СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислоты. Технологическая карта урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку по теме: Кислоты

Просмотр содержимого документа
«Кислоты. Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2018.

Цель: усвоение знаний, обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи:

образовательные:

  • обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

  • обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;

  • обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;

  • обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.

воспитательные:

создать условия для:

  • воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

  • воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

  • воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

  • воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

  • воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

  • воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

  • воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

  • воспитания умения управлять собой, своим поведением.

развивающие:

создать условия для:

  • развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

  • развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

  • развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);

  • развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

  • развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие “кислота”, форрмулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Условия обеспечения учебной деятельности:

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.

Материально-техническое обеспечение:

  • планшеты, презентация PowerPoint.

  • дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

  • карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков

  • таблицы “Окраска индикаторов в кислой среде”;

  • презентация PowerPoint дидактическая игра по теме “Кислоты”

  • анкеты (для рефлексии).





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация и коррекция опорных знаний и умений учащихся

Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа “Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле” - Аристотель.

Презентация.

(Слайд 1) Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам “Оксиды. Основания. Правила техники безопасности при работе со щелочами”

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ. Вещества окружают нас повсюду, с использованием веществ связано прогрессивное развитие человечества. “Всё мы связываем с химической наукой: дальнейший прогресс окружающего нас мира, новые методы преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии” (Н.Н. Семенов-советский физико-химик, один из основоположников химической физики.).(Слайд №2)

 

 

Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним:

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?

Какие соединения химических элементов мы изучили? (Слайд №3)

(Слайд 4. Загадки.)

 

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов:

  • оксиды,

  • основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований.

Разгадывают.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:

1 задание(Приложение 1)

 

 

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов

Выбирают: оксиды, основания. Вещества оставшиеся – неизвестны.

 

3

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает пословицу : “Как поработаешь, так и полопаешь”. Для вас я приготовила угощения (на подносе канапе из разных фруктов)

“Угощенья не спроста
На вкус все кислое слегка -
Лимончик, киви, апельсин
И яблочко и мандарин.
Знаешь ты, и знаю я, 
Знают даже бегемоты -
Содержат вкусности-

 

 

 

 

Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? Слайды 5, 6

Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот)

 

4

Восприятие нового материала

Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание: Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания

Определяют состав вещества:

Н n(КО) m (слайд 7) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

3 задание: Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Составьте схемы классификации кислот.

Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации кислот со схемами (Слайда 8,9,10)

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. (Приложение №2)

Учитель демонстрирует видеофрагмент “Действие кислот на индикаторы”

Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот (Слайд 11) Раздает детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Приложение №3)

Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 12)

 

 

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.

Кислоты в природе и в жизни человека (Слайд 13,14,15)

Делают вывод: независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам

5

Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного.

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. (Слайд16)

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков,

1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. (Приложение №4 (презентация))

Индивидуальная работа обучающихся: (дидактическая игра)

1. Соотнесение формул и названий кислот;

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

6

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5):

1. На уроке я работал(а):

  • активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

  • доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

  • коротким / длинным

4. За урок я: не устал(а) / устал(а)

5. Мое настроение:

  • стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был:

  • понятен/ не понятен

  • полезен/ бесполезен

  • интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

  • легким/ трудным

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!