Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
Комплект Контрольно – измерительных материалов |
по учебной дисциплине |
ФИЗИКА |
для специальности: |
10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем
Липецк- 2021
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ФИЗИКА, разработан но основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО):
10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
Разработчик: Дымова Г.И., преподаватель ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
ОДОБРЕНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
на заседании МО ЦК ЕНД ______________ Г,И. Дымова Протокол № _________ «_____» _____________ 2021г. | Зам. директора по УР _________________ Ю.А. Гуськова «_____» __________________ 2021г. |
СОДЕРЖАНИЕ
I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов……….……….
1 Область применения………………………………………………………………….
2 Объекты оценивания – результаты освоения УД……..……………………………
3 Формы контроля и оценки результатов освоения УД……..………………………
4 Система оценивания комплекта КИМ текущего контроля и промежуточной аттестации……………………………………………………..……..
II Текущий контроль и оценка результатов обучения …………………..……...
Спецификация письменной контрольной работы №1………………………….…....
Спецификация письменной контрольной работы №2……………………….……..
III Промежуточная аттестация по УД……... ……………………………….……
Спецификация экзамена ……………………………………………………………...
I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
1 Область применения
Комплект контрольно - измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (УД) ФИЗИКА, образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности:
10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем
2. Объекты оценивания – результаты освоения УД
КИМ позволяет оценить следующие результаты освоения УД в соответствии с ФГОС и рабочей программой ФИЗИКА
умения:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры практического использования физических знаний;
применять полученные знания для решения физических задач;
планировать свое профессиональное развитее с использование полученных знаний;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
информационные технологии для поиска и решения профессионально значимых задач
знать:
смысл физических понятий;
смысл физических законов;
смысл физических величин;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
методы самоконтроля в решении профессиональных задач;
способы и методы сбора, анализа и систематизации данных посредством информационных технологий.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
3. Формы контроля и оценки результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения УД.
В соответствии с учебным планом специальностей, рабочей программой ФИЗИКА предусматривается текущий и промежуточный контроль.
3.1 Формы текущего контроля
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
Текущий контроль результатов освоения УД в соответствии с рабочей программой и календарно- тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:
– оценка выполнения и защиты лабораторных и практических работ,
- проверка выполнения самостоятельной работы,
- проверка выполнения контрольных работ.
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, выполнение заданий, тестирование по темам отдельных занятий.
Выполнение и защита лабораторных и практических работ. Лабораторные работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе лабораторной работы обучающиеся приобретают умения, предусмотренные рабочей программой УД, учатся самостоятельно работать с оборудованием лаборатории, проводить исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания, подтверждать теоретические положения практическим опытом.
Список лабораторных работ:
Изучение равноускоренного движения.
Изучение свободных электромагнитных колебаний.
Изучение законов преломления света.
Изучение явления интерференции.
Изучение явления фотоэффекта.
Изучение принципа работы квантового генератора.
Изучение модели атома водорода
Выполнение и защита практических работ. Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы обучающиеся приобретают умения, предусмотренные рабочей программой УД, учатся анализировать, делать выводы по работе, опираясь на теоретические знания.
Список практических работ:
Решение задач на законы движения.
Решение задач по теме «Механические колебания и волны».
Решение задач на законы Ома.
Расчет цепи переменного тока с электроемкостью и цепи переменного тока с индуктивностью.
Расчет цепи переменного тока с электроемкостью и индуктивностью.
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»
Решение задач на законы оптики.
Решение задач по теме «Квантовая физика»
Содержание и этапы проведения лабораторных и практических работ представлены в методических указаниях по проведению лабораторных работ.
Проверка выполнения контрольных работ.
Контрольная работа проводится с целью контроля усвоенных умений и знаний и последующего анализа типичных ошибок и затруднений обучающихся в конце изучения темы или раздела. Согласно календарно-тематическому плану УД предусмотрено проведение следующих контрольных работ:
Спецификации контрольных работ приведены ниже в данном КИМ.
Вопросы для устного опроса, примеры заданий по темам отдельных занятий представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.
3.2 Форма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине ФИЗИКА – экзамен, спецификация которого содержится в данном КИМ.
