СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы по русскому языку 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно измерительные материалы по русскому языку за 3 класс. УМК "Перспектива". Диктанты, грамматические задания, контрольные списывания, изложения, тестовые задания. Критерии и нормы оценивания знаний учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«КИМы по русскому языку 3 класс»

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку за 3 класс по УМК «Перспектива»

Критерии оценивания

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви­дов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесооб­разно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь­зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

*нарушение правил написания слов, вклю­чая грубые случаи пропуска, перестановки, за­мены и вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регули­руемых правилами, круг которых очерчен про­граммой каждого класса (слова с непроверяе­мыми написаниями);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

*существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю­щие смысл произведения;

*отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав­торском тексте;

*употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

*неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;

*незначительные нарушения логики собы­тий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в пер­вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск­лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ­ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен­ку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обра­тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су­щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст­вие главной части повествования.


Характеристика цифровой оценки (отметки)


«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 ошибки.

Словарный диктант

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторско­го текста, допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо­графических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от автор­ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще­но 1—2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, до­пущены отдельные нарушения в последователь­ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред­ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе­ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель­ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю­щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.



Входной контроль. Диктант

Осенний лес

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. До свидания, журавли!

Грамматические задания:

  1. В 3 предложении обозначить части речи.

  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. (Грибами – гриб, лесной – лес)







Входной контроль. Списывание

Падают листья

Пришла в парк волшебница осень. Чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки. Как хороши они! Долго падают кленовые листья. Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть люди ходят по золотому ковру. Я провожаю глазами листок. Он падает на скамью.

Развитие речи. Обучающее изложение №1

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью выросла.

Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят подарки – красивые листья. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звезды, а ивы засыпают ёлочку бронзовыми рыбками. Березы забрасывают ёлочку жёлтыми конфетти.

И у всех на глазах ёлочка из колючей и хвойной становится мягкой и лиственной. Вся в золотом шитье, багрянце и бронзе.



Контрольный диктант за I четверть

Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.

Слова для справок: короток, повис, появилась.

Грамматические задания:

  1. В четвертом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. (Появилась луна.)

  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. (Ногами – ноги, огонь – огненный)

Контрольное списывание за I четверть

Михаил Михайлович Пришвин

Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзе. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.

Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена.

Проверочная работа

по темам «Правила орфографии. Слово и его значение».

 

1 вариант.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

а) д_рога, скв_рцы, к_ртина, гр_чи

б) п_ссажир, _втобус, ск_зал, д_леко

в) м_шина, кр_сивый, ур_жай, г_лодный

  1. Укажи слова с парной согласной В:

а) рука_            б) ло_кий                 в) шар_             г) верё_ка

  1. Укажи слова с непроверяемой безударной гласной в корне:

а) м_роз       б) з_ма         в) п_льто            г) хол_д

  1. Найди ряд слов, в котором во всех словах пропущена удвоенная согласная

а) а__уратный, осе__ий, дли__а

б) дли__а,  су__ота,  гра__

в)  кла__,  гру__а,  а__уратный

  1. Укажи, сколько ошибок в предложении, исправь их:

Красиф  восхот  сонца  у  лисного  озера.

а) 4 ошибки     б) 3 ошибки     в) 2 ошибки

  1. Подбери синоним к слову рассвет:

а) ночь              б) закат            в) утро

  1. Подбери антоним к слову скучный:

а) весёлый                б) больной              в) печальный

  1. Допиши правило:

Синонимы — это слова,  ________________  по значению, но _____________________ по звучанию.

  1. Укажи цифрой, в каком значении употреблено слово мелкий в предложениях:

1 — небольшая глубина

2 — состоит из маленьких частиц

3 — небольшой по величине

Саша собрал в лесу мелкие (_3_) орехи.

Речка около деревни была очень мелкой (_1_).

Мелкий (_2_) снег шёл уже два часа.

  1. Объясни значение фразеологизма:

повесить нос - расстроиться

рукой подать - близко

  1. Отгадай загадку. О каком омониме идёт речь?

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

 Если захочу.                                 Это  ____________(ключ)






2 вариант.

