КОДИФИКАТОР элементов содержания
для проведения контрольных работ по математике в 5 классе
Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе содержания учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования (ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольных работ |
1 | Натуральные числа и нуль |
1.1 | Натуральный ряд чисел и его свойства |
1.1.1 | Натуральное число |
1.1.2 | Множество натуральных чисел и его свойства |
1.1.3 | Изображение натуральных чисел точками на числовой прямой |
1.1.4 | Использование свойств натуральных чисел при решении задач |
1.2 | Запись и чтение натуральных чисел |
1.2.1 | Различие между цифрой и числом |
1.2.2 | Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел |
1.3 | Округление натуральных чисел |
1.3.1 | Необходимость округления |
1.3.2 | Правило округления натуральных чисел |
1.4 | Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0 |
1.4.1 | Понятие о сравнении чисел |
1.4.2 | Сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём |
1.4.3 | Математическая запись сравнений |
1.4.4 | Способы сравнения чисел |
1.5 | Действия с натуральными числами |
1.5.1 | Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними |
1.5.2 | Нахождение суммы и разности |
1.5.3 | Изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания |
1.5.4 | Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними |
1.5.5 | Умножение и сложение в столбик |
1.5.6 | Деление уголком |
1.5.7 | Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия |
1.5.8 | Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения |
1.5.9 | Распределительный закон умножения относительно сложения |
1.5.10 | Обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий |
1.6 | Степень с натуральным показателем |
1.6.1 | Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых |
1.6.2 | Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень |
1.6.3 | Вычисление значений выражений, содержащих степень |
1.7 | Числовые выражения |
1.7.1 | Числовое выражение и его значение |
1.7.2 | Порядок выполнения действий |
1.8 | Деление с остатком |
1.8.1 | Деление с остатком на множестве натуральных чисел |
1.8.2 | Свойства деления с остатком |
1.8.3 | Практические задачи на деление с остатком |
1.9 | Свойства и признаки делимости |
1.9.1 | Свойство делимости суммы (разности) на число |
1.9.2 | Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 |
1.9.3 | Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости |
1.9.4 | Решение практических задач с применением признаков делимости |
1.10 | Разложение числа на простые множители |
1.10.1 | Простые и составные числа, решето Эратосфена |
1.10.2 | Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители |
1.10.3 | Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики |
1.11 | Алгебраические выражения |
1.11.1 | Использование букв для обозначения чисел |
1.11.2 | Вычисление значения алгебраического выражения |
1.11.3 | Применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий |
1.11.4 | Преобразование алгебраических выражений |
1.12 | Делители и кратные |
1.12.1 | Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел |
1.12.2 | Наибольший общий делитель |
1.12.3 | Взаимно простые числа |
1.12.4 | Нахождение наибольшего общего делителя |
1.12.5 | Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел |
1.12.6 | Наименьшее общее кратное |
1.12.7 | Способы нахождения наименьшего общего кратного |
2 | Дроби |
2.1 | Обыкновенные дроби |
2.1.1 | Доля, часть, дробное число, дробь |
2.1.2 | Дробное число как результат деления |
2.1.3 | Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число) |
2.1.4 | Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем |
2.1.5 | преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот |
2.1.6 | Приведение дробей к общему знаменателю |
2.1.7 | Сравнение обыкновенных дробей |
2.1.8 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей |
2.1.9 | Умножение и деление обыкновенных дробей |
2.1.10 | Арифметические действия со смешанными дробями |
2.1.11 | Арифметические действия с дробными числами |
2.1.12 | Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий |
2.2 | Среднее арифметическое чисел |
2.2.1 | Среднее арифметическое двух чисел |
2.2.2 | Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой |
2.2.3 | Решение практических задач с применением среднего арифметического |
2.2.4 | Среднее арифметическое нескольких чисел |
3 | Решение текстовых задач |
3.1 | Единицы измерений |
3.1.1 | Длины, площади, объёма, массы, времени, скорости |
3.1.2 | Зависимости между единицами измерения каждой величины |
3.1.3 | Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость |
3.2 | Задачи на все арифметические действия |
3.2.1 | Решение текстовых задач арифметическим способом |
3.2.2 | Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи |
3.3 | Задачи на движение, работу и покупки |
3.3.1 | Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении |
3.3.2 | Движение по реке по течению и против течения |
3.3.3 | Решение задач на совместную работу |
3.3.4 | Применение дробей при решении задач |
3.4 | Задачи на части, доли |
3.4.1 | Решение задач на нахождение части числа и числа по его части |
3.4.2 | Решение задач на доли |
3.5 | Логические задачи |
3.5.1 | Решение несложных логических задач |
3.5.2 | Решение логических задач с помощью графов, таблиц |
3.6 | Основные методы решения текстовых задач |
3.6.1 | Арифметический метод решения текстовых задач |
3.6.2 | Перебор вариантов |
4 | Наглядная геометрия |
4.1 | Наглядные представления о фигурах на плоскости |
4.1.1 | Фигуры в окружающем мире |
4.1.2 | Прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг |
4.1.3 | Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат |
4.1.4 | Треугольник, виды треугольников |
4.1.5 | Правильные многоугольники |
4.1.6 | Изображение основных геометрических фигур |
4.1.7 | Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности |
4.1.8 | Длина отрезка, ломаной |