4. Система оценивания КИМ текущего контроля и промежуточной аттестации
При оценивании лабораторной и практической работы обучающегося учитывается следующее:
- качество выполнения практической части работы;
- качество оформления отчета по работе;
- качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы.
Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
II Текущий контроль и оценка результатов обучения
Спецификация
письменной контрольной работы №1
по учебной дисциплине ФИЗИКА
1 Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень знаний обучающийся за курс общего полного образования с целью выявления пробелов и их дальнейшей корректировки.
2 Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с курсом общего полного образования
3 Принципы отбора содержания письменной контрольной работы:
ориентация на требования к результатам освоения курса общего полного образования:
умения: описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, решать задачи на применение изученных физических законов;
знания: смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда,
4 Структура письменной контрольной работы
4.1 Письменная контрольная работа №1 включает2 варианта заданий, каждый из которых состоит из 15 тестовых заданий.
4.2 Задания в каждом варианте имеют практико-ориентированный характер и рассчитаны на проверку необходимого и достаточного минимума усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программы УД.
4.3 Задания письменной контрольной работы предлагаются в форме тестирования
4.4 Варианты письменной контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах письменной проверочной работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания раздела.
5 Система оценивания отдельных заданий и письменной контрольной работы в целом
Критерии оценок:
1. Оценка «5» выставляется при выполнении 90% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 14-15 вопросов.
2.Оценка «4» выставляется при выполнении 80% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 12-13 вопросов.
3. Оценка «3» выставляется при выполнении 70% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 10-11 вопросов.
4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 70% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 10 вопросов.
6 Время выполнения письменной контрольной работы
На выполнение письменной контрольной работы отводится 45 минут.
Инструкция для студентов
1 Форма проведения текущего контроля знаний по разделу учебной дисциплины ФИЗИКА – тестовая контрольная работа.
2 Принципы отбора содержания письменной контрольной работы:
Контрольная работа №1 (входная) направления на выявления пробелов в познаниях обучающихся для последующей корректировки построения занятий с целью повышения качества знаний обучающихся
3 Структура письменной контрольной работы
3.1 Письменная контрольная работа выполняется по 3 вариантам. Каждый вариант содержит 15 задания.
3.2 Задания письменной контрольной работы предлагаются в традиционной форме решения задач.
4 Система оценивания письменной контрольной работы №1
Критерии оценок:
1. Оценка «5» выставляется при выполнении 90% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 14-15 вопросов.
2.Оценка «4» выставляется при выполнении 80% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 12-13 вопросов.
3. Оценка «3» выставляется при выполнении 70% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 10-11 вопросов.
4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 70% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 10 вопросов.
5 Время выполнения письменной контрольной работы
На выполнение письменной контрольной работы отводится 45 минут.
Чтобы успешно справиться с заданиями письменной контрольной работы, нужно внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Будьте внимательны!
Обдумывайте тщательно и неторопливо свои ответы!
Будьте уверенны в своих силах!
Желаем успеха!
Контрольная работа №1 (входная)
Вариант 1.
1.Выберите из предложенных только основные понятия физики.
а) тело, материальная точка, поле;
б) явление, материальная точка, закон, теория;
в) явление, величина, прибор, закон.
2.Назовите единицу измерения массы в системе СИ.
а) килограмм; б) грамм; в) тонна; г) миллиграмм.
3.Сколько законов Ньютона вы изучили?
а) один; б) два; в) три.
4.Назовите наименьшие частицы вещества.
а) атомы; б) молекулы; в) электроны и нуклоны.
5.Чему равно ускорение свободного падения?
а) 9,8 м/с2; б) 6,67 10--11 Нм2/кг2; в) 7,5 Н/кг.
6.К какому виду движения относится катание на качелях?
а) прямолинейное; б) криволинейное;
в) движение по окружности; г) колебательное движение.
7.Какие законы сохранения вы изучали в курсе физики?
а) закон сохранения внутренней энергии;
б) закон сохранения импульса тела;
в) закон сохранения электрического заряда;
г) закон сохранения механической силы.
8. Выберите из предложенных скалярные величины.