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

а) вр_дить,  вет_р,  т_мнота,  дал_ко

б) вч_ра,  пом_дор,  вет_р,  уд_вил

в) р_бята,  _зык,  т_пло,  пол_вать

2. Укажи слова с парной согласной Б:

а) коро_ка           б) сугро_               в) кре_кий            г) ле_ка

3. Укажи слова с непроверяемой безударной гласной в корне:

а) в_рона       б) л_сной         в) пол_тел           г) м_рковь

4. Найди ряд слов, в котором во всех словах пропущена удвоенная согласная:

а) кла__,  гру__а,  дли__а

б) а__уратный,  су__ота,    весе__ий

в) а__уратный,  осе__ий,  дли__а

6. Укажи, сколько ошибок в предложении, исправь их.

Берек озира  похош  на яркий кавёр.

а) 4 ошибки     б) 3 ошибки     в) 2 ошибки

8. Подбери синоним к слову огонь:

а) свечка              б) пламя           в) пожарник

9. Подбери антоним к слову правдивый:

а) честный                б) правильный                в) лживый

10. Допиши правило:

Антонимы — это слова, имеющие ________________ значение.

11. Укажи цифрой, в каком значении употреблено слово кусать в предложениях.

1 — ранить зубами

2 — сильно жечь

3 — отделять небольшие куски зубами

Крапива  больно  кусает (_2_).

Собака зря человека не кусает (_1_).

Во время обеда Саша кусал (_3_)  белый  хлеб.

13. Объясни значение фразеологизма:

 спустя рукава  - без старания

куры не клюют - много

14. Отгадай загадку. О каком омониме идёт речь?

На стройке я подъёмный,

 А дома - водопроводный.                           Это  __________(кран)













Контрольный диктант по теме «Слово и его значение»

Снегирь

Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте и подчеркнуть однородные члены предложения.



Контрольный диктант за I полугодие

Синички

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хорошая птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать слова по составу: хвостик, грудка, шапочка, клювик.

  2. В первом предложении подчеркнуть главные члены, обозначьте части речи. (Стоит денёк.)



Контрольное списывание за I полугодие

Лакомка

Стоял тёплый сентябрьский день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомился мёдом. Вот он медленно взмахнул могучими крыльями и полетел в чащу. В когтях он держал соты.



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши. Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж. (Интересный зверь – м.р., ед.ч., Им.п.; широкие крылья – мн.ч., Им.п.; опасные места – мн.ч., В.п.)



Развитие речи. Обучающее изложение №2


Старый садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню.

Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов сирени разлетелись в разные стороны.

А новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.

Г. Скребицкий



Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Вариант 1

1. Выпиши только имена существительные.

Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец

________________________________________________________________

2. Распредели существительные по родам:

Журавль, одеяло, сверло, кабачок, аквариум, мельница, вафля.

Женский род: ____________________________________________________

Мужской род: ___________________________________________________

Средний род: ____________________________________________________

3. Задай вопрос от главного слова к зависимому, в скобках обозначь падеж имен существительных.

гулять (_______________) по аллее (___________)

слышу (_______________) раскаты (___________)

залез (_______________) на вершину (___________)

статья (_______________) о художнике (___________)

горжусь (_______________) сестрой (___________)

4. Спиши текст, вставляя попущенные буквы, определи падеж выделенных существительных.

Ст..ят суровые м..розы. Реки и ..зёра одеты плотным л..дяным к..вром. Январский ле.. спит под теплой шубой. В глубокий сне.. спрятались мален..кие елоч..ки.

Вариант 2

1. Выпиши только имена существительные.

Плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

________________________________________________________________

2. Распредели существительные по родам:

Корабль, бревно, покрывало, сундучок, костюм, пыльца, сабля.

Женский род: ___________________________________________________

Мужской род: ___________________________________________________

Средний род: ____________________________________________________

3. Задай вопрос от главного слова к зависимому, в скобках обозначь падеж имен существительных.

уважать (_____________) труд (___________)

рад (_____________) успеху (___________)

рисовал (_____________) карандашом (___________)

рос (_____________) на окошке (___________)

выучил (_____________) таблицу (___________)

4. Спиши текст, вставляя попущенные буквы, определи падеж выделенных существительных.

Ст..ят суровые м..розы. Реки и ..зёра одеты плотным л..дяным к..вром. Январский ле.. спит под теплой шубой. В глубокий сне.. спрятались мален..кие елоч..ки.

Ответы

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Вариант 1

1. Выпиши только имена существительные.

Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец

Пение, припев, певец

2. Распредели существительные по родам:

Журавль, одеяло, сверло, кабачок, аквариум, мельница, вафля.

Женский род: мельница, вафля

Мужской род: журавль, кабачок, аквариум

Средний род: одеяло, сверло

3. Задай вопрос от главного слова к зависимому, в скобках обозначь падеж имен существительных.

гулять (по чему?) по аллее (Д.п.)

слышу (что?) раскаты (В.п.)

залез (на что?) на вершину (В.п.)

статья (о ком?) о художнике (П.п.)

горжусь (кем?) сестрой (Т.п.)

4. Спиши текст, вставляя попущенные буквы, определи падеж выделенных существительных.

Стоят суровые морозы (Им.п.). Реки и озёра одеты плотным ледяным ковром (Т.п.). Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег (В.п.) спрятались маленькие елочки.

Вариант 2

1. Выпиши только имена существительные.

Плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

Заплыв, пловец, плавание.

2. Распредели существительные по родам:

Корабль, бревно, покрывало, сундучок, костюм, пыльца, сабля.

Женский род: пыльца, сабля.

Мужской род: корабль, костюм, сундучок.

Средний род: бревно, покрывало.

3. Задай вопрос от главного слова к зависимому, в скобках обозначь падеж имен существительных.

уважать (что?) труд (В.п.)

рад (чему?) успеху (Д.п.)

рисовал (чем?) карандашом (Т.п.)

рос (на чём?) на окошке (П.п.)

выучил (что?) таблицу (В.п.)

4. Спиши текст, вставляя попущенные буквы, определи падеж выделенных существительных.

Стоят суровые морозы (Им.п.). Реки и озёра одеты плотным ледяным ковром (Т.п.). Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег (В.п.) спрятались маленькие елочки.

Контрольный диктант за III четверть

На охоте

Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.

У леса нас встретил егерь - лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.

Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. Долго мы ждали удачи. И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.


Грамматические задания:

  1. Выпишите три имени существительных, оканчивающихся на шипящие согласные. Обозначьте орфограмму. (Луч, рожь, чиж)

  2. Обозначьте грамматическую основу.

I вариант - в третьем предложении (Дорога шла.), II вариант - в пятом предложении (Пробежала мышь.).



Контрольное списывание за III четверть


Утром перед Новым годом мальчик (С, с)аша проснулся очень рано. Он х..тел полож..ть (под)ёлку п.дарки для св..его мла(д,т)шего бр..тишки (А,а)лёши, для мамы, бабушки и отца. Для брата (С,с)аша приготовил резиновый мяч… Для папы – меч… из пластилина. Маме (С,с)аша заранее нар..совал к..ртинку. На ней был изображён шалаш.. в лесу около реч..ки (Я,я)узы. А бабушке мальчик сделал из картона красивую коробоч..ку.


Грамматическое задание:

  1. У выделенных слов определите падеж, склонение.


Утром перед Новым годом мальчик Саша проснулся очень рано. Он хотел положить под ёлку (В.п., 1 скл.) подарки для своего младшего братишки Алёши, для мамы, бабушки и отца. Для брата (Р.п., 2 скл.) Саша приготовил резиновый мяч. Для папы – меч из пластилина. Маме Саша заранее нарисовал картинку. На ней был изображён шалаш (В.п., 2 скл.) в лесу около речки Яузы. А бабушке мальчик сделал из картона красивую коробочку.




Проверочная работа по теме «Глагол»

1 вариант

1. Прочитайте. Выпишите только глаголы.

Писал, солнце, светит, яркое, двигает, голубой, тяжёлый, молчать, бежишь, желтеет, молчание, длинный, бежать, спит, крик.


2. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

Обед - …, д.журный - …, р.ссказ - …, р.бота - …, уж.н - …


3. Прочитайте. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их время.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.


4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.


Что делать? Что сделать?

Вязать …

Молчать …

Тянуть …

Тащить …


5. Напиши глаголы противоположные по смыслу.

Смеяться-…

Бледнеть-…

Говорить-…

Ложиться-…


6. Спиши, раскрывая скобки.

