5кл ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ.
Занятие № 15 (№№15 – 17)
Тема: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРОВОЛОКИ».
Цель: 1).Ознакомить учащихся с видами проволоки, приёмами её правки, разметки, резки, гибки и соединения деталей. 2) Развивать умения в художественном конструировании изделий и выполнении графических работ. 3).Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: образцы и фотографии работ из проволоки, выполненных в различной технике, образцы проволоки из различных металлов, рисунки и заготовки для работы, карандаши, тетради, образцы ленивцев и оправок, раздаточный материал, дощечки, гвозди, молотки, шило, кусачки, плоскогубцы.
На учительском столе – компьютер, презентация «Изготовление изделий из проволоки», образцы изделий народных промыслов. На стенах - плакаты по технологии и технике безопасности.
Тип занятия: изучение нового материала.
Объект труда: декоративная цепочка.
Ход занятия.
Организационная часть: (3 – 5 мин).
1.Подготовка обучающихся к занятию.
2.Проверка по списку, проверка наличия спецодежды.
Целеполагание: (12 мин)
Прошу рассмотреть изделия, раздаточные материалы, рисунки, лежащие у мальчиков на верстаках.
Понравились ли вам работы? Из каких материалов они выполнены? Обратите внимание на цвет отделки цепочки. Почему её звенья имеют чёрный цвет, и красиво ли это смотрится в сочетании с кулонами? Хотели бы вы научиться делать такие же изделия? Если вы хотите научиться их делать, то, как бы вы определили цель нашего занятия? Что, по-вашему, мы должны узнать прежде, чем приступить к работе?
Давайте вспомним то, что мы уже знаем о металлах.
Повторение: (5 – 7 мин).
Повторение провожу в форме беседы с обучающимися. Вопросы для беседы:
1).Какие физические и механические свойства металлов вы знаете? Перечислите физические свойства. Что эти свойства рассказывают нам о металлах? 2).Какое механическое свойство металлов мы наиболее часто использовали в работе? 3).Поможет ли нам это свойство в изготовлении проволочной цепочки? 4). Какие металлы в наибольшей степени обладают пластичностью? Назовите те из них, которые мы могли бы использовать для изготовления цепочки. Какие знания, кроме знания свойств металлов нам могут пригодиться в работе? И какие умения?
Целеполагание (продолжение)
В ходе совместной беседы выясняется, что целей занятия несколько.
Главная – научиться делать декоративные цепочки из проволоки. Но для этого нужно:
узнать о свойствах проволоки как поделочного материала;
научиться самим разрабатывать рисунок декоративной цепочки;
научиться изготавливать ленивцы – оправки для гибки звеньев цепочки;
узнать о способах декоративной отделки стальной проволоки.
Изучение нового материала: (15 – 20 мин).
Просмотр презентации. Презентация просматривается целиком, затем по вопросам учащихся можно просмотреть отдельные фрагменты или слайды дополнительно, используя режим «Пауза» .
Ниже помещено содержание презентации, дополнительный материал и пояснения к ней.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
* Введение элементов декоративно-прикладного искусства на уроках технологии позволяет решать несколько задач:
повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и результатам своего труда;
познакомить учащихся с миром художественных ремёсел, традициями художественной обработки материалов;
воспитывать бережное отношение к материалам, в том числе бросовым;
развивать творческие способности учащихся;
привлекать к изучению большой объём дополнительной информации из таких областей знания как история, история искусства, этнография, материаловедение и др.;
развивать художественный вкус.
Декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Появляются новые виды декоративно-прикладного творчества, новые способы художественной обработки материалов. Как правило, большинство художественных ремёсел роднит использование самых распространённых и доступных материалов – дерева, глины, соломы, кости, лоскутков ткани и т.д. и простота технологических приёмов обработки. Это позволяет заниматься созданием художественных изделий высокого уровня в самых неприхотливых домашних условиях, из подручных и бросовых материалов, имея минимальный набор инструментов. Но, для того, чтобы ребёнок захотел работать, его надо этому научить, показать ему, что он это сможет.
