Просмотр содержимого документа
«Кейсы к теме Познание изнание»
Приложение 1
Кейс 1
И.Кант Теория познания. Мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. |
В жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые, ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Кейс 2 Ф.Бэкон «До сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью. В основе научного познания, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии). Кейс 3 |
Протагор: «О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и человеческая жизнь коротка».
Кейс 4
Рене Декарт «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках".
И подобно тому, как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются. Так вместо большого числа правил, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих. Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности.
Кейс 5
Д.Юм «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств
Кейс 6
Д Локк «Опыт о человеческом разумении».
Именно на опыте основывается все наше знание. От разума, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души. Два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности определений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источником внешнего опыта является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе, утверждает английский мыслитель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (то есть объективное) содержание, сообразное самим вещам. Наши идеи выводятся из двух источников: а) ощущений б) восприятий действия нашего собственного ума, что может быть названо “внутренним чувством”. Поскольку люди могут мыслить только посредством идей и так как все идеи возникают из опыта, то, очевидно, что никакие наши знания не могут предшествовать опыту.