Семинар «Киноуроки как средство воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника»
№ слайд | Комментарии |
1-2 | Тема: «Киноуроки как средство воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника» В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство. В. А. Сухомлинский |
3 | В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Что же мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием? |
4 | Формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. |
5 | В Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» сделан акцент на формировании гражданской идентичности, развитии гармоничной личности, сочетающей любовь к большой и малой родине, уважение к культуре и истории, традициям. Данное направление выбрано в качестве ключевого при определении концепции Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России», заложенной в основу создания воспитательной системы детей и молодежи. В педагогике насчитывается немало средств воспитания, но современные дети требуют чего-то нового. Одним из таких «новых» средств является киноискусство |
6 | Дети и подростки буквально живут в мире экрана, использование цифровых технологий стало привычным, ежедневным. В этих условиях воспитательное значение экранной среды возрастает в десятки раз. Работа с искусством экрана, представленная в программах развивающих курсов на материале кино, телевидения, видео, сейчас вызывает наибольший интерес у школьников! |
7 | На 1 сентября 2022 года снято 45 фильмов. Планируется создать еще 54 фильма. |
8 | По слайду! В таблице представлены качества личности, на которые снимается или уже снят фильм. Нравственное понятие раскрывается в сюжете фильма…. |
9 | Цель киноуроков: формировать у детей активный интерес к современным видам искусства- создавать благоприятные условия для усвоения социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. |
10 | На сегодняшний день мы просмотрели 2 фильма: «Мой танец» и «Не трус и не предатель»; |
11 | Ожидаемые результаты: понимание того, что такое «честность», «чувство долга», «умение сочувствовать» и «умение прощать», «сострадание» на примере сюжета фильма; умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки. |
12-13 | После просмотра учащиеся написали отзывы. Некоторые представлены на слайде. |
14 | Анкетированием было охвачено 49 учеников. Были предложены следующие вопросы.. |
15 | Результаты анкетирования. 1.Смотришь ли ты кинофильмы? (да-45, нет-4) 2.Какие кинофильмы тебе нравятся? фантастика-10, Комедии-9, боевики-9, , исторические-4, документальные-4, приключения-2, мелодрама-2 3. Какие качества тебе нравятся в героях кинофильмов? Доброта-18, честность -13 храбрость -9, смелость-9, сила-8, справедливость-5, юмор-5, дружелюбие-2,отвага-1, харизма-1, трудолюбие-1, 4. Смотрят ли родители фильмы вместе с тобой? (да-39, нет-4, иногда-6) 5.Напиши названия кинофильмов, которые тебе нравится смотреть. «Аватар», «Чебурашка»,«Годзилла», «Человек-паук:нет пути домой», «Терминатор», «Форсаж», «Забытое чудо», «Солдатик», «Вышка», «Чук и Гек», «Чернобыль», «Гарри Поттер», «Охотники за привидениями», «Матильда» Вывод: Младшие школьники активно смотрят фильмы, в основном зарубежные. |
16 | Озвучивая данную проблему, нельзя не затронуть вопрос методики проведения киноуроков. |
17-18 | Каждое понятие раскрывается с обязательным соблюдением следующих этапов: 1) просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. 2) обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к киноуроку, раскрывающими авторский замысел содержания, особенности выстраивания воспитательной беседы, позволяющей расставить верные акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. 3) проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике. |
19 | На слайде представлена информация о типах социальных практик. |
20 | Следует учитывать, что максимальный воспитательный эффект социальных практик возникает при расширении условий ее реализации, то есть при выходе за пределы школы и получении возможности установления контакта и опыта социального взаимодействия в различных условиях |
21 | На основании вышесказанного мы можем сделать вывод: восприятие экранного образа является определяющим фактором восприятия современной информационной среды. Именно поэтому кинообразование и воспитание при помощи киноискусства продолжают быть актуальными для сегодняшней школы. Экран – главный тип восприятия современного ребенка и подростка! |
Цель:Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является КИНОУРОК,
История искусства экрана и экранная культура до сих пор остается нераскрытой для школьников. Они смотрят все меньше отечественных фильмов, привыкают мыслить интернет-роликами. А между тем именно телевидение и экранная культура, формируемая через интернет, сейчас признаны самыми опасными средствами массовой коммуникации. Ученые исследуют влияние фильмов на рост насилия, роль кино и ТВ в пропаганде наркотиков, разрушении национального самосознания… Проблемы и в самом деле сложные, и проистекают они во многом из того, что в данном случае природа экрана двойственна: он может быть проводником как произведений искусства, так и каналом массовой коммуникации, по которому приходят в дом «отравляющие сознание» медиатексты (т.е. тексты, изложенные языком СМИ).
Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Задачи
Сегодня экран является основным источником “быстрой” информации о различных событиях и явлениях. Для школьников кино, телевидение, видео являются незаменимыми источниками дополнительной информации по многим учебным предметам. При этом зачастую авторитетность этих источников информации куда выше, нежели вера в слова родителей или знания официального образования.
Мы зачастую недооцениваем воспитательную роль экрана и экранного творчества, его роль в развитии личности подростка перспективы применения кинообразования в обучении и воспитании, социальной адаптации учащихся. И именно эта область определяет один из самых важных на сегодняшний день экологических аспектов бытия человечества. Экология экранной коммуникации, рассматриваемая в самом широком смысле – экология экранной среды, экранной информации, восприятия и коммуникации, становится фактором, во многом определяющим общественное бытие и человеческое сознание
-
Рассматривая роль экранных искусств в жизни современного школьника, необходимо отметить, что современная экранная коммуникация выступает для подростка не только как источник информации, имеющей образовательное значение, но и как повод для формирования системы взглядов на мир.
Анкета для младших школьников
1.Как тебя зовут?________________________Сколько тебе лет?_____________________
2.Назови несколько своих любимых героев кинофильмов?
Ответь, почему каждый из них тебе нравится?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3.На кого из них ты хотел бы быть похож? Опиши характер этого героя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назови несколько отрицательных киноперсонажей? Ответь, почему ты считаешь каждого из них отрицательными?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, на какого литературного, киногероя ты похож? Опиши характер этого героя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени по шкале от 1 до 5, насколько тебе симпатичен этот персонаж? (1-совсем не нравится, 2 – не очень нравится, 3 – он мне неинтересен. 4 – он мне нравится, 5 – он мне очень нравится)____________________
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности .
6? | В наше время продолжается кризис привычной для предыдущих поколений стабильной системы ценностей. Традиции, идеалы, нормы морали и этики - все подвергается пересмотру. Это время предъявляет особые требования к формированию личности, оно заставляет вырабатывать ответственность и самостоятельность в суждениях, умения ставить себе задачи, творчески разрешать их и адекватно оценивать ситуацию, используя информацию из различных источников. Один из вариантов разрешения этого узла проблем - изучение эстетических аспектов языка средств массовой информации, специфики его функционирования. |