Художественные работы с проволокой относятся к ювелирному делу. Первые цепочки из проволоки появились более 4 тысяч лет назад. Но, в предложенном нами варианте изделия явно прослеживаются современные веяния. Это - применение в одном изделии 2-3 вариантов нарочито крупных (до 25 миллиметров) звеньев, их выраженная декоративность, тёмный цвет отделки, использование в качестве подвески изделий из нетрадиционных для ювелирного дела материалов: дерева, меха, кожи. Нужно объяснить учащимся, что в разработке изделия и особенно подвески необходимо проявить чувство меры, художественный вкус, знание человека, для которого делается подарок. И, конечно, знание, и понимание возможностей материала, с которым предстоит работать.
Производство проволоки
Проволока — металлическая нить, шнур обычно круглого, реже — шестиугольного, квадратного, трапециевидного или овального сечения из стали, алюминия, меди, никеля, титана, цинка, их сплавов и других металлов. Выпускают также биметаллические и полиметаллические проволоки.
Проволоку толщиной свыше 5 мм. производят на прокатных станах прокаткой нагретых заготовок между валками имеющими канавки. Отсюда её название – «катанка». Проволоку меньшего диаметра производят волочением, пропуская её через ряд последовательно уменьшающихся фильер – деталей с отверстием. Современные волочильные станы позволяют получать проволоку толщиной 0,005 тысячных долей миллиметра, что значительно тоньше человеческого волоса.
Изделия из проволоки
Метизное производство одна из основных частей металлургического производства. К метизным изделиям относятся: проволока, канатные изделия, металлокорд, витая арматура для ж/б, металлические сетки, сварочные электроды, лента, пружины, болты, гвозди, винты, шурупы и т.д. Одним из главных видов метизов является проволока, наиболее распространенной формой сечения является круг.
Проволока находит самое широкое применение во всех отраслях промышленности, сельском хозяйстве и других сферах жизни и деятельности человека. Применяется она в виде как готовых изделий (электрические и телеграфные провода, проволока для армирования железобетонных конструкций промышленного и гражданского назначения, обвязочный и упаковочный материал и пр.), так и полуфабриката для производства целого ряда метизов: стальные канаты, сварные и тканые сетки, гвозди, шурупы, детали машин, проволочно-кабельные изделия, для армирования автомобильных шин (бортовая проволока), рукавов высокого давления, осуществления сварочных операций (сварочная проволока, электроды).
Художественные изделия из проволоки
Для изготовления цепочки нужно уметь
Разрабатывать и выполнять эскизы будущего изделия:
Подбирать материалы и инструменты для работы;
Выполнять столярную и слесарную разметку;
Производить термообработку проволоки;
Владеть приёмами ручной правки, гибки, резания, деталей из проволоки;
Материалы
Для изготовления звеньев декоративной цепочки подходит медная, латунная или стальная проволока диаметром от 0,5 до 1,5 мм. Мы рекомендуем брать в качестве заготовок стальные скрепки, как более дешёвый и доступный материал. Перед работой скрепки необходимо отжечь, чтобы они стали более мягкими и легче гнулись. Конечно, это было бы проще сделать самому учителю в муфельной печи или на костре. Но мы ставили перед собой задачу научить детей производить все операции самостоятельно. Поэтому, после совета с родителями на родительских собраниях было решено разрешить производить отжиг в домашних условиях на горелке газовой плиты под наблюдением родителей.
Сущность отжига заключается в том, что деталь или заготовку нагревают до температуры 900°С, выдерживают при этой температуре некоторое время, необходимое для прогрева ее по всему объему, а затем медленно охлаждают до комнатной температуры.
