СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс №4 «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнение к внеклассому  чтению по теме « Скрипучие половицы» К. Г. Паустовского.

Просмотр содержимого документа
«Кейс №4 «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»»



Кейс 4.

1. Восстановить план.

Чайковский подошел, назвал себя. Трощенко спросил:
- Чем могу служить?
Чайковский коротко изложил свое предложение - перепродать ему на корню весь этот лес.
- Желаете округлить владения? - ласково спросил Трощенко. - Этому лесу цены нету. Слышите? - Трощенко ударил обухом топора по сосне. - Поет древесина! А насчет ваших слов надо подумать. Своего рода неожиданность. Все дело, как сами понимаете, в цене. За свою цену я вам отдать не могу. Смысла нету. К тому же расходы. Одних лесорубов привезти да прокормить чего стоит! Ну, и начальство нам, лесопромышленникам, недешево обходится. Начальство вроде магнита - золото сильно притягивает.
- Назовите вашу цену. Торговаться я не собираюсь. Если цена будет сходная...
- Где вам торговаться! Вы человек возвышенных сфер жизни. Я вам верную цену скажу... - Трощенко помолчал. - Десять тысяч будет, пожалуй, самая цена.
- А за сколько вы купили этот лес?
- Это дело десятое. Мой товар - моя цена.
- Хорошо! - сказал Чайковский и почувствовал холодок под сердцем, будто поставил на карту всю жизнь. - Я согласен.
- Что-то больно легко соглашаетесь, - промолвил Трощенко и протянул Чайковскому деревянный портсигар. - Прошу!
- Спасибо. Только что курил.
- Деньги-то у вас есть? - вдруг грубо спросил Трощенко.
- Будут.
- Царствие божие тоже будет. Когда помрем. Я о наличных деньгах спрашиваю.
- Я вам выдам вексель.
- Подо что? Под эту усадебку? Да ей две тысячи - красная цена!
- Усадьба эта не моя. Вексель я выдам под свои сочинения.
- Так-с!.. - протянул Трощенко и закурил. - Под музыку!.. Ее послушать, конечно, приятно. Послушал - ушел, а следа-то и нету! - Он протянул к Чайковскому ладонь и поскреб по ней скрюченными пальцами. - Воздушная вещь. Сегодня она, может, и в цене, а завтра - дым! Векселя я, извините, не беру. Только наличными.
- Наличных сейчас у меня нет.
- На нет и суда нет! И опять же о цене был у нас весьма примерный разговор.
- То есть как? Вы же назначили цену!
- Обследовать еще надо. Лес обследовать. По-настоящему его оценить. Да, пожалуй, и несерьезное это дело. Кто же так договаривается - на ходу!.. Нет! - сказал он резко. - Пустой разговор! Ежели бы вот завтра вы мне выложили пятнадцать тысяч, тогда бы я отступился.
- Да вы что, - сказал Чайковский, и лицо его опять пошло красными пятнами, - в своем уме?
- Мой ум всегда при мне. Я не в эмпиреях живу.
- Вы просто маклак!
- Тогда нечего вам с маклаком и разговаривать! - огрызнулся Трощенко. - Жили мы маклаками и умрем маклаками, зато в чести и достатке. У нас не благородством шубы подбиты. Честь имею кланяться!
2. Установить причинно-следственные связи героев повести (оформить лист)

Причина-следствие.

По какой причине помещик продал лес?

По какой причине купец начал вырубку леса?

По какой причине лесник пытался спасти лес?

По какой причине П.И.Чайковский пытался спасти лес?


Слова для справок: банкротство, любовь, преданность, нажива, любовь к малой родине.

3. В чем заключена главная мысль?

Информация для размышления.

Напоминают о том, что нужно крепко задуматься над нашей общей бедой: вырубаемых лесах, высыхающих морях и водоёмах, затопленных полях, залитой мазутом траве, о губительном воздействии разбрасываемых по полям вредных веществ,

Что важнее - духовное или материальное? Что в нашей жизни значит природа? Вот вопросы, которые пронизывают это произведение.

4. Сделайте вывод: «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю» (оформить лист на основе реальных фактов из жизни и рассказа «Скрипучие половицы»)





















Словарь терминов.

Мезонин (от итал. mezzanine) надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома, часто имеет балкон. В России М. получил широкое распространение в 19 в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Подёнщик - рабочий, занятый поденным трудом. Тот, кто занят повседневным, обыденным тяжелым трудом (преимущественно литературным).

Махотка - низкий кувшин с широким горлом для донского кислого молока; по русски — «крынка».

Трактир (от лат. tracto - угощаю) - гостиница, постоялый двор с рестораном, харчевней. Позднее - ресторан низшего разряда, харчевня, закусочная с продажей спиртных напитков.

Купец – лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.

Приказчик – 1. Наемный служащий в торговом заведении, выполнявший поручения торгового характера, занимавшийся по доверенности хозяина торговлей в магазине.

2.Служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

Губерния(ново-лат. gubernium, от gubernare - управлять), в России административное подразделение, часть империи, вверенная управлению губернатора.

Киот(от греческого kibotos - ящик), 1) в Ветхом Завете - ковчег, в котором хранились скрижали заповедей Бога. 2) В православии - остекленный ящик или шкафчик для икон.

Юнкер – в царской России воспитанник военного или юнкерского училища (воен. до революц.). Школа кавалерийских юнкеров и гвардейских...

Паром – плоскодонное судно, плот для переправы людей, транспорта, грузов через реку, озеро или пролив.

Вексель(нем. wechsel перемещение, перевод, мена) ценная бумага, содержащая простое и ничем не обусловленное обещание векселедателя (вексель простой)...

Маклак – при мелких торговых сделках; маклер.

Ассигнации – бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769.





Цифры и факты:

«… по официальным данным, в России незаконно вырубаются 780 тыс кубометров леса в год».

"Зоны, вызывающие особую тревогу, - это северо-западный регион, дальневосточный и сибирские округа».

«Более 6.1 миллионов га лиственных лесов исчезает ежегодно. Печальный список возглавляет Латинская Америка и Карибы, которые теряют более 3.2 миллионов га ежегодно».

«На каждые 29 срубленных в коммерческих целях деревьев, высаживается только одно. С другой стороны восстановление лесов не всегда возможно в тех местах, где это необходимо, из-за экономических или естественных причин. Повторная посадка деревьев не всегда покрывает вред, нанесенный окружающей среде».

«Потеря лесов по всему миру является серьезной проблемой, потому что приводит к изменению количества осадков, резкому перепаду температур, изменению скорости ветров. Сжигание леса загрязняет атмосферу окисью углерода. Это также может вызвать нарушения в жизни и людей и животных».
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!