СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Киноурок "Огоньки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Киноурок "Огоньки"»

Смертина Светлана Александровна,

Учитель математики

МОУ «Тоншаевская В(с)Ш»

р.п. Тоншаево, Нижегородской области


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА « ОГОНЬКИ » РЕЖИССЕРА ИВАНА СОНИНА


Цель: формирование у обучающихся ценностной ориентации, стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

Задачи:

  • познакомить с творчеством Ивана Сонина,

  • учить размышлять над нравственной сутью поступка, работать с информацией, учить отстаивать свою точку зрения,

  • дать почувствовать участникам занятия, что добро – это радость для окружающих и самого себя, что добро откликается добром,

  • воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Оборудование: мультимедийная установка, доска, таблички «доброта», «одиночество», «забота», « семейные ценности».


  1. Вступительная часть.

Здравствуйте. Сегодня мы с вами посмотрим короткометражный фильм «Огоньки» из цикла «Иваны, помнящие родство». Иван Соснин (ему в 2020 году исполнилось 30 лет) написал сценарий, является режиссером – постановщиком и оператором этой серии фильмов. Это 4 серия из цикла "Иваны, помнящие родство". Киноальманах состоит из 5 новелл "Гудбай, Америка!", "Голос моря", "Интервью", "Огоньки" и "Москва-Владивосток".

Фильм, о котором пойдёт речь, снят в ноябре 2018 года всего за три дня.

  1. Мотивация.

Не смотря на то, что лента «Огоньки» пропитана духом новогодней сказки, она поднимает ряд жизненных проблем, а каких….. Об этом поговорим после просмотра.

  1. Основная часть.

3.1. Просмотр фильма (16 мин).

3.2. Судя, по вашим глазам, фильм понравился?

- Итак, какие проблемы поднимает автор в этом коротком фильме?

(Проблему взаимоотношений поколений, проблему добра, проблему заботы о близких, проблему одиночества, и семейных ценностей).

На доске вывешиваем таблички с проблемами.

Почему вы так считаете? Начнём с проблемы одиночества.

(В фильме мы видим, что все трое: и Стёпа, и мама, и Иван Петрович одиноки по – своему: Стёпа после школы, придя домой, видит маму, которая суетится на кухне, их общение сводится до формальных фраз, так как у неё, видимо, не хватает времени на более тёплые отношения. Иван Петрович живёт один на чердаке. В финале картины семья воссоединяется. Мама прощает своего отца).

Проблема взаимоотношения поколений и семейных ценностей.

(В новелле показано, как складываются и меняются отношения друг к другу представителей трёх поколений: сын, мама, дедушка.)

Проблема заботы о близких.

( Видим, что мама, хоть ей и некогда, заботиться о сыне. Она старается приготовить ему еду, беспокоится, почему его долго не было дома. Мальчик Стёпа познакомившись с Иваном Петровичем, носит ему еду, пытается найти ему работу, заинтересовывается фотографией девочки, которую находит у нового знакомого, разыскивает её, чтоб помочь встретиться, решив, что это очень дорогой человек для Ивана Петровича, раз он фотографию хранит. А Иван Петрович проявляет заботу по отношению к юному другу – подтягивает его по русскому языку).

Проблема добра.

Линия добра, на мой взгляд,– самая главная линия этого фильма. Вот один из комментариев к нему из интернета: «Огоньки» оставят тёплое послевкусие, желание позвонить близким и обнять детей. Забыть дрязги и недопонимания. Просто быть рядом. Жизнь одна. И родители тоже.

А как думаете вы?

( Несомненно, фильм учит совершать добрые поступки. Мальчик, после короткой встречи стал носить еду малознакомому мужчине, искать работу, да и просто общаться с уважением и теплотой, проявляя тем самым заботу и доброту. Иван Петрович ему ответил тоже теплотой и добром. Они привязались друг к другу).

Говоря о проблеме заботы в этом фильме и о проблеме добра, вы приводили очень схожие доводы. Как вы думаете, почему?

(Потому что это похожие и взаимосвязанные понятия).

А что такое добро? Вот несколько определений этого слова (можно вывести слайд на экран):

Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (то есть означало результат действия блага, в противовес результату действия зла)

Добро - То, что хорошо, полезно, приятно. 

Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.

Обсуждение данных определений.

(Добрые поступки совершают «от души», «от чистого сердца», бескорыстно. Добрые деяния должны приносить пользу тому, для кого они совершаются).

Как вы думаете, почему первоначально, картину планировали назвать «Карлсон»? (Швецарские обладатели авторских прав были против этого названия).

(Смысл фильма и сказки про Карлсона А.Линдгрен очень схожи, практически идея одна: доброта, отзывчивость, взаимопомощь).

А почему назвали «Огоньки»?

(Предновогодняя пора, кругом гирлянды, предчувствие праздника и чуда. Стёпа своей заботой, добротой зажигает огонёк в душе Ивана Петровича и своей мамы. Сами герои фильма, как отдельные огоньки, впоследствии соединяющиеся в праздничную гирлянду).

Вот что о названии фильма сказал его автор Иван Сонин в интервью:

«– Фоном к действию звучит композиция Ляписа Трубецкого «Огоньки». Почему выбрали эту песню?

– Тут дело не в исполнителе, а в идее. Для каждого фильма из цикла в качестве сопровождения мы используем композицию из русского рока. Так вышло, что про Новый год песен не так уж много, а те, что были, нам не подходили. «Огоньки» приглянулись нам динамикой, ритмом, они задавали нужное настроение – и серьёзное, и сказочное одновременно. На чердаке мы также планировали развесить огоньки. Кроме того, сам мальчик в фильме выступает огоньком надежды для бездомного. В душах людей тоже может загореться свет. Нам понравилось это множество смыслов. Поэтому композиция – ещё один повод для зрителей поразмышлять.»

  1. Обратная связь.

Что вы взяли для себя, посмотрев фильм «Огоньки»?

(Надо стараться быть отзывчивым, совершать добрые поступки, потому что добро всегда порождает добро. Главное правило межличностного общения: относись к окружающим так, как хотел бы, чтоб относились к тебе).

  1. Заключительная часть

Большое спасибо за работу на занятии, надеюсь, вы не только сделали для себя выводы, но и получили удовольствие. Рекомендую посмотреть фильмы из цикла «Иваны, помнящие родство», они короткометражные, не займут много времени.

А закончить мне бы хотелось стихотворением:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого - то беда. Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому - то, кому - то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

- Спасибо. До новых встреч.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!