СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кл.час Гостевой этикет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кл.час Гостевой этикет»

МБОУ Балаганская СОШ №2

План классного часа

Классный руководитель – Орлова Валентина Ивановна.

Класс - 5

Тема: «Гостевой этикет».

Форма проведения – конкурсная программа, групповая работа

Цель: Развить у учащихся понятие о «гостевом этикете», «телефонном этикете», усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Задачи:

  1. Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

  2. Рассмотреть устойчивые формы общения между людьми, показать роль вежливости в общении.

  3. Развивать умение анализировать свои поступки, поведение других людей и делать выводы;

Оборудование: бланки «Памятка воспитанного человека», карточки - задания для каждой группы, карточки подарков, коробка с подарком, ромашка с лепестками, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия

Учитель. Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Варианты ответов детей) (слайд1)

Очень приятно встречать разные праздники в кругу родных и друзей. Собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сём - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Конкурс «Приглашение в гости» (слайд2)

Учитель: В гости мы все с вами ходим и приглашаем гостей к себе. А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Сейчас мы проведем конкурс «Приглашение в гости». Каждая группа получает задание, которое нужно обыграть и ответить на вопросы. На подготовку дается 5 минут, выступление 3 минуты.



Ситуация 1.

Таня придя из школы решила посмотреть свой любимый фильм. Вдруг раздается громкий стук в дверь. «Кто бы это мог быть? Я никого не жду» - подумала она. Стук не прекращался. Открыв дверь, Таня увидела свою одноклассницу. «Привет» - закричала она с порога – «А я к тебе в гости»! Тане хотелось посмотреть фильм, и надо было развлекать гостью. Общение не принесло радости, и время было потеряно зря.

Как и когда нужно приходить в гости? Сколько раз нужно звонить или стучать в дверь? Как вы понимаете поговорку «Нежданный гость хуже татарина».

Ответ:

1. Нельзя приходить в гости без приглашения. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты.

2.Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз.

3. Татаро-монгольское иго оставило неизгладимый след в памяти русский людей. Монголы всегда нападали внезапно, были жестокими. выказывая непомерную гордость, презрение к покоренным народам, жадность, скупость, свирепость и насилие. Так говорят о нежелательном госте, которого не приглашали и не хотят видеть.



Ситуация 1а

Шумная компания одноклассников пришла в гости к Пете. Они сразу разбежались по комнатам, рассматривая все вокруг. Один уселся за компьютер, другой включил магнитофон. Две девочки рассматривали мамину парфюмерию, громко комментируя и считая ее полным отпадом. Можно ли так вести себя в гостях?

Ответ: 1.В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать.

  1. Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.



Ситуация 1б

Оля пригласила свою подругу в гости. Она пришла во время в 12 часов дня. Девочки посидели, поболтали, побывали в интернете, попили чай, снова поиграли, а подруга все не уходит. Оля устала, подруга ей надоела, но предложить уйти она не решалась. И подруга ушла только, когда родители вернулись с работы в 19 часов вечера. Как долго можно быть в гостях, чтобы не утомить хозяев? Что нужно помнить долго задерживая хозяев?

 Ответ: 1. Не стоит надолго задерживаться в гостях , это утомительно для хозяев и ставит их в неловкое положение.

2.Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение.

Ситуация 1в

Дано стихотворение, обыграйте его и ответьте на вопросы. Можно ли так вести хозяину? Нужно ли развлекать гостей, создавать дружескую атмосферу общения?

 Встаньте с этого дивана, а не то нам будет яма.

Не ходите по ковру, вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать, простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать, у вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать, вы их можете помять.

И не стойте на пути. ах, не лучше ль вам уйти!  

Ответ: 1. Хозяину в обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному. Нужно занять гостей, создать дружескую атмосферу, чтобы всем было интересно. Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит.

Памятка «Вежливого человека» (слайд 3).

Конкурс «Подарки» (слайд4)

Учитель: У каждой группы на столе лежит реквизит и бланк с заданием. На подготовку 5 минут, выступление 3 минуты.

Задание2

Реквизит: карточки с названием подарков. Букет цветов, шоколадка, цветок в горшке, духи, помада, блокнот, набор фломастеров, полотенце, кружка, брелок для ключей, коробка конфет,

Что можно подарить однокласснице, однокласснику на день рождение, учительнице на праздник? Выберите несколько подарков для каждого из предложенных вам и объясните, почему вы выбрали их.

Задание2а

Кому можно дарить цветы? Можно ли дарить один цветок? Можно ли дарить цветы в горшке? Как дарят упакованные букеты?

Ответ: 1. Цветы обычно дарят женщинам, девушкам. Дарить один цветок можно, если он объемный, красивый. Полевые цветы по одному не дарят.

2. Дарить цветы в горшках можно, если вам точно известно, что адресат их очень любит и не против получить их в подарок. Потрудитесь узнать, какой сорт цветов он предпочитает, и тогда вы не ошибетесь. Вместе с цветами в горшках можно преподнести справочник по цветоводству.