а) скорость; б) сила; в) масса; г) объем; д) давление.
9. Назовите прибор для измерения давления.
а) манометр; б) амперметр; в) авометр.
10. Назовите ученого, открывшего закон всемирного тяготения.
а) Паскаль; б) Галилей; в) Ньютон; г) Резерфорд.
11. Какой закон физики используется при запуске ракет в космос?
а) закон всемирного тяготения;
б) закон сохранения импульса тела;
в) закон электромагнитной индукции;
г) первый закон Ньютона.
12. Укажите соответствие между величинами и единицами измерений.
1) ускорение; а) Ньютон;
2) работа; б) Джоуль;
3) перемещение; в) метр в секунду за секунду;
4) заряд; г) метр;
5) сила. д) Кулон.
13. Как называется явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества?
а) дифракция; б) диффузия; в) деформация.
14. Какая механическая сила всегда направлена противоположно движению тела?
а) сила тяжести; б) сила упругости; в) сила трения.
15. Расположите в порядке ослабевания следующие взаимодействия:
а) электромагнитное; б) гравитационное; в) ядерное.
Вариант 2.
1. Выберите из предложенных только основные понятия физики.
а) явление, материальная точка, закон, теория;
б) тело, материальная точка, поле;
в) величина, теория, явление, закон.
2.Назовите единицу измерения длины в системе СИ.
а) километр; б) метр; в) сантиметр; г) миллиметр.
3.Сколько законом Архимеда вы изучили?
а) один; б) два; в) три.
4.Пазовите наименьшие частицы вещества.
а) атомы; б) молекулы; в) броуновские частицы.
5. Чему равна гравитационная постоянная?
а) 9.8 м/с2; 6) 6,67 10--11 Нм2/кг ; в) 7,5 Па/кт
6. К какому виду движения относится движение стрелки часов?
а) прямолинейное; б) криволинейное;
в) движение по окружности; г) колебательное движение.
7. Какие законы сохранения вы изучали в курсе физики?
а) закон сохранения полной механической энергии;
б) закон сохранения импульса силы;
в) закон сохранения электрического заряда;
г) закон сохранения механической силы.
8.Выберите из предложенных скалярные величины.
а) длина; б) вес; в) перемещение; г) объем; д) давление.
9. Назовите прибор для измерения напряжения.
а) амперметр; б) вольтметр; в) авометр.
10.Назовите ученого, изучающего давление и жидкости.
а) Паскаль; б) Галилеи; в) Ньютон; г) Резерфорд.
11.Какой закон физики используется при работе электростанции?
а) закон всемирного тяготения;
б) закон сохранения импульса тела;
в) закон электромагнитной индукции;
г) первый закон Ньютона.
12.Укажите соответствие между величинами и единицами измерений.
1) напряжение а) Ньютон
2) энергия б) Джоуль
3) перемещение в) Вольт
4) заряд; г) метр
5) сила д) Кулон
13. Как называется явление изменения формы или объёма тела под действием сил?
а) дифракция; б) диффузия; в) деформация; г) индукция.
14. Какая механическая сила всегда действует на опору или подвес со стороны тела?
а) сила тяжести; б) сила упругости; в) сила трения.
15. Расположите в порядке усиления следующие взаимодействия:
а) электромагнитное; б) ядерное; в) гравитационное.
Вариант 3.
1. Выберите основные понятия физики.
а) явление, величина, прибор. закон;
б) кинематика, динамика, поле;
в) явление, материальная точка, закон, теория.
2. Назовите единицы измерения силы в системе СИ.
а) килоньютон; б) джоуль; в) ньютон; г) килограмм
3. Сколько законов Ома вы изучили?'
а) один; б) два; в) три.
4.Назовите наименьшие частицы вещества.
а) атомы; б) молекулы; в) элементарные частицы.
5.Чему равно нормальное атмосферное давление?
а) 760 мм рт. ст ; б) 6,67 10--11 Нм2/кг2 ; в) 1000 Па.
6. К какому виду движения относится движение при падении вертикально вниз?
а) прямолинейное равномерное;
б) криволинейное;
в) прямолинейное равноускоренное.