4.1.9 | Единицы измерения длины |
4.1.10 | Построение отрезка заданной длины |
4.1.11 | Виды углов |
4.1.12 | Градусная мера угла |
4.1.13 | Измерение и построение углов с помощью транспортира |
4.2 | 4.2.1 | Периметр многоугольника |
4.2.2 | Понятие площади фигуры; единицы измерения площади |
4.2.3 | Площадь прямоугольника, квадрата |
4.2.4 | Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге |
4.2.5 | Равновеликие фигуры |
4.3 | Наглядные представления о пространственных фигурах |
4.3.1 | Куб, параллелепипед |
4.3.2 | Изображение пространственных фигур |
4.3.3 | Примеры развёрток многогранников |
4.4 | 4.4.1 | Понятие объёма; единицы объёма |
4.4.2 | Объём прямоугольного параллелепипеда, куба |
4.5 | 4.5.1 | Понятие о равенстве фигур |
4.6 | 4.6.1 | Решение практических задач с применением простейших свойств фигур |
КОДИФИКАТОР планируемых результатов
освоения учебного предмета «Математика»
для проведения контрольных работ по математике в 5 классе
Кодификатор составлен на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и планируемых результатов освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Примерная основная образовательная программа ООО, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Код раздела | Код умения, вида деятельности | Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика», проверяемые заданиями контрольных работ |
1 | Числа |
Выпускник научится в 5 классе |
1.1 | Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, смешанное число, рациональное число |
1.2 | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений |
1.3 | Использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач |
1.4 | Сравнивать рациональные числа |
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе |
1.5 | Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, рациональных чисел |
1.6 | Понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа |
1.7 | Выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий |
1.8 | Использовать признаки делимости на 4, 8, 6, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости |
1.9 | Упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей |
1.10 | Находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач |
2 | Уравнения и неравенства |
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе |
2.1 | Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство |
3 | Текстовые задачи |
Выпускник научится в 5 классе |
3.1 | Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия |
3.2 | Строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи |
3.3 | Осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию |
3.4 | Составлять план решения задачи |
3.5 | Выделять этапы решения задачи |
3.6 | Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи |
3.7 | Знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки |
3.8 | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части |
3.9 | Решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними |
3.10 | Решать несложные логические задачи методом рассуждений |
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе |
3.11 | Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности |
3.12 | использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач |
3.13 | знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию) |
3.14 | выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа |
3.15 | интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи |
3.16 | анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях |
3.17 | исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта |
3.18 | решать разнообразные задачи «на части» |
3.19 | решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби |
3.20 | осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов |
4 | Наглядная геометрия Геометрические фигуры |
Выпускник научится в 5 классе |
4.1 | Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар |
4.2 | Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля |
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе |
4.3 | Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах |
4.4 | Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов |
5 | Измерения и вычисления |
Выпускник научится в 5 классе |
5.1 | Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов |
5.2 | Вычислять площади прямоугольников |
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе |
5.3 | Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов |
5.4 | Вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов |
6 | В повседневной жизни и при изучении других предметов: |
Выпускник научится в 5 классе |
6.1 | оценивать результаты вычислений при решении практических задач |
6.2 | выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях |
6.3 | составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов |
6.4 | выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку) |
6.5 | решать практические задачи с применением простейших свойств геометрических фигур |
6.6 | вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников |
6.7 | выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни |
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе |
6.8 | применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов |
6.9 | выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений |
6.10 | составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов |
6.11 | решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат |
6.12 | решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета |
6.13 | вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат |
6.14 | выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни |
6.15 | оценивать размеры реальных объектов окружающего мира |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения контрольной работы № 1
по учебному предмету «Математика»
5 класс
МАОУ СОШ № 24
1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения контроля по теме «Сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел».
2. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 6 заданий, из которых 3 задания базового уровня, 3 задания повышенного уровня.
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Назначение заданий повышенного уровня – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть обучающихся.
Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и хороший уровень математической культуры.
3. Количество вариантов: 2.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Таблица 1
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения, виды деятельности | Уровень | Максимальное количество баллов | Примерное время выполнения |
1а 1б 1в | 1.1, 1.2, 1.4 | 1.1, 1.4 | Б | 1 1 1 | 2 мин |
2а 2б | 1.5.1, 1.5.2, 1.5.5, 1.5.7 | 1.2 | Б | 1 1 | 2 мин 3 мин |
3а 3б 3в 3г | 1.5.8, 1.5.9, 1.7.1 | 1.2, 1.7 | Б | 1 1 1 1 | 1 мин 2 мин 2 мин 1 мин |
4а 4б | 1.5.1, 1.11.1 | 2.1 | П | 2 2 | 4 мин 4 мин |
5 | 3.2.1, 3.2.2, 3.6.1 | 3.1 – 3.6, 3.11 | П | 2 | 9 мин |
6 | 1.2.1, 1.2.2, 1.5.2, 1.5.7, 1.5.10, 3.5.1 | 1.2, 1.5, 1.6 | П | 2 | 10 мин |
6. Продолжительность выполнения работы обучающимися: 40 минут.
7. Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы: линейка, угольник. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на контрольной работе не используются.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Для оценивания результатов выполнения работы обучающимися используется общий балл. В пункте 4 в таблице 1 приводится система формирования общего балла.
Максимальный балл за работу в целом – 17.
Задания, оцениваемые 1 баллом, считаются выполненными верно, если найден верный ответ.
Задания, оцениваемые в 2 балла, считаются выполненными верно, если обучающийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении допущена ошибка, не имеющая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то участнику выставляется 1 балл.
9. Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале | Суммарный первичный балл за работу в целом |
«5» | 16-17 баллов |
«4» | 13-15 баллов |
«3» | 7-12 баллов |
«2» | 0-6 баллов |
10. Текст работы:
Вариант 1
1. Сравните:
а) 20 000 и 19 999; б) 1 536 819 и 1 536 819; в) 588 711 и 588 811.
2. Вычислите: а) 62 932 + 18 798; б) 83 521 – 78 973.
3. Вычислите:
а) 51 + 902 + 49; б) 59 · 320 + 59 · 680; в) 27 · 698 – 27 · 688; г) 8 · 397 · 125.
4. Решите уравнение: а) х + 243 = 1099; б) 498 – х = 79.
5. В первый день туристы прошли 28 км, во второй – на 3 км меньше, чем в первый, а в третий день они проехали на поезде в 4 раза больше, чем за первые два дня прошли пешком. Сколько километров туристы преодолели за эти три дня?
6. Замените звёздочки цифрами так, чтобы вычисления столбиком были верными:
_*0081
*9*8
9*
Вариант 2
1. Сравните:
а) 18 888 и 20 000; б) 9 056 272 и 9 056 272; в) 159 482 и 159 483.
2. Вычислите: а) 48 563 + 47 982; б) 84 535 – 74 696.
3. Вычислите:
а) 53 + 971 + 47; б) 71 · 750 + 71 · 250; в) 84 · 354 – 84 · 344; г) 125 · 387 · 8.
4. Решите уравнение: а) 576 + х = 1084; б) х – 457 = 379.
5. На тетради в клетку потратили 39 р., на тетради в линейку – на 5 р. меньше, а на учебники потратили в 3 раза больше денег, чем на все тетради, вместе взятые. Сколько денег потратили на тетради и учебники?
6. Замените звёздочки цифрами так, чтобы вычисления столбиком были верными:
_*0*47
*9*8
5*
11. Ключ
Таблица 3
Номер задания | Правильный ответ |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1а | 20 00019 999 | 18 888 |
1б | 1 536 819 = 1 536 819 | 9 056 272 = 9 056 272 |
1в | 588 711 | 159 482 |
2а | 81 730 | 96 545 |
2б | 4 548 | 9 839 |
3а | 1 002 | 1 071 |
3б | 59 000 | 71 000 |
3в | 270 | 840 |
3г | 397 000 | 387 000 |
4а | 856 | 508 |
4б | 419 | 836 |
5 | 265 км | 292 р. |
6 | 10 081 – 9 988 = 93 | 10 047 – 9 988 = 59 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения контрольной работы № 2
по учебному предмету «Математика»
5 класс
МАОУ СОШ № 24
1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения контроля по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
2. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 5 заданий, из которых 2 задания базового уровня, 3 задания повышенного уровня.