3. Если, придя в гости, на торжество, вы вручаете цветы в прихожей, можно передать их в упаковке, если же вы с цветами входите в комнату, то снимите бумагу и преподнесите букет без нее. Однако говорить об упаковке можно лишь тогда, когда она эстетична и гармонирует с самим букетом. Не забудьте, что подают букет цветками вверх, а не наоборот.



Задание 2б

Перед вами упаковка с подарком. Обыграйте разные ситуации дарения подарка. Подарок преподнесен при входе, поставлен незаметно на подоконник, отдан товарищу, чтобы он подарил, преподнесен за столом. Могут быть другие варианты. Объясните, как правильно нужно дарить подарок, чтобы было приятно и вам и виновнику торжества.

Задание 2в

Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку Корнея Ивановича Чуковского «Муха-цокотуха»:
Приходили к мухе блошки
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него? Обыграйте данную ситуацию, обсудите все три варианта.
(выходят три Девочки и каждая «обыгрывает» свои слова)
Муха (1): Вот спасибо! Ай да блошки!
Что за чудные сапожки!
Буду век я их носить
И подруг благодарить!

Муха (2): У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Эти я отдам сестре,
Что живёт на той горе.
Муха (3): Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
О, какое будет горе,
Если мне они не впору…

Памятка «Вежливого человека» (слайд5)

  1. Не прилично приходить в гости на дни рождения, различные торжества без подарка.

  2. Выбирая подарок нужно знать, что бы хотелось виновнику торжества получить. Нельзя дарить вещи ненужные вам, которые завалялись за ненадобностью у вас дома.

  3. Подарок должен быть оформлен красиво и преподнесен в торжественной обстановке.

  4. Принимая подарок нужно обязательно поблагодарить дарившего его.


Викторина «Телефонный этикет» (слайд 6,7,8)

  1. Кто при разговоре по телефону здоровается первым?

(позвонивший, представившись)
2. Можно ли звонить по телефону и говорить тому, кто снял трубку тоном приказа: «Мишу!»

(Нельзя! Во-первых, сначала нужно поздороваться и представиться. Во-вторых, не забудь: ты рассчитываешь, что тебе окажут услугу — позовут к телефону твоего друга. Значит, об этом нужно вежливо попросить. И обязательно поблагодарить за ответ, даже если твоего друга не оказалось дома, и попрощаться).

  1. Можно ли начинать телефонный разговор с вопроса: «А кто это?»

(Никто не обязан тебе представляться — это ты звонишь и беспокоишь людей).

  1. Какое специальное слово мы используем поднимая телефонную трубку или включая телефон?

(«Алло» — специальное телефонное слово. Вместо него можно также использовать короткое «да» или «слушаю». Манера разговора по телефону всегда несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа).

  1. Можно ли звонить по телефону часто и в любое время суток?

( Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека).

  1. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни?

(в будни – 8.00 – 10.00, в выходные и праздничные дни – 9.00 – 11.00)

  1. Можно ли обращаться к незнакомому человеку на «ты»?

(Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если тебе показалось, что ответил ребёнок, — твоё впечатление может быть ошибочным).

  1. Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить?

(позвонивший)

  1. Можно ли долго разговаривать по телефону в общественных местах?

( Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах, это мешает другим людям).

  1. Почему в школе требуют отключение телефона?

( Чтобы не отвлекать учеников от учебы.) ( слайд 9)


Конкурс «Цветок вежливости». (слайд 10, 11 )

Речевой этикет – это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Вежливость – это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано:

Прощание. Извинение. Просьба. Благодарность

Каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях».

Варианты ответов могут быть разными, нужно выделить основные.

Прощание – до свидание, до скорой встречи, пока,

Извинение – простите пожалуйста, извините меня, я не хотел вас обидеть,

Просьба – дайте пожалуйста, помогите мне пожалуйста

Благодарность – спасибо большое, я вам так благодарна (ен), я очень рада.

Учитель: Вот и закончилась наша конкурсная программа по стране Этикета. Мы рассмотрели с вами школьный этикет, как приветствовать друг друга, как одеваться, собираясь в школу или в гости. Как вести себя в гостях, какие дарить подарки и как правильно вести телефонный разговор. Но это только маленькая часть воспитанного человека. Правила хорошего тона - это определенные навыки поведения. Манера поведения - устоявшаяся привычка себя вести, т.е. навык правил хорошего тона, переходит в привычку. Сейчас вы получили памятку «Воспитанного человека». Мне бы хотелось, чтобы вы почаще заглядывали в нее, чтобы окружающие люди видели в вас воспитанного человека. ( слайд 12)

Задания группам

Группа1

Конкурс «Приглашение в гости» Ситуация 1.

