воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация и коррекция опорных знаний и умений учащихся | Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа “Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле” - Аристотель. Презентация. (Слайд 1) Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам “Оксиды. Основания. Правила техники безопасности при работе со щелочами” Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ. Вещества окружают нас повсюду, с использованием веществ связано прогрессивное развитие человечества. “Всё мы связываем с химической наукой: дальнейший прогресс окружающего нас мира, новые методы преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии” (Н.Н. Семенов-советский физико-химик, один из основоположников химической физики.).(Слайд №2) | | |
Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (Слайд №3) (Слайд 4. Загадки.) | Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: Дают определения оксидов, оснований. Разгадывают. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1 задание(Приложение 1) | | |
Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов | Выбирают: оксиды, основания. Вещества оставшиеся – неизвестны. | |
3 | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает пословицу : “Как поработаешь, так и полопаешь”. Для вас я приготовила угощения (на подносе канапе из разных фруктов) “Угощенья не спроста На вкус все кислое слегка - Лимончик, киви, апельсин И яблочко и мандарин. Знаешь ты, и знаю я, Знают даже бегемоты - Содержат вкусности- | Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? Слайды 5, 6 | Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот) | |
4 | Восприятие нового материала | Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание: Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания | Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 7) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
3 задание: Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Составьте схемы классификации кислот. | Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации кислот со схемами (Слайда 8,9,10) |
Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. (Приложение №2) Учитель демонстрирует видеофрагмент “Действие кислот на индикаторы” Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот (Слайд 11) Раздает детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями) ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Приложение №3) Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 12) | Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. |
Кислоты в природе и в жизни человека (Слайд 13,14,15) | Делают вывод: независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам |
5 | Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного. | Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. (Слайд16) | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. |
Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. (Приложение №4 (презентация)) | Индивидуальная работа обучающихся: (дидактическая игра) 1. Соотнесение формул и названий кислот; Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. |
6 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5): 1. На уроке я работал(а): 2. Своей работой на уроке я: 3. Урок для меня показался: 4. За урок я: не устал(а) / устал(а) 5. Мое настроение: 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен 7. Домашнее задание мне кажется: | Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |