Кержачество
керчомское
(материалы к урокам по истории России 17 века)
Цели работы:
- Популяризация и сохранение культурного наследия предков;
- Возможность сравнительного анализа этапов истории России и малой Родины;
- Предоставление широких возможностей для микроисследований истории своей семьи
Керчомья-село старинное, по историко-этнографическому делению относится к району Верхней Вычегды. По мнению ученых, этот район не принадлежит к числу мест древнейшего заселения коми, но, возможно, что ранее здесь было место поселения древнейших пермян в 10-12 веках, впоследствии исчезнувших.
для справки
В писцовых книгах за 1646 год существует запись:
«Да вновь же к погосту (Усть-Кулому) стояли деревеньки: Керчома,на реке Вычегде а в ней Сысойки Тимофеевы дети…».Местное предание гласит, что впервые в местечке «Немеч полой», что находится в 1,5 км. вниз по течению реки, во время большого половодья, в лодках-долбленках «струг-пыж» причалили охотники с собаками»
Первыми поселенцами села, скорее всего, и были старообрядцы. Поэтому жителей данного села окрестные села именуют до сих пор «кержаками».
В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих пунктах: Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах
Реформы патриарха Никона
Двоеперстное крещение
Заповеди старообрядца
чай
кофе
Запрещенные продукты
картофель
зайчатина
Не ели всего, что многоплодно
Зачем старообрядцам борода нужна? Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан. Читать полностью: http://www.shakhty.su/2017/01/07/003/
Типичные кержаки
икона
Духовные стихи
- «Не хули народ – просить придѐтся»;
- «Кто добрых людей слушает, тот сладости кушает»;
- «Кто в гости не ходит и к себе не зовѐт, тот неправильно живѐт»;
- «Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрѐшься»;
- «Отец и мать – священные слова»;
- «Не хвались отцом, хвались сыном - молодцем»;
- «Не смейся над старым – сам будешь стар»;
- «Нет родимее дружка, чем родная матушка»;
- «Первая жена от Бога, вторая жена от народа, а третья – от сатаны»;
- «Родима сторона – мать, а чужбина – мачеха»;
- «Умный винит себя, а глупый – другого»;
- «Чистая совесть есть постоянный праздник»;
- «Доброе дело – правду говорить смело»;
- «За доброе дело жди добра, за плохое – худа»;
- «Простота да чистота – половина спасения»;
- «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даѐт»;
- «Кто правого винит, тот себя язвит»;
- «Мало гость гостит, да много видит»;
- «Не вини людей, вини время»;
- «Люби людей, чтобы люди любили тебя»;
- «Как нажито, так и прожито»;
- «Спорь, да не вздорь»;
- «Лишнее слово досаду приносит»;
- «Умная голова не скажет пустые слова»;
- «Кто любит трудиться, тому есть, чем похвалиться»;
- «Чем трудней работа, тем выше честь»;
- «Работящего работа ищет, а лентяя постель»
пословицы староверов
Духовные песнопения
Легенда об Алексее Божьем человеке, возникновение которой относят к к. IV — н. V в., принадлежит к числу самых популярных раннехристианских легенд, во всех европейских литературах есть немало ее прозаических и стихотворных обработок. Не меньшее распространение имели и древнерусские книжные варианты этой легенды, входившие во многие рукописные сборники, включенные в знаменитые макарьевские Четьи Минеи и Пролог, распевавшиеся в форме народного духовного стиха.
Русский народ создал свою песню-поэму об этом герое-страдальце, умирающем неузнанным нищим в доме своего отца. Как и др. персонажи духовных стихов, Алексей Божий человек тоже был примером стойкости, на его долю выпадают испытания иного рода — жизненные невзгоды.
Алексей человек Божий, наравне с бедным Лазарем, стали своими героями «нищей братии» именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей человек Божий добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих. О степени популярности этого стиха В. П. Адрианова-Перетц писала в 1917: «Без преувеличения можно сказать, что ни один из подвижников русской земли не вызвал к себе такого интереса, не пробуждал такого сочувствия к своей жизни, как Алексей человек Божий».
В селе Керчомья, Усть-Куломского района, сохранился один из вариантов песнопения об «Алексея Божия» (здесь его так именуют). До наступления 30 марта это песнопение исполняли местные старухи на панихидах. Поют и теперь.
Песнь про Алексея Божия
- Во граде Риме я родился
- В нем я быстро возрастал
- Ефимьян, отец мой
- Меня строго воспитал
- Мать меня очень любила
- Не могла без меня жить
- Когда закончил я ученье
- Меня вздумали женить
- Мне усватали невесту
- Я того и не хотел
- Обвенчали меня браком
- Сердцем сильно я скорбел
- Возвратились мы из церкви
- Пошли в спальню ночевать
- И я нежную супругу
- Стал душевно утешать
- Помолились вместе богу
- Я собрался уходить
- Она плакала, просила
- Как ей здесь одной прожить?
- Я отдал кольцо венчально
- Просил сильно не скорбеть
- Обещал вернуться скоро
- Велел меня ожидать
- Поклонился я ей в ноги
- Просил сильно не скорбеть
- И разлуку и страданья
- Ради бога все терпеть
- Она встала на колени
- И смотрела мне в глаза
- У самой дрожали руки
- Из глаз капала слеза
- Последний раз я поклонился
- И я вышел и ушел
- И вот тайными путями
- В юдейскую страну пришел
- Променял свою одежду
- С нищим братом на старье
- Ходил странником скитался
- В слезах много лет прошло
- Меня дома потеряли
- Не могли нигде найти
- Я как блудный сын решился
- К отцу странником прийти
- Когда во город Рим явился
- Предстал пред отцом своим
- И как странник попросился
- Ночевать пустить в свой дом
- Взял листок белой бумаги
- Написал письмо отцу
- И матери, и супруге
- О себе я извещал
- Помолился богу слезно
- Лег я грешный Алексей
- Предал душу в руки бога
- Кончил путь жизни своей
- В этот день в соборной церкви
- Слышал голос архиерей
- Умер в доме Ефимьяна
- Странник Божий Алексей
- И ты папа Иннокентий
- Возьми его схорони
- Как достойного страдальца
- Помяни за упокой
- Пришел папа Иннокентий
- Раба божьего искать
- Помолившись о нем Богу
- Прах его земле предать
- Ефимьян и удивился
- И не знает ничего
- Нашли во дворе в конюшне
- Покойника у него
- Отец, мать, да и супруга
- Рассуждали не дыша
- -Кто же этот нищий странник?
- -Так! Безгрешная душа!
- Он взглянул на меня больно
- И сердечно пожалел
- Разрешил мне жить в конюшне
- А в дом войти не велел
- С этих пор я жил в конюшне
- Я в родительском дому
- Я, его сын, нищий странник
- Не известен был ему
- Как ушел я мать решила
- Из дома не выходить
- И с моей супругой верной
- Заключенной в келье жить
- Видел я их ежедневно
- Как рыдали обо мне
- Разрывалось мое сердце
- И я плакал в тишине
- Обижали меня слуги
- В доме родного отца
- Обливали, избивали
- Издевались без конца
- Терпел голод, терпел холод
- И телесно ослабел
- И в своей конюшне темной
- Я смертельно заболел
Смотрят, лежит на соломе
- В руках грамоту держа
- Помолившись, письмо взяли
- Папа вслух его читал:
- -Прости отец! Прости милый!
- Я сынок твой Алексей
- Жил в твоем дому я долго
- И терпел много скорбей
- Вот теперь я умираю
- Богу душу предаю
- Не ропчи на Бога сильно
- Пожалей душу свою
- -А ты мать моя родная!
- В день кончины моего
- За все слезы и страданья
- Прости сына своего
- -И ты, верная супруга!
- От души меня прости
- И тебе господь сподобил
- Крест свой слезно донести
- Ефимьян сидел и слушал
- Как читал папа письмо
- Как узнал про Алексея
- И в глазах стало темно
- Пошатнулся, прослезился
- Обнял сына своего
- -Ты прости меня сыночек!
- Прости отца твоего
- -Не узнал тебя, мой милый
- В смиреной жизни я твоей
- Прости меня, мой любезный
- Дорогой сын Алексей
- Мать стояла побледневшей
- Сказать слова не могла
- Зарыдала, завопила
- Поклонилась и легла
- А супруга молодая
- Платком закрыла лицо
- Тихим голосом вопила
- В руке держала кольцо
- -О супруг мой неизменный
- Что ты сделал надо мной?
- Обещал вернуться скоро
- Я тебя ждала душой
- И вернулся, не открылся
- Не утешил ты меня
- И кольцо твое венчально
- Почернело у меня
- Я вдовою молодою
- И девицей остаюсь
- И смиреною душою
- В руки бога предаюсь
- И с горячими слезами
- Поклонилась до земли
- И подруги ее взяли
- В свою келью увели
- Тут все люди помянули
- Алексея за упокой
- Ефимьяна утешали
- Чтоб не падал он душой
- Дорогой папа Иннокентий
- Отпеванье отслужил
- И во граде, в святой церкви
- Алексея схоронил
Как хоронили старообрядцев села Керчомъя?
Приданное невесты - старообрядки
Старообрядцев – кержаков хоронили отдельно в урочище Чага - пашня
- 1. Информатор Попова А.С
- 2. Информатор Напалкова А. С.
- 3 А.В. Семенов отрывки из работ разных лет
источники