Таня, придя из школы, решила посмотреть свой любимый фильм. Вдруг раздается громкий стук в дверь. «Кто бы это мог быть? Я никого не жду» - подумала она. Стук не прекращался. Открыв дверь, Таня увидела свою одноклассницу. «Привет» - закричала она с порога – «А я к тебе в гости»! Тане хотелось посмотреть фильм, и надо было развлекать гостью. Общение не принесло радости, и время было потеряно зря.

Как и когда нужно приходить в гости? Сколько раз нужно звонить или стучать в дверь? Как вы понимаете поговорку «Нежданный гость хуже татарина».

Конкурс «Подарки» Задание2

Перед вами лежат карточки с названием подарка. Что можно подарить однокласснице, однокласснику на день рождение, учительнице на праздник? Выберите несколько подарков для каждого из предложенных вам и объясните, почему вы выбрали их.



Группа 2

Конкурс «Приглашение в гости». Ситуация 1а

Шумная компания одноклассников пришла в гости к Пете. Они сразу разбежались по комнатам, рассматривая все вокруг. Один уселся за компьютер, другой включил магнитофон. Две девочки рассматривали мамину парфюмерию, громко комментируя и считая ее полным отпадом. Можно ли так вести себя в гостях?

Конкурс «Подарки» Задание2а

Кому можно дарить цветы? Можно ли дарить один цветок? Можно ли дарить цветы в горшке? Как дарят упакованные букеты?

Группа 3.

Конкурс «Приглашение в гости». Ситуация 1б

Оля пригласила свою подругу в гости. Она пришла во время в 12 часов дня. Девочки посидели, поболтали, побывали в интернете, попили чай, снова поиграли, а подруга все не уходит. Оля устала, подруга ей надоела, но предложить уйти она не решалась. И подруга ушла только, когда родители вернулись с работы в 19 часов вечера. Как долго можно быть в гостях, чтобы не утомить хозяев? Что нужно помнить, долго задерживая хозяев?



Конкурс «Подарки» Задание 2б

Перед вами упаковка с подарком. Обыграйте разные ситуации дарения подарка. Подарок преподнесен при входе, поставлен незаметно на подоконник, отдан товарищу, чтобы он подарил, преподнесен за столом. Могут быть другие варианты. Объясните, как правильно нужно дарить подарок, чтобы было приятно и вам и виновнику торжества.

Группа 4

Конкурс «Приглашение в гости». Ситуация 1в

Дано стихотворение, обыграйте его и ответьте на вопросы. Можно ли так вести хозяину? Нужно ли развлекать гостей, создавать дружескую атмосферу общения?

 Встаньте с этого дивана, а не то нам будет яма.

Не ходите по ковру, вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать, простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать, у вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать, вы их можете помять.

И не стойте на пути. ах, не лучше ль вам уйти!  

Конкурс «Подарки» Задание 2в

Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку Корнея Ивановича Чуковского «Муха-цокотуха»:
Приходили к мухе блошки
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него? Обыграйте данную ситуацию, обсудите все три варианта.
(выходят три девочки и каждая «обыгрывает» свои слова)
Муха (1): Вот спасибо! Ай да блошки!
Что за чудные сапожки!
Буду век я их носить
И подруг благодарить!

Муха (2): У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Эти я отдам сестре,
Что живёт на той горе.
Муха (3): Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
О, какое будет горе,
Если мне они не впору…



Памятка «Вежливого человека»

1. Нельзя приходить в гости без приглашения. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты.

2.Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз.

3. В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать.

4. Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.

5. Не стоит надолго задерживаться в гостях , это утомительно для хозяев и ставит их в неловкое положение..

6. Хозяину в обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному. Нужно занять гостей, создать дружескую атмосферу, чтобы всем было интересно. Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит.

7. Не прилично приходить в гости на дни рождения, различные торжества без подарка.

8. Выбирая подарок нужно знать, что бы хотелось виновнику торжества получить. Нельзя дарить вещи ненужные вам, которые завалялись за ненадобностью у вас дома.

9. Подарок должен быть оформлен красиво и преподнесен в торжественной обстановке.

10. Принимая подарок нужно обязательно поблагодарить дарившего его.

11.При телефонном разговоре первым здоровается позвонивший, представившись.

12.Нельзя начинать телефонный разговор со слов «А кто то?» Представляться должен ты.

13.Не следует звонить по телефону часто, и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

14.Звонить по телефону можно в будни с 8.00 до 10.00, в выходные и праздничные дни с 9.00 до 11.00.

15.Нельзя обращаться к незнакомому человеку на «ты»?

16.Если при разговоре неожиданно прервалась связь перезвонить должен позвонивший.

17.Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах, это мешает другим людям. В школе телефон должен быть отключен, чтобы не отвлекать учеников от учебы.









карточки с названием подарков. Могут быть другие варианты.

Букет цветов шоколадка

цветок в горшке духи

помада блокнот

набор фломастеров полотенце

кружка брелок для ключей

коробка конфет



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!