Мы (не) забываем с вечера уложить портфель. Никогда (не) опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы (не) переписывать и (не) переделывать.




2 вариант


1. Прочитайте. Выпишите только глаголы.

Луговой, кричит, ходьба, живут, волнение, веселить, синеть, интерес, радость, радоваться, ходил, дежурный, лечить, думают.


2. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

Праз.ник - …, м.роз - …, завтр.к - …, р.сунок - …, учитель - …

3. Прочитайте. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их время.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!


4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.


Что делать? Что сделать?

Чинить …

Цвести …

Качать …

Светить …


5. Напиши глаголы противоположные по смыслу.

Любить-…

Кричать-…

Бежать-…

Зажигать-…


6. Спиши, вставляя частицу не.

Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он … мог найти дорогу, …знал, в какую сторону идти. Мальчик … хотел, чтобы ночь застала его в лесу и, …стал медлить.

Ответы

Проверочная работа по теме «Глагол»

1 вариант

1. Прочитайте. Выпишите только глаголы.

Писал, солнце, светит, яркое, двигает, голубой, тяжёлый, молчать, бежишь, желтеет, молчание, длинный, бежать, спит, крик.


2. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

Обед - обедать, дежурный - дежурить, рассказ - рассказать, работа - работать, ужин – ужинать.


3. Прочитайте. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их время.

Улыбнулись (прош.в.) сонные берёзки,

Растрепали (прош.в.) шёлковые косы.

Шелестят (наст.в.) зелёные серёжки,

И горят (наст.в.) серебряные росы.


4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.


Что делать? Что сделать?

Вязать связать

Молчать замолчать

Тянуть растянуть

Тащить утащить


5. Напиши глаголы противоположные по смыслу.

Смеяться - плакать

Бледнеть - краснеть

Говорить - молчать

Ложиться - вставать


6. Спиши, раскрывая скобки.

Мы не забываем с вечера уложить портфель. Никогда не опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы не переписывать и не переделывать.


2 вариант


1. Прочитайте. Выпишите только глаголы.

Луговой, кричит, ходьба, живут, волнение, веселить, синеть, интерес, радость, радоваться, ходил, дежурный, лечить, думают.


2. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

Праздник - праздновать, мороз - морозить, завтрак - завтракать, рисунок - рисовать, учитель – учить.

3. Прочитайте. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их время.

Уж тает (наст.в.) снег, бегут ручьи,

В окно повеяло (прош.в.) весною…

Засвищут (буд.в.) скоро соловьи,

И лес оденется (наст.в.) листвою!


4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.


Что делать? Что сделать?

Чинить починить

Цвести зацвести

Качать покачать

Светить посветить


5. Напиши глаголы противоположные по смыслу.

Любить - ненавидеть

Кричать - молчать

Бежать - стоять

Зажигать - тушить


6. Спиши, вставляя частицу не.

Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он не мог найти дорогу, не знал, в какую сторону идти. Мальчик не хотел, чтобы ночь застала его в лесу и, не стал медлить.



Контрольный диктант по теме «Глагол»

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. Но теперь одежду и мясо нам даёт хозяйство. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё, не поднимай палку. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.

Грамматическое задание:

  1. Составить и записать предложение с отрицательной частицей НЕ о том, чего нельзя делать в лесу.

Развитие речи. Изложение №3

Лесной котёнок

Иду я как-то по лесу. Смотрю, а за кустами маленький котенок ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая.

Играет себе котенок. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котенку соломинка, за мухой погнался, потом цветок лапой ударил.

А тут шмель попал на глаза. Подобрался котенок к шмелю да как даст лапой по ромашке, на которой шмель сидел, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель.

Хотел было я ему помочь, жало вытащить. Но вдруг из-за куста выглянула рысь.

Я со страху не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Выбежал на луг и упал на траву. Сердце бьется, ноги дрожат. Хорошо, думаю, что ноги унес.

Долго я вспоминал, как резвился на поляне маленький рысенок.


Итоговый контрольный диктант

Соловьиная песня

Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился весёлой трелью. Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

По Г.Скребицкому

Слова для справок: щёлкнул, снова

  1. Сделать звуко-буквенный разбор слов: солнце – 1 вариант, поёт – 2 вариант.

  2. Выписать и сделать разбор слов как части речи: одного существительного.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!