СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Класс паукообразные.Общая характеристика и многообразие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ,РАЗВИВАЕТ У УЧЕНИКОВ ЭРУДИЦИЮ.ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Просмотр содержимого документа
«"Класс паукообразные.Общая характеристика и многообразие"»

КОНСПЕКТ УРОКА

по биологии 7класс

«Класс паукообразные.

Общая характеристика паукообразных.

Многообразие паукообразных и их

значение в природе и жизни человека».

                   

 Прямая ссылка на разработку урока:

 http://school4r.ucoz.ru/load/0-0-0-57-20                          

                                                                        Трушина Зинаида Афанасьевна

                                                                               учитель биологии

                                         

  ТЕМА УРОКА: «Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека».

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных,  их роли в природной среде  и жизни человека.

Задачи:

Обучающие: раскрыть характерные признаки класса Паукообразные, познакомить с многообразием представителей класса Паукообразных.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать получаемые знания; развивать познавательную деятельность через работу с ЭОР и посредством заданий развивающего характера.

Воспитательные: способствовать  формированию информационной культуры и творческих способностей; выяснить значение некоторых представителей паукообразных для здоровья человека; установить роль паукообразных в природе, необходимость их охраны.

Методы обучения: сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый,  метод проектов, метод контрольных вопросов.

Организационные формы: беседа, групповая работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: таблица «Класс Паукообразные», проектор,

Презентация «Паукообразные»

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между биологией, географией, физикой, химией. Выдвижение гипотез. Анализ и составление обобщающей таблицы.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный  материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point,и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.  

       

 Основное содержание урока:                                                                                                     

  1. Места обитания паукообразных.

  2. Особенности внешнего строения паукообразных в связи со средой их обитания.

       3.    Взаимосвязь строения и функций систем органов паукообразных.

       4.    Многообразие паукообразных.

       5.    Значение паукообразных в природе и жизни человека.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

     II.      Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

         Вопросы  классу: 1. Какие общие особенности внешнего и внутреннего строения характерны для членистоногих?

   2. Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?

  3. С представителями какого класса мы познакомились на предыдущем уроке?

Для проверки знаний об особенностях строения и жизнедеятельности учащиеся выполняют тест «Класс Ракообразные» (см. Приложение)

Тема урока: Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразныхМногообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека

   Название класса Arachnoidea происходит от греч. Arachne – паук.

  Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

  Сообщение учащегося.

  В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет, ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по – латыни называют арахнидами.                                          

А откуда произошло  слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь.

 Сообщение учащегося.

«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственное греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук – криворучка и кривоножка».

 

 III.    Изучение нового материала                                                           

Итак, мы продолжаем изучать тип членистоногие и сегодня познакомимся с  классом Паукообразные.

      Сегодня на уроке пойдет речь о пауках и о животных, сходных с ними по   определенным признакам.                                                      

 1. Общая характеристика и места обитания паукообразных.

    В настоящее время насчитывают  60 тыс. видов паукообразных, которых объединяют в  9 отрядов. Паукообразные – это обитатели суши, строение и жизнедеятельность которых связаны с приспособленностью к обитанию в наземно-воздушной среде. ( Слайд «Представители паукообразных»)

  Паук-крестовик обитает в лесу, садах, на оконных рамах деревенских домов. Обычно он сидит в центре своей ловчей сети – паутины. ( Слайд «Паук-крестовик)

2. Внешнее строение паукообразныхВидеофрагменты «Строение паукообразных», «Паутинные бородавки. Паутина», «Строение паутины. Виды паутины».

3. Внутреннее строение паукообразных. Видеофрагмент «Нервная система и органы чувств», «Глаза паукообразных».

 Учитель делит класс на группы и дает задание каждой группе по учебнику изучить строение одной из систем органов (кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, половая) и коротко рассказать о ней по таблице «Класс Паукообразные». Сведения о внешнем строении и  строении систем органов паукообразных учащиеся заносятся в таблицу  «Сравнительная характеристика членистоногих» (графа «Класс Паукообразные») в рабочей тетради.

 Видеофрагменты «Размножение паукообразных», «Расселение пауков».

4. Многообразие паукообразных.  Все многообразие паукообразных объединяют в три основных отряда: пауки, скорпионы и клещи.

  Демонстрация слайдов  и видео с элементами беседы, сообщения учащихся.

  Слайд «Разнообразие пауков», «Ядовитые пауки (черная вдова, каракурт, тарантул)».

  Слайд «Древние ракоскорпионы».

  Видеофрагмент «Скорпионы».

  Видеофрагмент «Клещи».

 Слайды «Паутинный клещ», «Мучной клещ», «Водяной клещ», «Чесоточный зудень» (сообщение учащегося), «Таёжный клещ» (сообщение учащегося), «Клещи - кровососы», «Пылевой клещ».

5. Значение паукообразных.

  Рассказ учителя с элементами беседы. Слайд «Значение паукообразных в природе и для жизни человека».

IV. Закрепление знаний.

  Биолабиринт «Класс Паукообразные».

V. Домашнее задание.

Параграф 25, отвечать на вопросы в конце параграфа, заполнить таблицу в тетради.

VI. Рефлексия.

  Что нового о паукообразных вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересными? С каким настроением вы пришли на урок и с каким уходите


Приложение. Тест.

                                                           Класс Ракообразные.

1. Ракообразные – это:

  А – наземные животные;

  Б – преимущественно водные животные;

  В – животные, приспособленные к полету;

  Г – животные, обитающие только в пресных водоемах.

2. К ракообразным относят:

 А – дафнию;    

Б – креветку;    

 В – большого прудовика;  

  Г – мокрицу.

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс:

  А – разрушения красящих веществ при варке рака;

  Б – смены наружных покровов у животного;

  В – передвижения «задом наперед»;

  Г – удаления непереваренных остатков пищи.

4. Органы чувств помогают ракообразным:

  А – находить добычу;                                    

  Б – уходить от опасности;    

В – переваривать пищу;

  Г – удалять вредные продукты обмена.

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде:

  А – дышат при помощи жабр;  

 Б – дышат при помощи легких;                                    

 В – брюшко заканчивается хвостовым плавником;

 Г – тело защищено хитиновым покровом.

6. Органами защиты у речного рака служат:

  А – глаза;              

Б – брюшные ножки;            

В – клешни;            

Г – длинные усики.

7. К органам чувств речного рака относят:

А – глаза;            

 Б – брюшные ножки;            

В – клешни;          

 Г – длинные усики.

7. К органам чувств речного рака относят:

  А – органы зрения;      

Б – органы осязания;        

В – зеленые железы;    

  Г – орган равновесия.

8. Органом выделения рака являются:

  А – почки;      

  Б – анальное отверстие;      

 В – кишечник;        

Г – зеленые железы.

9. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат:

  А – мокрицы;      

 Б – дафнии;      

  В – креветки;    

    Г – циклопы.



Если останется время, то можно послушать выступление Д.Пронской. Она занималась исследованием и изучением пауков в Россошанском районе.

Слова к презентации.

Я, Пронская Дарья, ученица 7 «В» класса, лицея № 4, моя работа называется «Изучение поведения и распространения пауков-крестовиков окрестностей города Россоши»

2. Нас в жизни сопровождает огромное количество живых существ. Котёнка или щенка мы любим, а таракан  или паук нам противны, и мы не задумываемся,  полезны они или вредны. Пауки являются постоянными соседями человека на протяжении многих тысячелетий. Когда человек впервые поселился в пещере, они там уже жили. Пауки вызывают у многих людей суеверный страх. О них распространены невероятные и курьёзные легенды. Многие считают, что пауки опасны. Все пауки относятся к классу паукообразных

3. Я ЗАИНТЕРЕСОВАЛАСЬ пауком – крестовиком и решила исследовать особенности поведения и распространения этого вида.

Цель исследования: изучить особенности поведения и распространение пауков – крестовиков в окрестностях города Россоши.

Гипотеза исследований: я предположила, что паук-крестовик будет больше распространен в березовой роще вблизи дороги на Архиповку, так как в данном биотопе наиболее благоприятные условия обитания и хорошая кормовая база.

задачи:
1. Выяснить отношения детей и взрослых к паукам-крестовикам методом анкетирования.
2.Выявить суточную активность и пищевой рацион пауков-крестовиков.
3. Изучить среднюю скорость плетения паутины и динамику количества паутин на выбранной площадке в течение суток.
4. Узнать, почему паутина почти всегда правильной формы и ее значение в жизни паука.
. 5.Изучить плотность распределения паутин в различных биотопах.

5. Методика исследований.

  • 1. наблюдение и фотографирование,

  • 2. количественный учет,

  • 3. анализ и обработка статистического материала

  • 4. анкетирование

  • 5. проведение опыта

6. Районы исследования

 Березовая роща по дороге на Архиповку , луг около речки Сухая Россошь и дачный участок .

Исследования проводились в период с 25 июня по 10 сентября 2014 г в следующем порядке:

7. Техника исследования

1.В каждом районе выбрала по три участка шириной 2 метра , где подсчитала количество паутин в каждом биотопе. Этим узнала плотность распределения пауков.

2. Изучила пищевой рацион пауков в биотопах во время маршрутов.

3. Изучила поведение пауков на охоте: в паутины крестовиков я подбрасывала им жертвы различной величины: меньше, равно и больше размера самого паука, записывала время, за которое паук подбегает к жертве, обматывает и поедает ее.

4. Исследовала суточную активность пауков. На основе данных проследила динамику количества паутин на площадке и выяснила среднюю скорость плетения паутины .

5. Изучила поведение пауков при появлении на их паутине других пауков.

На уроках биологии познакомилась с классификацией Паука-крестовика

(см.на слайде)

Латинское название паукообразных происходит от греческого ἀράχνη «паук» (существует также миф об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука). Именно поэтому,  наука о паукообразных называется арахнология .очень красивое название

В дополнительной литературе выяснила , что существуют три типа пауков.

Низшие пауки . Они почти не изменились за последние 350 млн. лет! Такие существа называют «живыми ископаемыми». Их сейчас осталось немного – около 20 видов.

Пауки-птицееды - к которым относятся около 2 тыс. видов. Это самые крупные пауки, которые, если расправят ноги, с трудом вмещаются на обеденной тарелке.

Группа высших – настоящих пауков, к ним относится около 25 тыс. видов пауков .

Изучила как плетут пауки паутину .Она не только красива, но и рациональна. Она легкая и прочная. Пауков никто не учит, как плести ловчую сеть. Молодые пауки начинают плести паутину уже в 2 недели после рождения, хотя до этого никогда не видели, как это делается. Плетут перед рассветом . Взобравшись на ветку или ствол дерева, паук выпускает длинную невесомую паутинку, которую подхватывает поток воздуха. Паук сидит в ожидании, пока нить не зацепится за что-нибудь. Если этого не происходит и нить вяло повисает в воздухе, паук подтягивает её и съедает. Затем перебирается на другое удобное место и делает новую попытку. А если нить зацепилась, паук тут же ползёт к зацепившемуся концу паутинки и надёжно закрепит его. Заключительный этап — прокладка сигнальной нити в убежище.

14. Значение паутины огромно: она нужна для ловли добычи, для распространения и размножения.

Паучок сплел паутинку-Кружевную пелеринку. Очень чуток его сон. Ждет добычу в сети он.

Вот так можно сделать паутину из проволоки

По составу паутина является белком-фиброином.

Это вязкая жидкость, которая образуется в железах брюшка. Разные железы образуют несколько типов паутины.

Сухая и толстая — для каркаса тенет.
Шелковистая и мягкая— для плетения кокона.
Тонкая и клейкая — для ловчей спирали.
Почему паук сам не приклеивается к своим же сетям? Он бегает только по радиальным не клейким нитям, а клейких спиралей старается не касаться. А если коснется — может и приклеиться. В последние годы ученые изучают паучьий шелк. Один из учёных назвал паутину "вещество, из которого сделаны мечты". Технология получения паутины очень похожа на промышленное производство синтетических волокон. Но тут специалистам-технологам есть над чем подумать, ведь никакие волокна не могут сравниться с паутинным по прочности.

Паук-крестовик- небольшое, около двух сантиметров,  насекомое с восемью ногами и крупным округлым брюшком, тёмного цвета с рядом светлых пятнышек, образующих узор, похожий на крест. Отсюда и название этого вида пауков - “крестовик”. Многие задаются вопросом: “А что же видит паук?” Точного ответа на этот вопрос не знает никто. они близоруки. Всё окружающее, они видят в общих чертах – тени, контуры,

Для изучения паука сначала я провела анкетирование(см на слайд), а затем стала ставить эксперименты.

