Пархоменко Наталья Николаевна,
учитель ГБОУ КОШ № 10
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИТЕЛЯМ
(кинотренинг для учащихся 10 - 11 классов)
Совместное мероприятие психолога и классных руководителей.
При необходимости мероприятие может быть проведено одним человеком, как классным руководителем, так и социальным педагогом / психологом. Но, как показала практика, совместное проведение имеет более высокую эффективность. Это полезная и качественная форма сочетания с трудом классного руководителя, что позволяет использовать опыт и знания обеих педагогов.
Цель: сформировать позитивную установку на преодоление возможных конфликтных ситуаций между родителями и детьми.
задача:
1 . Воспитывать положительное отношение к родителям.
2 . Разъяснить необходимость выражения своих чувств к родителям.
3 . Развивать способность оценивать ситуацию конфликта с позиции родителей.
4 . Научить умению понимать сущность проблем в детско – родительских отношениях.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: компьютер , проектор , колонки , экран , диск с видеоматериалами, ручки, листы бумаги формата А4, таблички с номерами групп, плакаты.
Предварительная работа: анкетирование «Тест незаконченных предложений» , «Жизненные ценности»
План занятия
Введение (5 минут)
1 . Показ видеоролика « Что это? » (5 минут)
2 . Обсуждение ролика (5 минут)
3 . Показ мультфильма « Отец и дочь ». (8 минут)
4 . Интерактивное задание. (5 минут)
5 . Ответы детей. (5 минут)
6 . Прослушивание аудиозаписи. (4мин)
7.Просмотр видеосюжета «Вот что такое семья» . ( 2 минут)
8 . Обсуждение видеоролика. (3 минуты)
9.Заключительная часть. (3 минуты)
Ход занятия
1 . Введение . ( 5 минут)
Классный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим серию встреч, посвященных проблемам взаимоотношений родителей и детей. Эпиграфом к нашему мероприятию станут слова А.И. Герцена – великого русского публициста, писателя, философа, педагога: «Семья начинается с детей»
Всем вам знакома русская пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше.» С этой знакомой всем фразой в наше время, к сожалению, во многих семьях не все согласятся. Из-за постоянных семейных конфликтов много домов превратилось в настоящее поле боя. Неумение общаться друг с другом часто сводит на нет любые попытки примириться.
Каждому хочется, чтобы его понимали. Поэтому тебя может расстраивать, если родители не проявляют никакого интереса к тому, что ты любишь и считаешь важным, или относятся к этому критически.
Во многих семьях отношения между родителями и детьми дают трещину, которая нередко перерастает в пропасть.
Классный руководитель:
Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет местом , где человек приобретает свой первый жизненный опыт. Каждый, появляясь на свет, прежде контактирует со своими родителями, бабушками, душками. Затем с дальними родственниками, и только потом – со всеми другими людьми.
Родители – это первое звено в нашей связи с миром. И в то же время – это первое звено, где часто бывают конфликты, которые вызывают проблемы в жизни.
Вопрос к детям:
Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкетирование среди учащихся 10-11 классов и выявили круг проблем, которые существуют между детьми и родителями? Давайте их озвучим.
Слушаются ответы детей:
-Люди в семьях могут быть одиноки;
-Распадаются семьи;
-Права на мои идеи принадлежат родителям;
-Меня никто не понимает;
-Мне часто бывает плохо;
-Мне обидно,что папа расстался с мамой.
Но это еще не весь перечень семейных проблем. Возможно, вы еще что-то захотите добавить?
Мельчайшие и распространенные проблемы: родители заставляют нас есть , когда мы не хотим. Одеваться теплее, чем нам хочется. Заставляют ходить в школу, рано возвращаться домой.
Я не случайно говорю " НАС". Скажем так - я сейчас говорю с вами с позиции ребенка. Ведь каждый взрослый в свое время был ребенком. И знаете, что интересно – они не хотели есть, ходить в школу, одевать шапки и т.д.
И еще интересно то, что и вы , когда повзрослеете и когда у вас будут свои дети ,то вы будете заставлять их есть , чистить зубы , надевать шапки , учиться ,будете рано загонять их домой ... Вообще, создавать для них стандартный комплект проблем, которые сейчас родители создают для вас.
Почему это происходило с нами, происходит сейчас с вами и будет происходить потом с вашими детьми?
А все очень просто - у родителей чуть больше опыта. И то, что кажется нам таким бессмысленным то, что они раньше сами считали неправильным, с накоплением опыта приобретает смысл. И еще потому, что они заботятся о нас , любят нас.
И так, сегодня мы проведем кинотренинг «С любовью к родителям» . Мы будем смотреть ролики (кино, мультфильмы) и потом -просто обсуждать их. И первый ролик называется "Что это? ". У него есть и второе, неофициальное название "Отец и сын".
И так, давайте внимательно посмотрим этот короткий фильм .
2 . Показ видеоролика "Что это?" (5 минут) – просмотреть видеоролик можно по ссылке - http://www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)
3 . Обсуждение (5 минут)
Вопрос к детям:
-Почему отец так задумчиво смотрит на то, как сын читает газету?( Привлекает внимание сына)
-Какие, по вашему мнению, отношения между отцом и сыном?
-Из чего это видно?
Как вы думаете, о чем этот ролик?
( Он об одиночестве, и в то же время о любви родителей к детям, и о взаимопонимании, о том . что в старости родители становятся похожими на детей и требуют заботы и внимания)
Вопрос к детям:
-А как вы думаете - в ролике хороший конец или плохой?
Слушаются ответы детей.
-А почему тогда у них грустные лица?
Я не могу сказать, что конец положительный. У них еще нет взаимопонимания. Но я не могу сказать и того , что конец плохой. Ведь есть надежда, что взаимопонимание появится. И тогда их отношения могут стать намного лучше, теплее.
Психолог: Обзор итогов анкетирования.
Классный руководитель:
И так, сейчас мы посмотрим мультфильм Майкла Дадок де Вита "Отец и дочь". Это довольно необычный мультфильм. Он довольно примитивно нарисованный. Но в то же время – это гениальный мультфильм. Выход на узкий экран фестивального кино этого 8 –ми минутного анимационного фильма был похож на Хиросимскую бомбу. В 2001 эта лента блестяще получила почти все призы, которые присуждались мультикам, установив своеобразный рекорд мира.
Я не буду приводить сейчас весь список наград. Достаточно сказать, что это призовые места в
23 номинациях. В том числе и «Оскар».
Это сложный мультфильм, но я думаю, что вы уже достаточно взрослые для того, чтобы понять его.
4 . Показ мультфильма «Отец и дочь». (8 минут) Посмотреть видео ролик можно по ссылке - http://www.youtube.com/watch?v=YFgaDIstzs4
Классный руководитель:
5 . Интерактивное задание . (5 минут)
Классный руководитель:
А сейчас мы предлагаем каждой группе выполнить задание (написать письма на основе просмотренного мультфильма в течение 5 минут.)
Задача первой группы - вам нужно написать, что сказала дочь отцу в момент их встречи.
Задача второй группы - что отец сказал дочери в момент их встречи.
Задача третьей группы - вам нужно написать, что мать говорила своим детям об отце, воспитывая их, что рассказывала о своих переживаниях.
У вас 5 минут на выполнение задания.
Во время выполнения задания играет приятная музыка.
-А сейчас мы попросим группы представить результаты своей работы
6 . Под музыку каждая группа зачитывает свои письма. (5 минут)
7.Прослушивание аудиозаписи писем учащихся 11 класса другой школы.(4 минуты)
-Похожи ли эти письма на ваши? Почему?
8 . Просмотр видеоролика « Вот что такое семья»(2 минуты)
-А сейчас давайте посмотрим еще один видеосюжет. Он называется « Вот что такое семья»
Вопросы к детям:
-О ком этот ролик?(О семье)
-Вы обратили внимание, какие лица у героев в начале сюжета?
-Что произошло с отцом?
-Кто первым пришел на помощь?
-Почему именно ребенок?
-Что символизируют сомкнутые руки?
-Зачем в кадре показаны рассыпанные деньги?
-Что спасает отца?
-Какой урок вы извлекли для себя, после просмотра этого видеоролика?
9 . Заключительная часть. Выводы. (4 минуты)
Заставка. Это высказывание набрало огромнейшее количество лайков в соцсетях
Классный руководитель:
Родители должны быть твоими друзьями, источником советов и наставлений. Но это не означает, что они обязаны все до мелочей за тебя решать. Уверенность в своей способности принимать решения появится у тебя только тогда, когда ты привыкнешь работать своей головой. Попробуй для начала сам вникать в суть своей проблемы.
Классный руководитель:
Старайся достойным поведением приобрести репутацию надежного человека. Если мы будем друг для друга примером понимания, любви, заботы, то можно уверенно сказать, что станем счастливыми.
Песня «Помолимся за родителей»
-
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.
И кроме того, я вас
очень сильно люблю, пожалуйста,
ответьте мне любовью тоже…
И на память о нашей встрече мы дарим вам памятки «Родителям от ребенка».
2023 г. Памятка
родителям
от ребенка
Семья начинается
с детей.
/А.И. Герцен/
Психологическая служба
ГОУ ЛНР “КШ № 10”
5