СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кладовая солнца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Кладовая солнца"»

Технологическая карта урока литературы



Учитель: Щербакова Татьяна Владимировна

Класс: 6

Тема урока:  М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Тип урока: урок – исследование

Цели урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные(обучающие): выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающие: формирование/ развитие функциональной грамотности (найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать содержательные элементы текста, осмысливать и оценивать информацию текста), развивать навыки самостоятельной работы, творческой познавательной активности учащихся.

Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие, упорство в достижении цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.



Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.



Планируемые результаты*:

Личностные (ПР-Л): формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение к ее богатствам, стремление к воссозданию ее ресурсов, воспитание любви к литературе посредством обращения к художественному тексту, уважение и перенятие ценностей народного жизненного опыта и нравственных основ.

Предметные (ПР-П): умение анализировать литературное прозаическое произведение, определять его принадлежность к определенному жанру (сказка, быль),владение на базовом уровне литературоведческими понятиями(тема,проблема, идея, композиция литературного произведения, внесюжетные элементы), владение понятиями о средствах художественной выразительности(олицетворение, сравнение, метафора, гипербола).Умение вести диалог и полилог, формулировать и доказывать свою точку зрения.

Метапредметные (ПР-М): умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ. Отбор информации, умение взаимодействовать с людьми, высказывать суждения,подтверждая их фактами.

Универсальные учебные действия:

Личностные (УУД-Л): передача личностного восприятия, самоопределение, осознание ценности опыта других людей для собственной жизни, осознание ценности литературы как учебника жизни.

Регулятивные(УУД-Р): восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения формулировать свои мысли, формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации.

Коммуникативные (УУД-К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися и учителем.

Познавательные (УУД-П): самостоятельное формулирование темы урока, соотношение уже усвоенных знаний с теми. Которые неизвестны, развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме, развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям, развитие умения осуществлять поиск необходимой информации. Развитие умения строить простые суждения.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

(На доске - плакат: открытая дверь и солнце.

Звучит пение птиц и музыка леса. Учитель читает стихотворение)

Храм природы – кладовая солнца.

Лес- любви и красоты обитель.

Мир растений тянется к оконцу,

Где царит тепла даритель.

В изумрудном царстве обитают

Птицы, насекомые и звери.

Радуясь, живут они, играя.

Людям открывают жизни двери.





2.Постановка цели и задач урока

- Ребята, что изображено на плакате?

- Солнце и открытая дверь.

- А что, по - вашему мнению, это символизирует?

( дети отвечают)

- Это символизирует дверь в мир природы.

Ребята, давайте войдем в мир природы. Но дверь ее откроется тогда, когда вы отгадаете голоса птиц.

Итак, переводим птичьи голоса.

(Дети переводят голоса птиц)

Вы удачно справились с заданием.Молодцы!

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с произведением М. Пришвина…

- «Кладовая солнца» (говорят дети)

Не только природная кладовая солнца, но и сама книга является настоящей кладовой. Давайте сегодня на уроке разберемся. Пока тему я оставляю открытой. А вам предлагаю записать в тетрадях сегодняшнюю дату, вид работы и тему, как у меня: «Кладовая солнца»

Слушают,

осмысливают содержание текста, отвечают на вопросы

ПР-П, ПР-М















ПР-Л

УУД-П















УУД-П

3,Планирование деятельности

1. Просмотр презентации

(Подготовила презентацию Голомазова Татьяна)

Какая же тема нашего урока?

( « Воспитание зоркости,)

Давайте определим цель нашего урока.

А какие же задачи мы поставим перед собой?

Давайте определим жанр произведения.

(Сказка – быль)



Быль- это…

(Послевоенное время, трудная жизнь сельчан)

Сказка – это…

Найдите доказательства в тексте

2.Викторина

(Подготовила Сим Татьяна)

3.Синквейны («Настя и Митраша»- подготовили Варя и Лена.)- работа в парах

2. Физкультминутка

3. Обобщение и систематизация знаний по тематике, проблематике, идейному содержанию произведения, жанровому своеобразию, композиции.

4. Инсценировка

5. Творческое задание.

6. Домашнее задание.




