиболее показательные аспекты его творчества. «Мариана» обладает характерной для прерафаэлитов исчерпывающей изобразительностью, которая разъясняет зрителю специфику времени и места, но, как и в следующих работах Милле («Гугенот в День святого Варфоломея, отказывающийся надеть белую повязку» и «Приказ об освобождении, 1746»), а также мастерски написанных картинах периода зрелого творчества, преобладающей является психологическая сложность происходящего.

Личное восприятие

«Мариана» Джона Эверетта Милле, написанная в 1851 году, произвела на меня неизгладимое впечатление. Впервые я увидела это полотно в журнале «Юный художник». И было это 25 лет назад. С тех пор прошло много лет, но именно эту работу Д. Э. Милле я люблю больше всего. Чем же привлекла меня эта картина? Картину «Мариана» хочется рассматривать постоянно. И делать это не скучно. Прекрасная композиция, мягкий свет, чистые краски, скрупулезно наложенные мазки, грустное настроение, подчеркнутое осенним временем года, усталая поза женщины в синем бархатном платье, навевают мысли о жизни женщины 19 столетия, непростой судьбе, зависимости от мужчин, об обязанностях, этикете, воспитании, отсутствии свободы выбора. Все предрешено. Такова судьба. И от нее никуда не уйдешь. Картина очень живописна. В ней много мелких деталей и символов, которые помогают тоньше прочувствовать образ Марианы, окунуться в мир ее грез и переживаний, погрузиться в эмоции грусти, тоски, раздумий о смысле жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!