7.Какие законы сохранения вы изучали в курсе физики?'
а) закон сохранения внутренней энергии;
б) закон сохранения импульса тела;
в) закон сохранения электрического заряда;
г) закон сохранения механической силы.
8.Выберите из предложенных скалярные величины.
а) скорость; б) ускорение; в) длина; г) объем; д) энергия.
9. Назовите прибор для измерения температуры.
а ) манометр; б) градусник; в) термометр.
10.Назовите ученого, открывшего строение атома?
а) Паскаль; б) Галилеи; в) Ньютон; г) Резерфорд.
11. Какой закон физики используют при запуске космического спутника в космосе?'
а) закон всемирного тяготения; б) закон сохранения импульса тела;
в) закон электромагнитной индукции; г) первый закон Ньютона..
12.Укажите соответствие между величинами и единицами измерений.
1) энергия; а) Ньютон;
2) работа; б) Джоуль;
3) перемещение; в) ампер;
4) заряд; г) метр:
5) сила. д) Кулон.
13. Как называется явление возникновения электрического тока в контуре, расположенном в переменном магнитном поле?
а) дифракция; б) диффузия; в) деформация; г) индукция.
14. Какая механическая сила всегда направлена к центру Земли?
а) сила тяжести; б) сила упругости; в) сила трения.
15. Расположите в порядке усиления следующие взаимодействия:
а) ядерное; б) гравитационное; в) электромагнитное.
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 в | в | а | в | б | а | г | б,в | в,г,д | а | в | б | 1в,2б,3г,4д,5а | б | в | в,а,б |
2 в | в | б | а | б | б | в | а,в | а,г,д | б | а | в | 1в,2б,3г,4д,5а | в | б | в,а,б |
3в | а | в | б | б | а | в | б,в | в,г,д | в | г | а | 1б,2б,3г,4д,5а | г | а | б,в,а |
III Промежуточная аттестация по УД
Спецификация экзамена
по учебной дисциплине ФИЗИКА
1. Назначение экзамена – оценить уровень подготовки студентов по
ФИЗИКА с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ОПОП профессии/специальности
10.02.04. Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем
2. Содержание экзамена определяется в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем и рабочей программой дисциплины ФИЗИКА.
3. Принципы отбора содержания экзамена:
Ориентация на требования к результатам освоения ФИЗИКА, представленным в соответствии с ФГОС СПО профессии/специальности и рабочей программой дисциплины ФИЗИКА:
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Приводить примеры практического использования физических знаний;
Применять полученные знания для решения физических задач;
планировать свое профессиональное развитее с использование полученных знаний;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
информационные технологии для поиска и решения профессионально значимых задач
знать:
Смысл физических понятий;
Смысл физических законов;
Смысл физических величин;
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
методы самоконтроля в решении профессиональных задач;
способы и методы сбора, анализа и систематизации
данных посредством информационных технологий
4. Структура экзамена
4.1. Экзамен по учебной дисциплине ФИЗИКА включает 10 вариантов заданий, каждый из которых состоит из 20 заданий.
4.2 Задания в каждом варианте имеют практико-ориентированный характер и рассчитаны на проверку необходимого и достаточного минимума усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программы УД.
4.3 Задания экзаменационной работы предлагаются в форме тестовых задач, с выбором правильного варианта ответа.
4.4 Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах экзаменационной работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания раздела.
4.5. Система итогового контроля по физике должна включать в себя следующие подсистемы:
– автоматического формирования билетов тестового контроля;
– обработки и обобщения результатов проведенного контроля.
Для решения данных задач может быть использована система My Test Student. Она предназначена для подготовки и проведения тестирования обучающихся через локальную сеть с возможностью наблюдать за ходом работы тестируемых в режиме реального времени и с автоматическим выставлением оценок согласно установленным критериям. Возможности системы позволяют создавать тестовые задания по любой теме любого предмета с 7 вариантами ответов на вопрос (один или несколько правильных), учитывая уровень сложности вопросов, а также предусматривают автоматическое выставление предварительных оценок согласно выбранной системе (12-балльная, 100-балльная, 5-балльная и зачет/незачет) и сохранение результатов тестирования в архив.