Инструменты и приспособления
На родительских собраниях мы всегда говорим родителям о том, что если они хотят, чтобы в доме вырос мастер, ему необходимо постепенно подбирать инструменты: не игрушечные, не детские, а самые настоящие и качественные. В доме, где растёт мальчик, должны быть молоток, пассатижи, кусачки, ножовка и др. инструменты первой необходимости. Именно этот минимальный набор мы используем в работе:
молоток массой 200 граммов для правки заготовок и готовых звеньев;
плоскогубцы для подтягивания проволоки и сборки изделия;
боковые кусачки для обрезки готовых звеньев;
круглогубцы применяются для выгибания закруглений и криволинейных контуров;
надфили (достаточно одного плоского) для зачистки звеньев;
шило или чертилка с притупленным и закруглённым остриём для осадки проволоки на ленивце и для снятия звена с оправки.
Из приспособлений применяются оправки, сделанные из гвоздей разного диаметра и ленивцы. Для изготовления ленивца нужна заготовка из 10-тимиллиметровой фанеры, ДСП или доски и гвозди разного (можно одного) диаметра. Предварительно выбираются рисунки звеньев и выполняются их эскизы в натуральную величину с учётом толщины проволоки. В местах закруглений проволоки отмечаются центры закруглений. Рисунок накладывается на фанеру и шилом накалываются центры. Затем в них забиваются предварительно закруглённые сверху обрезки гвоздей выбранного диаметра так, чтобы они выглядывали из фанеры на 5-7 мм. Можно производить изготовление ленивцев и при помощи геометрических построений, но это занимает больше времени.
Технология
1.Выбрать из рисунка элементы для декоративной цепочки. Не следует применять в одном изделии более 2-3 вариантов звеньев.
2.Выполнить эскиз части цепочки в натуральную величину. Посмотреть, удачно ли сочетаются звенья
3.Разработать технологию изготовления каждого звена, изготовить, если нужно, ленивцы
Слайд 20. Сборка цепочки
Отделка изделия.
После сборки изделие подвергается отделке. Один из способов отделки заключается в следующем: консервную банку на три четверти наполняют холодной водой. Поверх воды наливают слой подсолнечного масла около сантиметра. Цепочку нагревают на огне до красного каления и быстро (но не комком) опускают в банку. От соприкосновения с водой цепочка подвергается закалке и с неё облетает слой окалины. От масла она приобретает ровный чёрный цвет (воронение). Можно просто прокрыть цепочку тонким слоем масла и медленно, участок за участком прогревать на огне.
Завершающим этапом работы будет изготовление подвески – кулона. Можно использовать уже готовое изделие, но лучше сделать его самому. Как уже говорилось, современная мода довольно демократична. Поэтому допускается
Подвески из меха и пуговиц; из кожи, из проволоки и древесины
применение подвесок из меха, кожи, древесных спилов и др. материалов. Подвески имеют большие размеры и, зачастую, сочетаются с брошью из того же материала.
Результат
Техника безопасности в работе
1.До начала работы проверь исправность всех инструментов и разложи их в установленном порядке. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к данной работе.
2.Надёжно закрепи доску с ленивцем, оправку в тисках, или на крышке верстака, стола при помощи струбцины.
3.Проволоку сгибай плавно, без изломов, подтягивая плоскогубцами и прижимая чертилкой с притупленным и закруглённым остриём. Чертилка кладётся в укладку остриём от себя.
4.Обрезая лишнюю проволоку, следи за тем, чтобы пальцы не попали под лезвия боковых кусачек.
5 Тщательно обрабатывай место среза надфилем. Не проверяй качество обработанной поверхности руками!.
6.Правку звеньев осуществляй лёгкими кистевыми ударами молотка, развернув звено выпуклостью вверх и придерживая его за край. Готовые звенья лучше раскладывать по видам в полиэтиленовые пакетики.
7.Сборку цепочки, во избежание ранения рук лучше всего производить при помощи двух плоскогубцев, замыкая ими соединительные колечки.