Первое что я сделала-посадила паука в банку и поместила туда веточку борщевика. За ночь была сплетена паутина. Я поместила туда муху и наблюдала как он ее съел. А когда я поместила в банку другую муху ,он ее даже не тронул. Видимо был сыт. Выяснила, что большую часть времени паук был неактивен.

Для исследования суточной активности пауков, я в течение суток каждые 2 часа фиксировала поведение паука-крестовика. См.таблица на слайде. И сделала диаграмму-бюджет времени крестовика.

2.Для изучения пищевого рациона пауков во время маршрутов я подсчитала количество насекомых и их разнообразие в одной паутине в трех биотопах.

3.Чтобы узнать среднюю скорость плетения паутины пауком-крестовиком, я днем срывала паутину в банке, где он жил. В течение суток каждые 2 часа фиксировала состояние паутины в банке. На основе данных была прослежена средняя скорость плетения паутины. Было проведено два таких опыта. …………………………………………..



1. Я выяснила плотность распределения паутин в 3 различных биотопах:

2.  Максимальная плотность распределения паутин отмечена в 1 и 3 биотопах и минимальная – во 2 биотопе. Я думаю , это связано с тем, что в 1 биотопе более разнообразная растительность и БОЛЬШЕ ПИЩИ А в ТРЕТЬЕМ - близко водоем , поэтому там  больше различных насекомых, т.е. хорошая кормовая база.  (см.  таблица ).

37. Выводы :

1.Выяснила отношения детей и взрослых к паукам-крестовикам методом анкетирования.

2. Максимальная плотность распределения паутин отмечена в биотопе №1и 3 – район берез и дачный участок, минимальная — на лугу.

3.Выявила суточную активность пауков-крестовиков.

4. Исследовала взаимоотношения пауков-крестовиков с различными беспозвоночными животными.

5. Исследовала пищевой рацион пауков-крестовиков.

6. Изучила скорость плетения паутины.

7. Выяснила, как пауку-крестовику удаётся протянуть свою сеть поперек почти метровой тропинки или перебросить её через ручей.

8. Узнала, почему паутина почти всегда правильной формы.

9. При встрече 2-х пауков на паутине, они, как правило, избегают конфликта.

10. Проведенные исследования на территории дачного участка показали, что некоторые представители рода выстраивают паутину для проведения боев.

 38. Гипотеза исследований подтвердилась, и я смогла убедиться в том, что паук-крестовик наиболее распространен в березовой роще.

Я буду очень рада , если моя работа вызовет у кого-то интерес к паукам. Если ЛЮДИ задумаются, вместо того, чтобы брезгливо раздавить «незнакомую букашку», и полюбят живую природу по-настоящему.

39. Узнала много интересного о пауке-крестовике:

Они не могут жить вместе и поедают друг друга.

Паучий шелк - уникально белковое волокно, прочное и тягучее.

Пауки ПОЛЕЗНЫ ,ОНИ уничтожают мух, тлей, мошек, комаров, моль, а также ими питаются птицы.

Также пауки наносят ущерб здоровью человеку( каракурт, скорпион).

Паутина в народной медицине использовалась для обеззараживания ран.

Паучьим шелком хорошо сшивать живые ткани: не будет ни шрамов, ни воспаления

Пауки – удивительные животные, они в большинстве своем полезны человеку, науке, животным,  биогеоценозам, поэтому необходимо их охранять.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРОЧИТАХ СТИХОТВОРЕНИЕ:

Казалось нам: у паука
Жизнь восхитительно легка.
Встает с утра, и на порог
Его доносят восемь ног.
Там потянувшись от души
В лесной таинственной тиши
Сплетёт сачок, потрёт живот,
И мух наловит на компот.
Так целый день до темноты
Сидит, не зная суеты...
Казалось нам... Но сам паук,
Не покладая ног и рук,
С утра до ночи, чтоб успеть
Плетет-переплетает сеть.
И только стайка мошкары,
Уставши в полдень от жары,
В его ловушку попадет,
А из ловушки - сразу в рот.
И в лунном свете, чуть живой
Бредет паук в домишко свой!

Спасибо за внимание.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!