5. Система оценивания отдельных заданий (вопросов) и экзамена в целом
5.1. «5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; научно-понятийным аппаратом; за умение практически применять теоретические знания, качественно выполнять все виды лабораторных и практических работ, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практико-ориентированные вопросы; обоснование собственного высказывания с точки зрения известных теоретических положений.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания по междисциплинарным курсам, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
5.2 Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
6. Время проведения экзамена
На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут. Среднее время выполнения одного задания– 6 минут.
Инструкция для студентов
Форма проведения промежуточной аттестации по ФИЗИКА – экзамен.
Принципы отбора содержания экзамена:
Ориентация на требования к результатам освоения ФИЗИКА, представленным в соответствии с ФГОС СПО профессии/специальности и рабочей программой дисциплины ФИЗИКА:
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Приводить примеры практического использования физических знаний;
Применять полученные знания для решения физических задач;
планировать свое профессиональное развитее с использование полученных знаний;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
информационные технологии для поиска и решения профессионально значимых задач
знать:
Смысл физических понятий;
Смысл физических законов;
Смысл физических величин;
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
методы самоконтроля в решении профессиональных задач;
способы и методы сбора, анализа и систематизации
данных посредством информационных технологий
3. Структура экзамена
Экзамен по учебной дисциплине ФИЗИКА включает 10 вариантов заданий, каждый из которых состоит из 20 заданий.
Задания в каждом варианте имеют практико-ориентированный характер и рассчитаны на проверку необходимого и достаточного минимума усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программы УД.
Задания экзаменационной работы предлагаются в форме тестовых задач, с выбором правильного варианта ответа.
Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах экзаменационной работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания раздела.
Система итогового контроля по физике должна включать в себя следующие подсистемы:
– автоматического формирования билетов тестового контроля;
– обработки и обобщения результатов проведенного контроля.
Для решения данных задач может быть использована система My Test Student. Она предназначена для подготовки и проведения тестирования обучающихся через локальную сеть с возможностью наблюдать за ходом работы тестируемых в режиме реального времени и с автоматическим выставлением оценок согласно установленным критериям. Возможности системы позволяют создавать тестовые задания по любой теме любого предмета с 7 вариантами ответов на вопрос (один или несколько правильных), учитывая уровень сложности вопросов, а также предусматривают автоматическое выставление предварительных оценок согласно выбранной системе (12-балльная, 100-балльная, 5-балльная и зачет/незачет) и сохранение результатов тестирования в архив.
4. Система оценивания отдельных заданий (вопросов) и экзамена в целом
4.1. «5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; научно-понятийным аппаратом; за умение практически применять теоретические знания, качественно выполнять все виды лабораторных и практических работ, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практико-ориентированные вопросы; обоснование собственного высказывания с точки зрения известных теоретических положений.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания по междисциплинарным курсам, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
4.2 Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
5. Время проведения экзамена
На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут. Среднее время выполнения одного задания– 6 минут.
Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзаменационной работе рекомендуется использовать конспекты лекций, а также
Печатные издания:
Пинский, А. А. Физика : учебник / А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский ; под общ. ред. Ю.И. Дика, Н.С. Пурышевой. — 4-е изд., испр. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 560 с.
А.Л. Рымкевич /Задачник по физике/ Дрофа. М. 2020г.
Дополнительные источники:
1. В.Д.Дмитриева. Физика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений/.-М, Высшая школа 2012г.
Видеотека:
Физика. Магнетизм. Часть 1.
Физика.Электрические явления
Физика. Колебания и волны
Физика. Основы атомной и ядерной физики
Физика. Фотоэффект
Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек-
тивность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
Чтобы успешно справиться с заданиями экзаменационной работы, нужно внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Будьте внимательны!
Обдумывайте тщательно и неторопливо свои ответы!
Будьте уверенны в своих силах!
Желаем успеха!
СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ | Правильный ответ (ключ к тесту) |
ЗАДАНИЕ N 1( выберите один вариант ответа) В каком из приведенных перечней указаны только механические явления? А спортсмен бежит по полю, падают капли дождя, горят дрова Б раздается звонок с урока, летит птица, светит солнце В дети идут в школу, шайба деформирует ворота, молния Г плывет лодка, сжимается пружина, тормозит автомобиль | Г |
ЗАДАНИЕ N 1( выберите один вариант ответа) В каком из приведенных перечней указаны только тепловые явления? А конденсация пара, нагревание стали, торможение автомобиля Б плавление снега, кипение воды, звучание музыки В испарение воды, горение топлива, затвердение вещества Г охлаждение воздуха, полярное сияние, образование росы | В |
ЗАДАНИЕ N 2( выберите один вариант ответа) Какие причины предопределяют разные агрегатные состояния вещества? А только расстояния между молекулами Б расстояние между молекулами и характер их движения В только характер движения молекул Г размеры молекул и расстояния между ними | Б |
ЗАДАНИЕ N 2( выберите один вариант ответа) Укажите утверждение, объясняющее явление диффузии. А разная плотность веществ и наличие промежутков между молекулами Б разная плотность веществ и непрерывное движение молекул В непрерывное хаотическое движение молекул и промежутки между ними Г наличие промежутков между молекулами и сил взаимодействия между ними | В |
ЗАДАНИЕ N 3( выберите один вариант ответа) Определите угол падения, если угол между падающим и отраженным лучами составляет 50°? А 25° Б 50° В 40° Г 100° | А |
ЗАДАНИЕ N 3( выберите один вариант ответа) Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения составляет 12°. Определите угол между падающим лучом и зеркалом, если луч света падает на плоское зеркало, а угол отражения составляет 12°? А 12° Б 24° В 78° Г 156° | В |
ЗАДАНИЕ N 4( выберите один вариант ответа) Что называют механическим движением называют? А изменение скорости тела. Б изменение положения тела относительно других тел. В движение тела относительно других тел. Г изменение положения тела относительно других тел с течением времени. | Г |
ЗАДАНИЕ N 4( выберите один вариант ответа) В чем заключается главная задача механики? А в изучении разных движений тела. Б в определении положения тела в любой момент времени. В в определении причин движения тела. Г в определении пути, пройденного телом. | Б |
ЗАДАНИЕ N 5( выберите один вариант ответа) Какое явление происходит благодаря действию силы трения? А камень падает на землю Б маятник осуществляет колебания В груз висит на тросе Г автомобиль трогается с места | Г |
ЗАДАНИЕ N 5( выберите один вариант ответа) Какой простой механизм не дает выигрыша в силе? А рычаг Б подвижной блок В неподвижной блок Г ворот | В |
ЗАДАНИЕ N 6( выберите один вариант ответа) Какой простой механизм дает выигрыш в работе? А рычаг Б подвижной блок В неподвижной блок Г ни один | Г |
ЗАДАНИЕ N 6( выберите один вариант ответа) Какие превращения энергии происходят во время торможения автомобиля? А кинетическая превращается в потенциальную Б потенциальная превращается в кинетическую В потенциальная превращается во внутреннюю Г кинетическая превращается во внутреннюю | Г |
ЗАДАНИЕ N 7( выберите один вариант ответа) Укажите явление, во время которого происходит перенос энергии в вакууме? А конвекция Б излучение В теплопроводность Г выполнение работы | Б |
ЗАДАНИЕ N 7( выберите один вариант ответа) В результате чего происходит повышение температуры тела? А увеличения массы молекул. Б увеличения количества молекул. В изменения расположения молекул. Г увеличения скорости движения молекул. | Г |
ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа) Какой прибор предназначен для определения наличия электрического заряда на теле? А манометр Б барометр В электроскоп Г спидометр | В |
ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа) Изменится ли теоретически масса заряженного негативно электроскопа, если к нему прикоснуться рукой; изменится ли теоретически масса, если электроскоп был заряжен положительно? А увеличится; да Б увеличится; нет В уменьшится; да Г уменьшится; нет | В |
ЗАДАНИЕ N 9( выберите один вариант ответа) Упорядоченное движение чего представляет собой электрический ток в металлах? А позитивных ионов. Б негативных ионов. В свободных электронов. Г позитивных и негативных ионов. | В |
ЗАДАНИЕ N 9( выберите один вариант ответа) Что является для характеристики источника тока определяющей? А работа сторонних сил, необходимая для разделения разноименных зарядов. Б значение сторонних сил, разделяющих заряды. В напряженность электрического поля. Г значение электрического заряда на его полюсах. | А |
ЗАДАНИЕ N 10( выберите один вариант ответа) На что действует магнитное поле? А только на неподвижные заряды. Б на подвижные и неподвижные заряды. В только на подвижные заряды. Г в одних случаях на неподвижные, в других – на подвижные заряды. | В |
ЗАДАНИЕ N 10( выберите один вариант ответа) Как изменяется магнитное поле катушки при изменении в ней силы тока? А магнитное поле не изменяется Б при увеличении силы тока действие магнитного поля усиливается В при увеличении силы тока действие магнитного поля ослабевает Г при увеличении силы тока действие магнитного поля в одних случаях усиливается, в других – ослабевает | Б |
ЗАДАНИЕ N 11 (выберите несколько вариантов ответа) Выберите свойства, характеризующие твердое состояние вещества: А) сохраняет объем; Б) молекулы движутся хаотично; В) сохраняет форму; Г) молекулы движутся в направлении действия внешней силы; Д) силы взаимодействия между молекулами слабые. Е) низкая скорость диффузии | А В Е |
ЗАДАНИЕ N 11 (выберите несколько вариантов ответа) Выберите скалярные физические величины А) скорость Б) сила В) время Г) масса Д) температура Е) ускорение | В Г Д |
ЗАДАНИЕ N 12 (выберите несколько вариантов ответа) Выберите физические явления А) засахаривание варенья; Б) горение; В) ржавление; Г) роса; Д) гром; Е) прокисание молока. | А Г Д |
ЗАДАНИЕ N 12 (выберите несколько вариантов ответа) К сообщающимся сосудам относится А) лейка Б) чашка В) ведро Г) чайник Д) кофейник Е) банка | А Г Д |
ЗАДАНИЕ N 13 ( Дополните утверждение, вставив пропущенное слово или фразу) Сумма кинетических энергий движения и потенциальных энергия взаимодействия молекул вещества называется…………. | Внутренняя энергия |
ЗАДАНИЕ N 13 ( Дополните утверждение, вставив пропущенное слово или фразу) Движение, при котором тела за равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения называют………….. | равномерное |
ЗАДАНИЕ N 14 ( Дополните утверждение, вставив пропущенное слово или фразу) Прибор для измерения силы называется ……………. | Динамометр |
ЗАДАНИЕ N 14 ( Дополните утверждение, вставив пропущенное слово или фразу) Физическая величина, характеризующая степень инертности тела называется ………… | масса |
ЗАДАНИЕ N 15 ( Дополните утверждение, вставив пропущенное слово или фразу) Точка на главной оптической оси, в которой собирается параллельный поток световых лучей, падающих на линзу, называется ………… | Фокус |
ЗАДАНИЕ N 15 ( Дополните утверждение, вставив пропущенное слово или фразу) С увеличение температуры газа в закрытом сосуде его давление ……….. | увеличивается |
ЗАДАНИЕ N 16 ( к цифрам левого столбца припишите соответствующую букву правого столбца) Установите соответствие между названием процесса и характером изменения внутренней энергии вещества. 1 | Плавление | а | внутренняя энергия уменьшается при неизменной температуре | 2 | Нагревание | б | внутренняя энергия и температура на изменяются | 3 | Конденсация | в | внутренняя энергия увеличивается при неизменной температуре | 4 | Охлаждение | г | внутренняя энергия уменьшается при снижении температуры | 5 | Тепловое равновесие | д | внутренняя энергия увеличивается при повышении температуры | | 1-в 2-д 3-а 4-г 5-б |