Виды брака в работе
Виды брака | Причины |
Одинаково несимметричная или искривлённая форма всех звеньев. | Неверно рассчитан или изготовлен ленивец |
Волнистость или искривлённость прямых участков звена | Плохо проведена правка проволоки |
Некоторые звенья имеют большие размеры отдельных элементов | При навивке слабо подтянута проволока, Следует сильнее затягивать проволоку во время гибки, используя плоскогубцы |
В местах закруглений проволока имеет ломаную форму | Плохо произведён отжиг. Оставшиеся заготовки следует отжечь заново. |
После покраски цепочка имеет участки разного цвета: серые, коричневые, чёрные. | Неверно подобрана температура нагрева. Серые участки перегреты, коричневые – нагреты слабо. Брак исправим. Заготовка смазывается маслом и снова нагревается до получения ровного цвета. |
Правильно зачищенная и собранная цепочка
свёрнутая в комок, должна не запутываясь свободно расправляться;
должна свободно скользить, не цепляясь, по поверхности ворсистой ткани.
Разгадай ребусы!
Анаграммы
Суконри, зискэ, варопка, ценивел, коломот
Ответы: катанка, проволока, надфиль, воронение. Рисунок, эскиз, оправка, ленивец, молоток
Подготовка к практической работе: (5 мин).
Вопросы обучающимся: 1). В какой последовательности ведётся работа над изделием? (Можно ещё раз показать фрагмент «Технология», в котором пошагово устанавливается порядок работы).
Выбрать из рисунка элементы для декоративной цепочки. Не следует применять в одном изделии более 2-3 вариантов звеньев.
Выполнить эскиз части цепочки в натуральную величину. Посмотреть, удачно ли сочетаются звенья.
Разработать технологию изготовления каждого звена, изготовить, если нужно, ленивцы.
Выполнить гибку части звеньев (раппорта), собрать и посмотреть, хорошо ли сочетаются звенья. Затем, выполнить гибку остальных звеньев.
Выполнить сборку цепочки.
Произвести декоративную отделку изделия.
2). Что нужно сделать в первую очередь? Выбрать элементы цепочки (см. Раздаточный материал). Для первой работы лучше выбрать звенья простой формы (цепочки 2, 4 на рисунке). Для пятиклассника выполнить эскиз даже этих звеньев очень трудно, поэтому рисовать звенья лучше всего на миллиметровой бумаге, или на тетрадном листе в клеточку.
Практическая работа № 1: «Выполнение рисунка звеньев и раппорта». (10 мин)
Лучше показать пример выполнения работы на доске. Одновременно вычерчивается (рисуется) каждый элемент, кроме колечек. Во время работы лучше просматривать ход выполнения работы каждым учащимся и оказывать помощь на местах.
Практическая работа № 2: «Изготовление ленивцев» (10 мин).
Обучающиеся накладывают на дощечки выполненный рисунок и места закруглений рисунка накалывают шилом. В места отметок набиваются заранее нарезанные и закруглённые обрезки гвоздей. Гвозди должны забиваться строго вертикально и выглядывать из дощечки на 5 – 7 мм. Можно использовать уже готовые ленивцы, больше внимания уделив технологии выполнения звеньев.
Практическая работа № 3: «Изготовление звеньев» (10 мин).
Перед работой лучше ещё раз показать кинофрагмент и гибку звеньев «вживую». После этого предложить учащимся выполнить пробную гибку звеньев. Во время выполнения работы следует следить за соблюдением обучающимися правил техники безопасности и последовательностью гибки звеньев. Нарушение последовательности гибки, является наиболее распространённой ошибкой на начальном этапе работы.
Заключительная часть: (5 мин).
1) Подведение итогов занятия.
Вопросы обучающимся. 1) Что нового вы узнали на этом занятии? 2). Чему новому научились?
2). Уборка помещения.
Домашнее задание:
§§ 20 – 22 повторить, произвести отжиг скрепок.
Примечание
Здесь расписано первое из трёх занятий по данной теме.