Размышляют, отвечают на вопросы, планируют свою работу

ПР-Л

УУД-К


Физкультминутка

(Проводит Сим Татьяна)

На зарядке класс шестой.

Ну-ка мы вмахнем рукой

Левой, правой, левой, правой.

И поднимем обе разом.

Руки вытянем вперед,

А потом наоборот.

Повернемся вправо, влево,

Покрутились, повернулись,

На места свои вернулись.

Физминутки вышел срок,

Продолжаем наш урок.

Разминаются, отдыхают




























5.Обобщение и систематизация знаний.

III. Анализ произведения.

Учитель. Каково же было читать «Кладовую солнца»?

Ученик. Сказка оставила сильное впечатление, очень понравились ее герои.

Читать было радостно и трогательно.

Учитель Кто же они, герои пришвинской сказки?

Ученик. Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна, волк, Серый помещик, зайчик.

Учитель Можно ли выделить главных и второстепенных героев?

Ученик. Нет. Участниками событий являются и люди, и растения, и животные.

Учитель. В каких еще жанрах действуют животные?

Ученик. Животные действуют в сказках. Они помогают людям или вредят им. Вот и в этом произведении Пришвина сказка переплетается с былью.

Учитель. Что относится к сказке, а что к были?

Ученик. События, изображаемые писателем, происходят в конкретном месте - городе Переславле-Залесском в годы Великой Отечественной войны. Перед нами панорама жизни сельчан в трудное время. Это быль. К сказочным мотивам относятся мысли и разговоры животных и птиц, помощь зверей детям. Вот почему М.Пришвин определил жанр своего произведения как сказка-быль.

Учитель. Итак, давайте вместе с Настей с Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).

Учитель. В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. Давайте обратимся к IV главе (Ученица читает наизусть отрывок «Ель и сосна»).

Учитель Можно ли ель, сосну, ветер считать живыми существами? Найти в тексте подтверждение.

Ученик. Ель, сосна, ветер - живые существа. Они «впивались» сучьями друг в друга, стонали, выли. Так могут чувствовать только люди.

Учитель. Какое чувство они вызывают у нас?

Ученик. Жалость, сострадание.

Учитель. Каково отношение автора к этим искалеченным существам?

Ученик. Чувства М.М. Пришвина согреты живым участием.

Учитель. Найдите слова в тексте, подтверждающие, что деревья не просто переплелись вместе, а жестоко боролись за жизнь.

Ученик. Автор пишет, что они «насквозь прокололи друг друга».

Учитель. Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши

( Таня Сим читает притчу выразительно)

Ученик. Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин.

Учитель. Найдите и зачитайте другие отрывки, подтверждающие мысль автора.

Станция «Театральная» (работа в парах)

(Ребята инсценируют ссору детей)

Учитель. А теперь давайте вернемся к детям. По какой тропе пошла Настя?

Ученик. Девочка пошла по проторенной дорожке.

Учитель. Как ведет себя девочка на палестинке?

Ученик. Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Она забыла даже о себе. Неожиданно она встретила лося.

Учитель. Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?

Ученик. Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки.

Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно

больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.

Учитель. Что еще окружает Настю?

Ученик. На палестинке был пень, а на нем лежала змея.

Учитель. Давайте сравним Настю и пень.

Ученик. Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим.

Учитель. Есть ли сходство между девочкой и змеей?

Ученик. Да. Они обе ползли.

Учитель. Кто же помогает девочке осознать себя человеком?

Ученик. Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

Учитель. В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Само по себе происшествие вполне реалистично, но то, как оно описывается, похоже на сказку. Это символично. А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша?

По какой тропе он пошел?

Станция « Географическая»

(ученики показывают путь детей по карте) Каким автор рисует Митрашу?

Ученик. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником.

Учитель. Какой эпитет постоянно использует автор, говоря о Митраше?

Ученик. М.Пришвин называет его «маленьким человечком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом.

Учитель. Несколько раз писатель говорит о «тропе человеческой». Это ключевой символ повести. Как нужно понимать этот символ?

Ученик. Есть тропа протоптанная, твердая, по которой ходят все люди, а есть тропа еле заметная, непрочная. Это тропа «открывателей». По ней и пошел Митраша, ведь по такой же тропе шел человек, значит, и он, Митраша, сможет пройти.

