Мастер-класс «Применение кейс-технологий в учебном процессе»
Учитель обществознания МОУ
«Киришская средняя школа №1»
Козлова Ирина Ахмадовна
Применение кейс-технологий в учебном процессе
"Если вы знаете что-либо, вы делаете это;
если вы не умеете делать это, вы учите этому;
но если вы не можете даже учить этому …
ну, что ж, тогда вы используете кейс-метод"
Метод кейсов ( англ. Case method , кейс-метод, кейс-стади, case-study , метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году
Под конкретной ситуацией (кейсом) понимают фрагмент из реальной практики (в нашем случае - из практики школьного обучения), содержащий проблему и не имеющий единственно верного решения. Образно кейс можно назвать "частью реальности в учебной аудитории". Именно необходимость решения проблемы заставляет обучающихся актуализировать все имеющиеся у них теоретические знания для выработки вариантов решения. Поскольку все лица, задействованные в кейсе, - абстрактные персонажи, снимаются этические проблемы, связанные с поиском и анализом ошибок.
Характерные черты кейса
Первая характерная черта кейса - наличие проблемы. Кейс - это не образец правильного поведения, это "часть реальности" со всеми ошибками, этой реальности свойственными. Более того, кейс полезно в некотором смысле "драматизировать", гипертрофированно представив ошибки и проблемы. Тем самым мы компенсируем нарушение баланса "плюсов" и "минусов", имеющих место на открытых уроках. В этом смысле кейс - хорошее дополнение к открытым урокам, он добавляет той самой остроты, вызова, методической проблемности, которых на открытых уроках по ряду причин часто не обнаруживается.
Характерные черты кейса
Вторая особенность кейса - отсутствие единственного решения. Каждая группа учащихся, анализирующая кейс, может вырабатывать свое решение и предлагать свои рекомендации. Единственное требование - это обоснованность принимаемых решений. Любое решение имеет право на жизнь, в сходной ситуации десять человек поведут себя десятью разными способами. Если уже в учебных стенах ученик получает возможность наблюдать эту вариативность решений, сравнивать различные рекомендации, в будущем ему будет проще решать реальные проблемы и отстаивать свой выбор.
Когда и как лучше использовать кейс?
Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться на лекциях.
Работу с кейсом лучше проводить в три этапа.
1 этап - индивидуальная подготовка
Время, отводимое на индивидуальное ознакомление с кейсом, зависит от его размеров и может составлять от 10 минут до 10 часов. В последнем случае речь идет, безусловно, о предварительном ознакомлении с кейсом во внеучебное время. На практике удобны небольшие кейсы (1-3 страницы), прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 10-15 минут.
Поскольку кейс чаще всего содержит не одну, а несколько взаимосвязанных проблем, полезно проводить его анализ с различных точек зрения. В этом случае полезно сориентировать каждую группу обучающихся в определенном направлении работы еще до первого знакомства с кейсом.
2 этап - работа в малых группах
Это обязательный и чрезвычайно эффективный этап работы с конкретной ситуацией. Оптимальное количество участников в группе - 4-7 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории - 2 - 3. Если педагог вынужден увеличить размер группы или количество самих групп, ему понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а обучающимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность занятия.
2 этап - работа в малых группах
Время, отводимое на работу в малых группах, должно быть ограниченным (20-30 минут). Психологически времени должно немного не хватать. Это позволяет сделать обсуждение в группах напряженным и увлекательным. Образно говоря, избыток времени на втором этапе "убивает" кейс. Именно на этом этапе сталкиваются различные подходы к решению проблем. Обучающиеся учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Крайне важен и социальный аспект групповой работы: здесь имеется возможность высказать свое мнение тем ученикам, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе в большой группе.
2 этап - работа в малых группах
Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, иллюстрациями, тезисами. Тем не менее следует помнить, что консенсус в данном случае не является самоцелью. Общее решение желательно, но каждый имеет право остаться при своей точке зрения и высказать его при общей дискуссии на третьем этапе.
3 этап - итоговая презентация
Каждая группа, представляя свой вариант/аспект решения проблемы всей аудитории, должна стремиться к ясности и краткости изложения. Если кейс краткий и на индивидуальное ознакомление с ним достаточно 10 минут, итоговая групповая презентация обычно занимает не более 5 минут.
В заключение хочется напомнить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью конкретных ситуаций, имея многочисленные преимущества, безусловно, содержит недостатки. И один из самых существенных - большие временные затраты. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.
Источники изображений
- http://94.198.240.174/download50/let0307/41327.4ff06d2909988eeb7978fe40c907_0/SH
- http://94.198.240.85/download50/let0307/3344.3fb38c929b7496a3305ef21933_0/shkola3
- http://s30.turbobit.ru:9001/download.php?name=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B