СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кержачество керчомское

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная презентация послужит материалом к темам по истории России в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Кержачество керчомское»

Кержачество керчомское (материалы к урокам по истории России 17 века)

Кержачество

керчомское

(материалы к урокам по истории России 17 века)

Цели работы: Популяризация и сохранение культурного наследия предков; Возможность сравнительного анализа этапов истории России и малой Родины; Предоставление широких возможностей для микроисследований истории своей семьи

Цели работы:

  • Популяризация и сохранение культурного наследия предков;
  • Возможность сравнительного анализа этапов истории России и малой Родины;
  • Предоставление широких возможностей для микроисследований истории своей семьи
Керчомья-село старинное, по историко-этнографическому делению относится к району Верхней Вычегды. По мнению ученых, этот район не принадлежит к числу мест древнейшего заселения коми, но, возможно, что ранее здесь было место поселения древнейших пермян в 10-12 веках, впоследствии исчезнувших.

Керчомья-село старинное, по историко-этнографическому делению относится к району Верхней Вычегды. По мнению ученых, этот район не принадлежит к числу мест древнейшего заселения коми, но, возможно, что ранее здесь было место поселения древнейших пермян в 10-12 веках, впоследствии исчезнувших.

для справки В писцовых книгах за 1646 год существует запись:  «Да вновь же к погосту (Усть-Кулому) стояли деревеньки: Керчома,на реке Вычегде а в ней Сысойки Тимофеевы дети…».Местное предание гласит, что впервые в местечке «Немеч полой», что находится в 1,5 км. вниз по течению реки, во время большого половодья, в лодках-долбленках «струг-пыж» причалили охотники с собаками» Первыми поселенцами села, скорее всего, и были старообрядцы. Поэтому жителей данного села окрестные села именуют до сих пор «кержаками».

для справки

В писцовых книгах за 1646 год существует запись:

«Да вновь же к погосту (Усть-Кулому) стояли деревеньки: Керчома,на реке Вычегде а в ней Сысойки Тимофеевы дети…».Местное предание гласит, что впервые в местечке «Немеч полой», что находится в 1,5 км. вниз по течению реки, во время большого половодья, в лодках-долбленках «струг-пыж» причалили охотники с собаками»

Первыми поселенцами села, скорее всего, и были старообрядцы. Поэтому жителей данного села окрестные села именуют до сих пор «кержаками».

В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих пунктах: Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах

Реформы патриарха Никона

Двоеперстное крещение

Двоеперстное крещение

Заповеди старообрядца

Заповеди старообрядца

чай кофе Запрещенные продукты

чай

кофе

Запрещенные продукты

картофель зайчатина Не ели всего, что многоплодно

картофель

зайчатина

Не ели всего, что многоплодно

             Зачем старообрядцам борода нужна?          Патриарх Адриан в конце XVII века написал:  «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан.   Читать полностью: http://www.shakhty.su/2017/01/07/003/

Зачем старообрядцам борода нужна? Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан. Читать полностью: http://www.shakhty.su/2017/01/07/003/

Типичные кержаки

Типичные кержаки

икона

икона

Духовные стихи

Духовные стихи

  • «Не хули народ – просить придѐтся»;
  • «Кто добрых людей слушает, тот сладости кушает»;
  • «Кто в гости не ходит и к себе не зовѐт, тот неправильно живѐт»;
  • «Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрѐшься»;
  • «Отец и мать – священные слова»;
  • «Не хвались отцом, хвались сыном - молодцем»;
  • «Не смейся над старым – сам будешь стар»;
  • «Нет родимее дружка, чем родная матушка»;
  • «Первая жена от Бога, вторая жена от народа, а третья – от сатаны»;
  • «Родима сторона – мать, а чужбина – мачеха»;
  • «Умный винит себя, а глупый – другого»;
  • «Чистая совесть есть постоянный праздник»;
  • «Доброе дело – правду говорить смело»;
  • «За доброе дело жди добра, за плохое – худа»;
  • «Простота да чистота – половина спасения»;
  • «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даѐт»;
  • «Кто правого винит, тот себя язвит»;
  • «Мало гость гостит, да много видит»;
  • «Не вини людей, вини время»;
  • «Люби людей, чтобы люди любили тебя»;
  • «Как нажито, так и прожито»;
  • «Спорь, да не вздорь»;
  • «Лишнее слово досаду приносит»;
  • «Умная голова не скажет пустые слова»;
  • «Кто любит трудиться, тому есть, чем похвалиться»;
  • «Чем трудней работа, тем выше честь»;
  • «Работящего работа ищет, а лентяя постель»