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Назначение заданий повышенного уровня – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть обучающихся.
Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и хороший уровень математической культуры.
3. Количество вариантов: 2.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Таблица 1
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения, виды деятельности | Уровень | Максимальное количество баллов | Примерное время выполнения |
1а 1б 1в | 1.1, 1.2, 1.5.4, 1.5.5, 1.5.6, 1.5.7 | 1.1, 1.2 | Б | 1 1 1 | 3 мин |
2а 2б | 1.7.1, 1.7.2, 1.6 | 1.2, | Б | 1 1 | 3 мин 3 мин |
3а 3б | 1.8, 1.11.1 | 2.1 | П | 2 2 | 2 мин 2 мин |
4а 4б | 3.2.1, 3.2.2, 3.6.1 | 3.1 – 3.6, 3.11, 3.18 | П | 2 2 | 7 мин 8 мин |
5 | 1.2.1, 1.2.2, 1.5.5, 1.5.10, 3.5.1 | 1.6, 1.7 | П | 2 | 12 мин |
6. Продолжительность выполнения работы обучающимися: 40 минут.
7. Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы: линейка, угольник. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на контрольной работе не используются.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Для оценивания результатов выполнения работы обучающимися используется общий балл. В пункте 4 в таблице 1 приводится система формирования общего балла.
Максимальный балл за работу в целом – 15.
Задания, оцениваемые 1 баллом, считаются выполненными верно, если найден верный ответ.
Задания, оцениваемые в 2 балла, считаются выполненными верно, если обучающийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении допущена ошибка, не имеющая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то участнику выставляется 1 балл.
9. Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале | Суммарный первичный балл за работу в целом |
«5» | 14-15 баллов |
«4» | 11-13 баллов |
«3» | 6-10 баллов |
«2» | 0-5 баллов |
10. Текст работы:
Вариант 1
1. Вычислите:
а) 348 · 607; б) 62 800 : 40; в) 24 004 : 34.
2. Выполните действия:
а) 72 + 468 : (83 · 9 – 729); б) 20 385 : (723 – 720)3.
3. Найдите число х, для которого:
а) х : 5 = 9 (ост. 3); б) 64 : х = 6 (ост. 4).
4. а) Алеша посадил в 3 раза больше деревьев, чем Саша, а вместе они посадили 24 дерева. Сколько деревьев посадил каждый?
б) Маша знает в 4 раза больше английских слов, чем Даша. А Даша знает на 36 английских слов меньше, чем Маша. Сколько английских слов знает каждая девочка?
5. Замените звёздочки цифрами так, чтобы вычисления столбиком были верными:
×45*
***
**3
***4
******
Вариант 2
1. Вычислите:
а) 521 · 706; б) 61 600 : 40; в) 15 428 : 38.
2. Выполните действия:
а) 24 + 516 : (256 – 4 · 61); б) 9 252 : (638 – 632)2.
3. Найдите число х, для которого:
а) х : 6 = 8 (ост. 1); б) 84 : х = 9 (ост. 3).
4. а) Коля надул в 4 раза больше шариков, чем Саша, а вместе они надули 20 шариков. Сколько шариков надул каждый?
б) Алеша решил в 3 раза больше задач, чем Боря. А Боря решил на 12 задач меньше, чем Алеша. Сколько задач решил каждый?
5. Замените звёздочки цифрами так, чтобы вычисления столбиком были верными:
×62*
2**
**5
****
******
11. Ключ
Таблица 3
Номер задания | Правильный ответ |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1а | 211 236 | 367 826 |
1б | 1 570 | 1 540 |
1в | 706 | 406 |
2а | 98 | 67 |
2б | 755 | 257 |
3а | 48 | 49 |
3б | 10 | 9 |
4а | 18 и 6 деревьев | 16 и 4 шарика |
4б | 48 и 12 слов | 18 и 6 задач |
5 | 453 · 801 = 362 853 | 625 · 201 = 125 625 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения контрольной работы № 3
по учебному предмету «Математика»
5 класс
МАОУ СОШ № 24
1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения контроля по теме «Измерение величин».
2. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 6 заданий, из которых 3 задания базового уровня, 3 задания повышенного уровня.
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Назначение заданий повышенного уровня – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть обучающихся.
Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и хороший уровень математической культуры.
3. Количество вариантов: 2.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Таблица 1
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения, виды деятельности | Уровень | Максимальное количество баллов | Примерное время выполнения |
1 | 4.1.2 | 4.1 | Б | 1 | 2 мин |
2а 2б 2в 2г | 3.1.1, 3.1.2, 4.1.9 | 6.2 | Б | 3 1 1 1 | 3 мин |
3а 3б 3в | 1.1.3, 4.1.8, | 4.2, 5.1 | Б | 1 1 1 | 3 мин 2 мин 2 мин |
4 | 1.1.3, 4.1.10 | 4.2, 5.1 | П | 2 | 8 мин |
5 | 3.2.1, 3.2.2, 3.6.1 | 1.2, 3.1 – 3.6, 3.11 | П | 2 | 12 мин |
6 | 4.1.2, 4.1.6 | 4.2 | П | 2 | 8 мин |
6. Продолжительность выполнения работы обучающимися: 40 минут.
7. Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы: линейка, угольник. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на контрольной работе не используются.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Для оценивания результатов выполнения работы обучающимися используется общий балл. В пункте 4 в таблице 1 приводится система формирования общего балла.
Максимальный балл за работу в целом – 16.
Задания, оцениваемые 1 баллом, считаются выполненными верно, если найден верный ответ.
Задания, оцениваемые в 2 балла, считаются выполненными верно, если обучающийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении допущена ошибка, не имеющая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то участнику выставляется 1 балл.
9. Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале | Суммарный первичный балл за работу в целом |
«5» | 15-16 баллов |
«4» | 12-14 баллов |
«3» | 7-11 баллов |
«2» | 0-6 баллов |
10. Текст работы:
Вариант 1
1. На прямой отметили 7 точек. Сколько образовалось лучей с началом в этих точках?
2. Выразите:
а) в сантиметрах: 5 м 65 см; 52 м 9 см; 45 дм;
б) в миллиметрах 13 м 13 см;
в) в дециметрах 87 000 мм;
г) в метрах 67 000 мм.
3. а) На координатном луче отметьте точки О (0), А (5), В (9), С (3).
б) Какую координату имеет точка D – середина отрезка ВС?
в) Определите длину наименьшего из отрезков АС, ВС, СD.
4. На координатном луче отметьте точки О (0), В (5), и точку С так, чтобы расстояние ВС было равно 3. Сколько решений имеет задача?
5. Сумма двух чисел равна 999, а их разность равна 123. Найдите эти числа.
6. Постройте прямую CD и точку К, не лежащую на этой прямой. С помощью угольника и линейки начертите прямую KN, параллельную прямой CD.
Вариант 2
1. На прямой отметили 6 точек. Сколько образовалось лучей с началом в этих точках?
2. Выразите:
а) в сантиметрах: 12 м 34 см; 15 м 6 см; 35 дм;
б) в миллиметрах 8 м 54 см;
в) в дециметрах 37 000 мм;
г) в метрах 73 000 мм.
3. а) На координатном луче отметьте точки О (0), А (2), В (5), С (10).
б) Какую координату имеет точка E – середина отрезка AС?
в) Определите длину наибольшего из отрезков АС, ВС, СE.
4. На координатном луче отметьте точки О (0), В (8), и точку С так, чтобы расстояние ВС было равно 4. Сколько решений имеет задача?
5. Сумма двух чисел равна 888, а их разность равна 132. Найдите эти числа.
6. Постройте прямую AB и точку M, не лежащую на этой прямой. С помощью угольника и линейки начертите прямую MN, параллельную прямой AB.
11. Ключ
Таблица 3
Номер задания | Правильный ответ |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 14 | 12 |
2а | 565 см; 5 209 см; 450 см | 1 234 см; 1 506 см; 350 см |
2б | 13 130 мм | 8 540 мм |
2в | 870 дм | 370 дм |
2г | 67 м | 73 м |
3а | | |
3б | D (6) | Е (6) |
3в | AC = 2 | AC = 8 |
4 | Два решения: С (2) или С (8) | Два решения: С (4) или С (12) |
5 | 561 и 438 | 510 и 378 |
6 | | |