Спецификация
итоговой контрольной работы для 2 класса по окружающему миру
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся по предметной области «Окружающий мир».
Основной целью работы является проверка и оценка уровня сформированности предметных результатов у учащихся 2 класса по итогам освоения программы по окружающему миру.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Окружающий мир» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
Программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» [авт. Н.В. Виноградова]. – М.: Вентана - Граф, 2013. – 192 с.
Структура КИМ
В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во 2 классе. Задания контрольной работы составлены на материале разделов:
Что окружает человека;
Кто ты такой;
Россия – твоя Родина;
Мы – жители Земли;
Природное сообщество.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности
Работа содержит 17 заданий. В таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса окружающего мира.
Таблица 1.
Раздел содержания | Число заданий в работе |
1. Что окружает человека | 2 |
2. Кто ты такой | 1 |
3. Россия – твоя Родина | 3 |
4. Мы – жители Земли | 2 |
5. Природное сообщество | 9 |
Всего | 17 |
В работе две группы заданий: 12 заданий базового уровня (Б) (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14), обязательных для выполнения всеми учащимися, и 5 заданий повышенного уровня сложности (П) (№ 10,11, 15, 16, 17), которые позволяют установить умения учащихся действовать в нестандартных учебных ситуациях.
Виды заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО). Большее количество заданий с выбором ответа позволяет упростить запись ответов, сократить время выполнения таких заданий и увеличить общее число заданий в контрольной работе.
Время выполнения варианта КИМ
На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40-45 мин)
План варианта КИМ
В таблице 2 представлены проверяемые умения, типы заданий, уровень сложности и максимальный балл.
Условные обозначения
Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом.
Таблица 2.
№ задания | Раздел содержания | Проверяемые умения | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл |
1 | Что окружает человека | - умение классифицировать объекты окружающего мира: объекты живой / неживой природы. | ВО | Б | 1 |
2 | ВО | Б | 1 |
3 | Кто ты такой | - знание органов чувств | ВО | Б | 2 |
4 | Россия – твоя Родина | - знание символов государства, Конституции как основного закона | ВО | Б | 1 |
5 | ВО | Б | 1 |
6 | КО | Б | 1 |
7 | Мы – жители Земли | - умение характеризовать и определять планеты, спутники Солнечной системы | ВО | Б | 1 |
8 | ВО | Б | 1 |
9 | Природные сообщества | - умение классифицировать царства живой природы - умение представлять информацию в схематическом виде | КО | Б | 2 |
10 | КО | П | 2 |
11 | - умение классифицировать объекты живой природы по принадлежности к различным видам | КО | П | 4 |
12 | - умение распознавать съедобные и несъедобные грибы | ВО | Б | 1 |
13 | - умение классифицировать объекты природы | ВО | Б | 1 |
14 | ВО | Б | 1 |
15 | - умение работать с текстом, выделять существенные признаки | КО | П | 2 |
16 | - проверка сформированности действия классификации - распределения животных по группам | КО | П | 3 |
17 | - умение отвечать на вопросы | КО | П | 3 |
Оценка выполнения заданий и контрольной работы
Если из 13 базовых заданий выполнено не менее 8, то к концу 2 класса учащийся достиг уровня обязательной подготовки по окружающему миру.
При верном выполнении 11 - 13 базовых заданий можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку.
Пересчет баллов, полученных за базовую часть работы, в отметку производится по следующей системе (задания повышенного уровня на данную отметку не влияют).
«5» - 14 - 13 баллов
«4» - 12 - 10 баллов
«3» - 9 - 8 баллов
«2»- менее 8 баллов
Результаты выполнения заданий второй группы позволяют составить представление о возможностях учащихся справляться с нестандартными заданиями по окружающему миру, требующими сформированности общеучебных действий.
Правильно выполненное задание повышенного уровня оценивается отдельно («4» или «5»; «2» и «3» за него ставить не нужно). При этом оценка за контрольную работу не снижается, если учащийся не стал делать задание повышенного уровня или выполнил его с ошибкой.
«5» - 14 баллов
«4» - 13 - 11 баллов
Дополнительные материалы и оборудование
Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Дополнительно требуются цветные карандаши (синий и красный)
Условия проведения (требования к специалистам)
Работа проводится и проверяется учителем начальных классов.
Рекомендации по подготовке к работе
Специальной подготовки учащихся к выполнению работы не требуется.
Оценка выполнения контрольной работы
№ задания | Правильный ответ | Максимальное колич. баллов | Критерии оценивания |
1 | Б) растения, грибы, животные, человек | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
2 | В) дождь, камни, песок, облака | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
3 | Глаз – орган зрения Нос – орган обоняния Ухо – орган слуха Кожа – орган осязания Язык – орган вкуса | 2 балла | 2 - задание выполнено без ошибок 1 – выполнено не менее половины задания. |
4 | Б) Москва | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
5 | А) главный закон государства | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
6 | Белый Синий Красный | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
7 | Б) Земля – третья из восьми планет | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
8 | Б) естественный спутник Земли | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
9 | Царства живой природы – бактерии, грибы, растения, животные и человек | 2 балла | 2 - задание выполнено без ошибок 1 – допущена одна ошибка |
12 | В) подосиновик, опята, рыжик | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
13 | Б) деревья, кустарники, травы | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
14 | В) дятел | 1 балл | Задание выполнено без ошибок |
Итого: | 14 баллов | |
10* | Дышит, растет, питается | 2 балла | 2 - задание выполнено без ошибок 1 – допущена одна ошибка |
11* | Шмель – насекомое Окунь – рыба Воробей – птица Волк – зверь (млекопитающее) | 4 балла | За каждый верный ответ 1 балл. |
15* | Дуб Сосна | 2 балла | 2 - задание выполнено без ошибок 1-выполнено не менее половины задания. |
16* | Обитатели озёр и рек | Обитатели морей | Млекопитающие | Окунь | Дельфин | Дельфин | Щука | Акула | Кит | Карась | Сельдь | | Сом | Камбала | | | Скумбрия | | | Лосось | | | Кит | |
| 3 балла | 3 – задание выполнено без ошибок 2 – допущена одна ошибка 1 – допущено 2 ошибки |
17* | Исток Устье Русло
| 3 балла | За каждый верный ответ 1 балл. |
Итого: | 14 баллов |
|