ЗАДАНИЕ N 16 ( к цифрам левого столбца припишите соответствующую букву правого столбца) Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в системе СИ. 1 | Масса | а | 1 0С | 2 | Температура | б | 1 А | 3 | Мощность | в | 1 Тл | 4 | Сила тока | г | 1 кг | 5 | Индукция | д | 1 Вт | | 1-г 2-а 3-д 4-б 5-в |
ЗАДАНИЕ N 17 ( к цифрам левого столбца припишите соответствующую букву правого столбца) Установите соответствие между названием процесса и участком графика изменения температуры вещества со временем. 1 | Кипение | а | АВ | 2 | Нагревание твердого тела | б | ВС | 3 | Нагревание жидкости | в | СD | 4 | Нагревание пара | г | DE | 5 | Плавление | д | EF | | 1-г 2-а 3-в 4-д 5-б |
ЗАДАНИЕ N 17 ( к цифрам левого столбца припишите соответствующую букву правого столбца) Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. 1 | Напряжение | а | A=I*U*t | 2 | Мощность | б | U=I*R | 3 | Работа электрического тока | в | F=B*I*l | 4 | Сила Ампера | г | I=q/t | 5 | Сила тока | д | P=I*U | | 1-б 2-д 3-а 4-в 5-г |
ЗАДАНИЕ N 18 ( к цифрам левого столбца припишите соответствующую букву правого столбца) Установите соответствие между описанным событием и физическим процессом, который его сопровождает. 1 | Скала нагрелась в солнечный день | а | конвекция | 2 | Холодные руки потирают, чтобы их согреть | б | теплопроводность | 3 | Ложка, частично погруженная в горячую воду, становится горячей вся | в | излучение | 4 | Комнату проветривают, открыв форточку | г | выполнение механической работы | 5 | Образование облаков | д | конденсация | | 1-в 2-г 3-б 4-а 5-д |
ЗАДАНИЕ N 18 ( к цифрам левого столбца припишите соответствующую букву правого столбца) Установите соответствие между названием процесса и указанными физическими явлениями. 1 | Конденсация | а | после грозы иногда возникает радуга | 2 | Плавление | б | весной толщина льда на реке уменьшается | 3 | Кристаллизация | в | летом после дождя лужи на асфальте быстро исчезают | 4 | Испарение | г | в морозные дни на оконном стекле образуются красивые узоры | 5 | Дисперсия | д | у человека, который с мороза зашел в теплую комнату, запотевают очки | | 1-д 2-б 3-г 4-в 5-а |
ЗАДАНИЕ N 19 ( Укажите верную последовательность цифрами в самом начале строк столбца) Вычислите освещенность поверхности по приведенным значениям светового потока Ф и площади освещаемой поверхности S. Расположите пары приведенных значений Ф и S в порядке увеличения освещенности. Вариант ответа: Ф = 120 лм, S = 120 см2 Вариант ответа: Ф = 400 лм, S = 200 см2 Вариант ответа: Ф = 200 лм, S = 400 см2 Вариант ответа: Ф = 150 лм, S = 600 см2 | 4 3 1 2 |
ЗАДАНИЕ N 19 ( Укажите верную последовательность цифрами в самом начале строк столбца) Расположите в порядке увеличения скорость движения тела на каждом из участков графика зависимости l(t). Вариант ответа: vOA Вариант ответа: vAB Вариант ответа: vBC Вариант ответа: vCD | 2 4 3 1 |
ЗАДАНИЕ N 20 ( Укажите верную последовательность цифрами в самом начале строк столбца) Расположите приведенные пары значений пути S, преодоленного телом, и времени его движения t в порядке увеличения скорости тела. Вариант ответа: S = 18 км, t = 20 с Вариант ответа: S = 600 м, t = 0,5 мин Вариант ответа: S= 72 км, t = 0,2 ч Вариант ответа: S = 500 м, t = 10 с | 2 4 1 3 |
ЗАДАНИЕ N 20 ( Укажите верную последовательность цифрами в самом начале строк столбца) По приведенным значениям количества колебаний тела (N) и времени (t), за которое они были осуществлены, вычислите период колебаний тела и расположите его в порядке увеличения. Вариант ответа: N = 50 колебаний, t = 10 с Вариант ответа: N = 40 колебаний, t = 4 с Вариант ответа: N = 150 колебаний, t = 1 мин Вариант ответа: N = 240 колебаний, t = 2 мин | 2 1 3 4 |