СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кл.час "Вежливость на каждый день"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кл.час "Вежливость на каждый день"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»











Классный час

«Будь вежлив каждый день!»





Составитель: Лешукова Любовь Анатольевна

Классный руководитель 6А класса














г.Куртамыш

Аннотация: Данный классный час является частью системы классных часов по нравственному воспитанию учащихся. Занятие проходит в организационно-деятельностном режиме. Используются активные формы обучения: чтение стихов, блиц-опрос, работа в микро-группах, инсценирование, создание «Полянки вежливости», тест «Насколько вы конфликтный человек», просмотр ролика «Ералаш».

Цель: помочь учащимся усвоить один из нравственных принципов - вежливость, которым должны руководствоваться все люди.

Задачи:

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;

- дать представление о вежливом общении;

- формировать привычку употреблять слова вежливости;

- учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме, развивать речь учащихся;

- воспитывать привычку соблюдать нормы нравственности при общении с окружающими.

Оборудование: компьютеры, видеофильм из ералаша «День вежливости», презентация, бумага для теста, ручки, лепестки из бумаги.

Музыкальное сопровождение: Песня о доброте.


Ход классного часа

Этапы

Содержание

Примечания

1.Организацион-ный момент. Психологичес-кий настрой.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята!

 - Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном.

А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.

Слайд 1.


Музыка.


Слайд 2.


2. Просмотр ролика «Ералаш»

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Слайд 3.

Просмотр Ералаша

- Как вели себя дети в школе?

- Какие слова употребляли в своей речи?

- О каком дне говорится в фильме?


Обсуждение ситуации

3. Мотивация


- Как вы считаете, а нужен ли нам этот разговор, ведь к теме вежливости мы обращались не раз? О чем бы вам хотелось сегодня поговорить, на какие вопросы найти ответы?..

- Сегодня мы вспомним, что такое вежливость, в чем она проявляется. Рассмотрим разные жизненные ситуации, с которыми часто сталкиваемся и пути выхода из них. А также проверим, а насколько каждый из вас вежлив, для этого вам будет предложен тест.

- Чтобы говорить о вежливости, мы должны вспомнить, что же за качество «вежливость», и можем ли мы себя назвать вежливыми. Для этого задумаемся над вопросом:


4. Беседа.

- Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?

- Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

- Конечно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется,
И остаётся с человеком навсегда.










Прошу прочитать со

5. Сообщение темы классного часа.

- Итак, кто назовёт тему нашего классного часа.

«Будь вежлив каждый день!».

Наша задача: выяснить, что такое вежливость, какого человека можно назвать вежливым, и каких правил надо придерживаться, чтобы быть вежливым.


Слайд 4.

6. Историческая справка (исследование).


- Что же такое «Вежливость» и когда появилось это понятие?

До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Толковый словарь даёт такое определение вежливости:

Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Слайд 5 – 7. Приложение 4.


7. Составление «Дерева вежливости».





































































Практикум


- Какого человека называют вежливым?

- Какие слова обязательно должны быть в речи вежливого человека?

- Давайте составим с вами собственную схему вежливости в процессе блиц-опроса.

или

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

- Какие ещё вежливые слова вы знаете?

- Как надо произносить вежливые слова? (с уважением к человеку)

Практикум

Вставьте подходящие по смыслу слова.

«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей:«Садитесь ». Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: «... ». Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: «………………………………»

1-е правило: При общении всегда необходимо говорить друг другу вежливые слова. Слова приветствия, слова благодарности и т.д.

Слова: «До свиданья!»,                                

«Спасибо», «Простите»,                            

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -          

Щедро дарите!                                            

Дарите прохожим,                                      

Друзьям и знакомым.                                  

В троллейбусе, в парке,                                                        

В школе и дома.  

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух                                                                                  Нужны.

Без них невозможно

На свете                                         

прожить

Слова эти надо

С улыбкой дариmь.     

                               

Слайд 8.


















































Слайд 9.












Слайд 10.


Слайд 11.

Стихотворение

читает подготовленный ученик


8. Конкурс пословиц.







Работа в мини-группах.

или конкурс «Собери пословицы» (напечатать заготовки)

Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает традиционные праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. При любом общении нужны правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах, например:

«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»,

«Потчевать потчуй, а неволить не неволь».


- Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета. (Ответы учащихся).


Звучит музыка, учащиеся работают.

«Умей в гости звать, … умей и встречать»

«Где рады, там не учащай,… а где не рады, век не бывай»

«К обедне ходят по звону, … а к обеду по зову»

«В гости ходить – … надо и к себе водить»

«Приехал – не здоровался, … уехал – не простился» - говорили о невежливом госте.

«У него гостят четыре угла, … он сам себе рад» - обсуждали негостеприимного человека.













Слайд 12








9. Конкурс «Знатоков этикета»

- Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета?

Итак, задачи не на сложенье. Задачи на правила уважения!

1. Мама велела прийти домой в 2 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? (Здравствуйте, скажите, пожалуйста, который час).

2. Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать? (Бабушка, садитесь, пожалуйста).

3. «Приходит утром Коля в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Коля, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал».

- Какую ошибку допустил Коля? (нужно поздороваться с учителями, перебивать старших нельзя).

4. Шёл Вася домой из школы. Видит - по улице слепой человек идёт и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Вася и пошёл своей дорогой.

- Как бы вы поступили на его месте? (Помогли перейти улицу)

5. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (младший)

   6. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомцем? (да)

    7. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

   8. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )

   9. Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

10. Вы выходите из класса, а учитель входит в класс. Кто должен уступить дорогу? (нужно сначала выпустить всех из класса, а потом входить, но из вежливости вы можете дать дорогу учителю)


      Учитель: Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибётесь.

      Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым.

      Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).


      Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе.

Я начну – а вы продолжайте:

* Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

* Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..

* Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….



- Давайте познакомьтесь с мальчиком, вежлив ли он?

(Учащиеся показывают инсценировку стихотворения. Актёры: автор, мальчик с цветком, девочка, бабка, 2 малыша).

«Хорошее настроение».

(Г. Граубин)

Автор: Шел по улице парнишка

Не спеша,

И тужурка нараспашку,

И душа.

Подарил плаксивой девочке

Цветок -

Залилась веселым смехом,

Как звонок.

До подъезда

Сумку бабкину донес -

Бабка строгая

Растрогалась до слез.

Позабавил двух сердитых

Малышей -

Растянулись рты мальчишьи

До ушей.

А мальчишка шел все так же

Не спеша,

И тужурка нараспашку,

И душа…

- Можно ли этого мальчика назвать вежливым? Хотели ли вы, чтобы этот мальчик был вашим другом, почему?

2-е правило: Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно. Не доставляй своим поведением неудобство другим людям.

Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак. 


Ежели вы вежливы 
И к совести не глухи 
Вы место без протеста 
Уступите старухе. 
И ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем 
Трещать, как две сороки 
И ежели вы вежливы 
То в разговоре с тетей 
И с дедушкой, и с бабушкой 
Вы их не перебьёте. 
И ежели вы вежливы 
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея

Ежели вы вежливы. 
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду. 
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких 
Без спросу не берите!

Слайд 13






















































































































Слайд 14.




Читает ученик

10. Тест

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.


Тест «Насколько вы конфликтный человек»

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) не принимаю участия;

Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

     В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете вы где-нибудь с критикой старших?

   А) нет;

   Б) только, если имею для этого веские основания;

   В) критикую всегда и по любому поводу;

3.  Часто ли вы спорите с друзьями?

         А) только в шутку или если они люди необидчивые;

         Б) лишь по принципиальным вопросам;

         В) споры – моя  стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

         А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

         Б) делаю замечание – пытаюсь научить хулигана хорошим манерам;

         В) прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.

5. Дома  на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

         А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

         Б) молча возьму солонку;

         В) не удержусь от  едких замечаний или откажусь от еды вовсе.

6. В транспорте вам наступили на ногу:

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь грубо не стесняясь.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

         А) промолчу;

         Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

         В) выскажу все, что я об этом думаю.

8.  Не повезло: вы проиграли свои сбережения. Как вы к этому отнесетесь:

         А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

         Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

         В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить.


БАЛЛЫ:

«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

12-20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьём. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!


Поэтому, третье правило в нашем «Своде правил воспитанного человека»:

3-е правило: Старайся избегать конфликтов и ссор. Не спорь по пустякам, научись уступать другим.


«Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя. //Вл. Солоухина














































































Слайд № 15




Читает подготовленный ученик

11. Слово о доброте

- Вежливость – это качество, которое неразделимо с добротой. А как вы понимаете, что такое доброта?

(Высказывания детей, обобщение учителя)

Учитель: А вот какое определение я прочитала в толковом словаре:

Доброта – это стремление человека

сделать счастливыми других людей.

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель: А какие поступки вы считаете добрыми? (Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Добрый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом).

- А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Подумайте над этим вопросом.

В нашем «Своде правил воспитанного человека» появляется…


4-е правило: Дари добро людям!


- Перед каждым из вас волшебный цветок.

Сегодня, в течение дня, вы постараетесь сделать доброе дело кому-нибудь в школе, от которого вам и окружающим вас людям станет радостно. Напишите о нём на этом волшебном цветке.


Зачитывать мы их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как английская пословица гласит: «Кто добр поистине, добро творит в молчании».

- В конце дня вы свой цветок прикрепите на эту будущую цветочную полянку. Расцветёт ли наша полянка добром и вежливостью? Так мы с вами подведём итоги наших добрых дел.


Слайд 16


















Слайд 17














Слайд 18












Слайд 19







12. Итог

Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Мы сегодня вывели 4 важных правила вежливости и доброты на каждый день, на самом деле их гораздо больше. Но давайте хорошо усвоим эти и будем им всегда следовать. А наш разговор мне хочется закончить стихотворением Расула Гамзатова «Берегите друзей».

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу,
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.



























14. Рефлексия


Закончи предложение:

  • Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

  • Нам был нужен этот классный час …

  • Я хочу похвалить одноклассников …

  • Я хочу похвалить учителя …

  • Я думаю, что я вежлив, потому что …

  • Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

Учитель: Всего вам доброго! И пусть составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.


Одним словом, БУДЬ ВЕЖЛИВ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!


Слайд 20


















Слайд 21



Список использованной литературы

  1. Гамзатов Р. Стихи. Избранное. М: Некс Медиа, 2012

  1. В.А.Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.

  2. Солоухин В. А.  Дары природы . Л. В. Гарибова, А. Д. Турова и др / Сост. С. Л. Ошанин. — М.: Экономика, 1984.

  3. Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.

  4. Настольный .календарь .2003.г. .Москва .«Издательство детской. литературы.»

  5. И..Н.. Горелов, В.Ф. Житников. Умеете .ли .вы общаться? Книга .для. учащихся.. Москва. «Просвещение» .2004.г


Интернет - ресурсы


  • http://alfaday.net/clipart/png-psd-on-transparent-background/298269-klipart-v-png-na-prozrachnom-fone-raznocvetnye-zavitushki.html

  • http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony_torzhestvennye/277-1-0-15388

  • http://fotohost.kz/image/VpY

  • http://www.xxlbook.ru/offerlab154620.aspx

  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/179173/30/

  • http://blog.kp.ru/users/4065263/post272312167/

  • http://900igr.net/fotografii/religii-i-etika/Pravila-vezhlivosti/002-Davajte-budem-vezhlivymi.html

  • http://mamyideti.com/stihi-o-vezhlivosti-dlya-detej-kak-instrument-vospitaniya.html

  • http://ladystation.net/otnosheniya/2991-vzaimootnosheniya.-vezhlivost.html

  • http://www.zerkalo.az/2012/12/05/

  • http://rove.biz/index.php/papa/title-58320

  • http://www.proshkolu.ru/user/tamara291058/blog/125735/

  • http://www.proshkolu.ru/user/tamara291058/blog/125735/

Приложение 1.

Советы на память

Для тебя, друг, я составил

десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1. Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

2. Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3. Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

4. Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

5. В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

6. Ты труд другого уважай,

Сам насорил — сам убирай!

7. Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

8. Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

9. Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби.

10. Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

Приложение 2.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или ПОЗВОНИТЬ.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

б. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?



Приложение 3.

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? (Пожалуйста.)

б. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим-сим, открой дверь»)

7. В сказке писателя В. Катаева дудочка и кувшинчик волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? (дудочка, играй!’)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»)



Приложение 4.

Исследование «Из истории слов»

«Спасибо». Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

— Спаси Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят… Мама попросила дочку вымыть за собой посуду. Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том, и принялась перемывать заново.

- Да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»



«Благодарю». Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?

— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!