Учитель. Кто же спасает Митрашу из Блудова болота?

Ученик. Мальчика спасает Травка.

Учитель. Расскажите об этой собаке (пересказ учащихся).

Учитель. Как ведет себя травка на болоте? Как она различает людей?

Ученик. Увидев тонущего мальчика, Травка остановилась. Хорошая, умная собака никогда сразу не подойдёт к человеку, а остановится, и узнает, друг это или враг. Людей Травка разделила на 2 разряда: Антипыч и враг Антипыча.

Учитель. Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?

Ученик. Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней.

Учитель. Что заметила Травка, всматриваясь в глаза мальчика?

Ученик. Глаза у маленького человечка сначала были тусклые, мертвые, но потом в них загорелся огонек.

Учитель. Какова реакция собаки?

Ученик. Собака подумала: «Скорее всего это Антипыч». Ей в каждом лице виделся весь Антипыч.

Учитель. Почему собака ползет к Митраше с остановками?

Ученик. Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,

подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

Учитель. М.Пришвин описывает удивительно тонко внутренние переживания собаки. Он не знает, конечно, как думала Травка, но догадывается.

Учитель. Какое сравнение приводит автор, пытаясь догадаться, о чем думает Травка?

Ученик. Травка смотрит на человека, как в заводь ручья, где, «как в зеркале», виден весь человек.

Учитель. Почему «как в зеркале»?

Ученик. Зеркало всегда отражает.

Учитель. Какое сравнение важнее: зеркало или заводь?

Ученик. Заводь, ведь это живая природа.

Станция» Театральная»

(Ребята инсценируют беседу геологов и Антипыча)

Учитель. Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?

Ученик. Природа - это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и душа Антипыча.

Учитель. А как собака ведет себя с Настей?

Ученик. Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в щеку. Почуяв хлеб, не позволила себе докопаться до него, подняла голову и завыла.

Учитель. Для Травки беда человеческая - ее собственная беда. И, хотя она голодна, не бросается на хлеб, а пытается утешить Настю и плачет (воет) вместе с девочкой. Какой смысл вкладывает писатель во фразу: «Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»? Что это значит?

Ученик. Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и заберет добычу.

Учитель. Этот эпизод помогает нам понять, что природа учит людей мудрости и благородству. В судьбе Насти и Митраши большую роль играют герои, которые не действуют, а уже умерли. Кто они?

Ученик. Это родители детей, Антипыч. У своих родителей Настя и Митраша учились вести домашнее хозяйство, выполнять крестьянскую работу. После смерти родителей все это пригодилось детям в жизни.

Учитель. Скажите, жив или умер Антипыч?

Ученик. Антипыч, конечно, умер, но автор рассказывает о нем, как о живом.

Учитель. Почему именно к нему идут за советом люди?

Ученик. Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».

Учитель. Что это за правда?

Ученик. Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы за любовь».

Учитель. О какой любви думал Антипыч?

Ученик. Антипыч думал о любви к людям, к природе. Ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за себя.

Учитель. Почему волк Серый помещик обречен на гибель?

Ученик. Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

Учитель. Когда же люди становятся ближе друг к другу?

Ученик. Люди должны думать друг о друге, заботиться, помогать друг другу, любить. В этом и заключается «правда» Антипыча.

Учитель. Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер. Антипыч - добрый и мудрый человек, память о котором живет, и эта память помогает живым! Антипыч - это народ, это его душа. Образ Антипыча тоже очень символичен в сказке. А каким был Антипыч для Травки?

Ученик. Антипыч и Травка - воплощение неразлучности и преданности.

Учитель. Что такое «кладовая солнца»?

Ученик. Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего.

Учитель. Только ли полезными ископаемыми богаты эти места?

Ученик. Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли.