пословицы староверов

Духовные песнопения

Легенда об Алексее Божьем человеке, возникновение которой относят к к. IV — н. V в., принадлежит к числу самых популярных раннехристианских легенд, во всех европейских литературах есть немало ее прозаических и стихотворных обработок. Не меньшее распространение имели и древнерусские книжные варианты этой легенды, входившие во многие рукописные сборники, включенные в знаменитые макарьевские Четьи Минеи и Пролог, распевавшиеся в форме народного духовного стиха.

Русский народ создал свою песню-поэму об этом герое-страдальце, умирающем неузнанным нищим в доме своего отца. Как и др. персонажи духовных стихов, Алексей Божий человек тоже был примером стойкости, на его долю выпадают испытания иного рода — жизненные невзгоды.

Алексей человек Божий, наравне с бедным Лазарем, стали своими героями «нищей братии» именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей человек Божий добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих. О степени популярности этого стиха В. П. Адрианова-Перетц писала в 1917: «Без преувеличения можно сказать, что ни один из подвижников русской земли не вызвал к себе такого интереса, не пробуждал такого сочувствия к своей жизни, как Алексей человек Божий».

В селе Керчомья, Усть-Куломского района, сохранился один из вариантов песнопения об «Алексея Божия» (здесь его так именуют). До наступления 30 марта это песнопение исполняли местные старухи на панихидах. Поют и теперь.

Песнь про Алексея Божия

  • Во граде Риме я родился
  • В нем я быстро возрастал
  • Ефимьян, отец мой
  • Меня строго воспитал
  • Мать меня очень любила
  • Не могла без меня жить
  • Когда закончил я ученье
  • Меня вздумали женить
  • Мне усватали невесту
  • Я того и не хотел
  • Обвенчали меня браком
  • Сердцем сильно я скорбел
  • Возвратились мы из церкви
  • Пошли в спальню ночевать
  • И я нежную супругу
  • Стал душевно утешать
  • Помолились вместе богу
  • Я собрался уходить
  • Она плакала, просила
  • Как ей здесь одной прожить?
  • Я отдал кольцо венчально
  • Просил сильно не скорбеть
  • Обещал вернуться скоро
  • Велел меня ожидать
  • Поклонился я ей в ноги
  • Просил сильно не скорбеть
  • И разлуку и страданья
  • Ради бога все терпеть
  • Она встала на колени
  • И смотрела мне в глаза
  • У самой дрожали руки
  • Из глаз капала слеза
  • Последний раз я поклонился
  • И я вышел и ушел
  • И вот тайными путями
  • В юдейскую страну пришел
  • Променял свою одежду
  • С нищим братом на старье
  • Ходил странником скитался
  • В слезах много лет прошло
  • Меня дома потеряли
  • Не могли нигде найти
  • Я как блудный сын решился
  • К отцу странником прийти
  • Когда во город Рим явился
  • Предстал пред отцом своим
  • И как странник попросился
  • Ночевать пустить в свой дом
  • Взял листок белой бумаги
  • Написал письмо отцу
  • И матери, и супруге
  • О себе я извещал
  • Помолился богу слезно
  • Лег я грешный Алексей
  • Предал душу в руки бога
  • Кончил путь жизни своей
  • В этот день в соборной церкви
  • Слышал голос архиерей
  • Умер в доме Ефимьяна
  • Странник Божий Алексей
  • И ты папа Иннокентий
  • Возьми его схорони
  • Как достойного страдальца
  • Помяни за упокой
  • Пришел папа Иннокентий
  • Раба божьего искать
  • Помолившись о нем Богу
  • Прах его земле предать
  • Ефимьян и удивился
  • И не знает ничего
  • Нашли во дворе в конюшне
  • Покойника у него
  • Отец, мать, да и супруга
  • Рассуждали не дыша
  • -Кто же этот нищий странник?
  • -Так! Безгрешная душа!
  • Он взглянул на меня больно
  • И сердечно пожалел
  • Разрешил мне жить в конюшне
  • А в дом войти не велел
  • С этих пор я жил в конюшне
  • Я в родительском дому
  • Я, его сын, нищий странник
  • Не известен был ему
  • Как ушел я мать решила
  • Из дома не выходить
  • И с моей супругой верной
  • Заключенной в келье жить
  • Видел я их ежедневно
  • Как рыдали обо мне
  • Разрывалось мое сердце
  • И я плакал в тишине
  • Обижали меня слуги
  • В доме родного отца
  • Обливали, избивали
  • Издевались без конца
  • Терпел голод, терпел холод
  • И телесно ослабел
  • И в своей конюшне темной
  • Я смертельно заболел

Смотрят, лежит на соломе

  • В руках грамоту держа
  • Помолившись, письмо взяли
  • Папа вслух его читал:
  • -Прости отец! Прости милый!
  • Я сынок твой Алексей
  • Жил в твоем дому я долго
  • И терпел много скорбей
  • Вот теперь я умираю
  • Богу душу предаю
  • Не ропчи на Бога сильно
  • Пожалей душу свою
  • -А ты мать моя родная!
  • В день кончины моего
  • За все слезы и страданья
  • Прости сына своего
  • -И ты, верная супруга!
  • От души меня прости
  • И тебе господь сподобил
  • Крест свой слезно донести
  • Ефимьян сидел и слушал
  • Как читал папа письмо
  • Как узнал про Алексея
  • И в глазах стало темно
  • Пошатнулся, прослезился
  • Обнял сына своего
  • -Ты прости меня сыночек!
  • Прости отца твоего
  • -Не узнал тебя, мой милый
  • В смиреной жизни я твоей
  • Прости меня, мой любезный
  • Дорогой сын Алексей
  • Мать стояла побледневшей
  • Сказать слова не могла
  • Зарыдала, завопила
  • Поклонилась и легла
  • А супруга молодая
  • Платком закрыла лицо
  • Тихим голосом вопила
  • В руке держала кольцо
  • -О супруг мой неизменный
  • Что ты сделал надо мной?
  • Обещал вернуться скоро
  • Я тебя ждала душой
  • И вернулся, не открылся
  • Не утешил ты меня
  • И кольцо твое венчально
  • Почернело у меня
  • Я вдовою молодою
  • И девицей остаюсь
  • И смиреною душою
  • В руки бога предаюсь
  • И с горячими слезами
  • Поклонилась до земли
  • И подруги ее взяли
  • В свою келью увели
  • Тут все люди помянули
  • Алексея за упокой
  • Ефимьяна утешали
  • Чтоб не падал он душой
  • Дорогой папа Иннокентий
  • Отпеванье отслужил
  • И во граде, в святой церкви
  • Алексея схоронил
Как хоронили старообрядцев села Керчомъя?

Как хоронили старообрядцев села Керчомъя?

Приданное невесты - старообрядки

Приданное невесты - старообрядки

Старообрядцев – кержаков хоронили отдельно в урочище Чага - пашня

Старообрядцев – кержаков хоронили отдельно в урочище Чага - пашня

1. Информатор Попова А.С 2. Информатор Напалкова А. С. 3 А.В. Семенов отрывки из работ разных лет источники
  • 1. Информатор Попова А.С
  • 2. Информатор Напалкова А. С.
  • 3 А.В. Семенов отрывки из работ разных лет

источники


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!