IV Составление синквейна

Митраша

  1. Сирота

  1. Крепкий, упрямый

  2. Подражает, хорохорится, трудится

  3. Трудно быть первооткрывателем

  4. «Мужичок в мешочке»


Настя

1.Девочка – подросток

2.Ответственная, дружелюбная

3.Хлопочет, заботится, жадничает

4.Понимает свою ошибку

5. «Золотая курочка»

Учитель. Сказка - быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Я думаю, что сегодня на уроке мы нашли главную, философскую мысль, которую хотел донести до нас М.М. 11ришвин. Пока на Земле живет человек, пока на Земле есть хоть одно живое существо, только любовь будет править миром, и в этом заключается ее вековечная правда.


Дети разбиваются на группы по рядам. Выбирают координатора.







Знакомятся с заданиями, готовятся к ответу.

Все группы ведут частично-поисковую работу по тексту и, возможно, книжному словарю и тетрадям для обоснования своего ответа,

обсуждают, объясняют друг другу, согласуют, делают выводы



Выступающие дают определение понятию тема текста, делают сообщение, рассказывают, объясняют,

отвечают на вопросы задания, толкуют и и интерпретируют текст,

обосновывая свою точку зрения. Делают сообщение, рассказывают, объясняют.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.





Выступающие дают определение понятию проблема текста, отвечают на вопросы задания.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Сравнивают с эталоном.

Записывают информацию в тетрадь.



Выступающие дают определение понятию идея текста, отвечают на вопросы задания.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Сравнивают с эталоном.

Записывают информацию в тетрадь





Выступающие дают определение жанров сказки и были, обосновывают принадлежность произведения обоим жанрам.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Сравнивают с эталоном.

Записывают информацию в тетрадь.



Выступающие дают определение понятию композиция текста, высказывают свои мысли о том, что такое внесюжетные элементы (новая информация), выдвигают гипотезы,

отвечают на вопросы задания.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости задают вопросы, исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Сверяют с эталоном.





Выступающие отвечают на вопросы задания, выдвигают свои версии, обосновывая их.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.





размышляют, отвечают на вопрос.







размышляют, отвечают на вопрос.

Размышляют,

синтезируют информацию, записывают ответ.














ПР-М















ПР-М

ПР-П

































ПР-Л

ПР-М

ПР-П

















ПР-М











































ПР-М

ПР-Л

ПР-П



































ПР-М

ПР-Л

ПР-П







































ПР-М

ПР-Л

ПР-П











































ПР-М

ПР-Л

ПР-П

































































ПР-М

ПР-Л

ПР-П



































ПР-М

ПР-Л

ПР-П







ПР-М

ПР-Л

ПР-П


















УУД-Р

УУД-П





























УУД-Р

УУД-К

УУД-П











УУД-К



УУД-Р



































УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П



























УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П































УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П



































УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П















УУД-К







































УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П



























УУД-Л

УУД-Р

УУД-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П


















7.Применение знаний и умений в новой ситуации








Как вы думаете, знания из каких областей мы почерпнули в этом произведении? (ответы детей) (обществознание, история, обж, география, психология, литература, русский язык и др.)



Где и как можно применить полученные знания на практике?



Групповая работа*. Создание проблемных жизненных ситуаций 2-3, в которых пригодились бы полученные знания и коллективный поиск ответа.


размышляют,

анализируют полученные знания, демонстрируют примеры

ПР-Л

ПР-М

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П

8.Домашнее задание


Уровень 1. Сочинение «Что нового я узнал и чему научила меня сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»?

Уровень 2. Создание памятки для учеников младших классов «Что необходимо знать, отправляясь в лес?» На следующем уроке выберем лучшую Памятку и поделимся ей с учениками начальной школы

Уровень 3.


ПР-Л

ПР-М

ПР-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П

9.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Как вы считаете, какие вопросы или задания были самыми трудными?

Давайте дадим ответы на них.

Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответ?


оценивают уровень сложности заданий, размышляют, выдвигают гипотезы, выбирают варианты правильных ответов,

оценивают, слушают учителя и сверстников

ПР-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-К

10.Рефлексия (подведение итогов

Наш урок подходит к концу.

(Выставление оценок, обмен эмоциями)

На доске солнышко, а в руках лучики. И ребята дарят лучики друг другу с пожеланиями: добра, любви, дружбы, улыбок, взаимопонимания…



Благодарю всех за урок!

Пусть лучики солнца нежно согревают вашу жизнь!

Слушают, обмениваются эмоциями




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!