СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классический танец

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки классического танца - это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого пройденного и вновь изучаемого движения. В настоящей работе мы используем общеизвестные temps lié, которые являются комплексом различных форм классического танца. 

В работе над формами temps lié я использовала опыт великих педагогов: А. Я Вагановой, В. С. Костровицкой, Г. Чекетти, Н. П, Базаровой. Также просматривала видеоматериал в исполнении учащихся Академии танца Санкт-Петербурга и Москвы, прибавив к этому собственный опыт работы с учащимися отделения художественной гимнастики Республиканской школы-интерната Олимпийского резерва, преподавателем МОУ ДОД «Детская школа искусств» (отделение хореографии), а также на кафедре сценического движения в должности доцента Сургутского курса РАТИ.

Просмотр содержимого документа
«Классический танец»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Спортивная школа олимпийского резерва №1

















Классический танец

Отделения художественной и эстетической гимнастики
спортивных школ, центров физической подготовки,
секций художественной гимнастики в общеобразовательных школах

















Составитель: Юнаш Л.Ф.
/Тренер-преподаватель
МБУ ДО СШОР№1











г.Сургут

2024г

Введение

Уроки классического танца - это необыкновенно трудоемкая и сложная
учебная работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого
пройденного и вновь изучаемого движения.

Одновременно с самого начала работы над развитием
профессиональных навыков учащихся педагог классического танца должен
обращать особое внимание на характер исполняемого движения, его
музыкальную выразительность. Тесно связывая технику классического танца
с его внутренней одухотворенностью, система хореографического
образования дает возможность педагогу во время проведения занятий
обращать внимание и на развитие воли и характера учащегося, и на его
эстетическое воспитание. Особенное внимание необходимо обратить на
музыкальное воспитание учащихся, на характер и качество музыкального
исполнения. Используемый материал должен быть понятен учащимся и
должен подчеркивать характер исполняемого движения.

Работа над постановкой корпуса, изучение позиций ног и рук, развитие
элементарных навыков, координации движений составляет содержание
начального этапа обучения и является той первоосновой, без которой
невозможно профессиональное развитие учащегося. Привычка держать
корпус подтянутым должна стать в дальнейшем исполнительским навыком,
определяющим творческую дисциплину в танце.

В классическом танце руки являются одним из основных
выразительных средств артиста.

Освоение позиций рук на основе точно отработанной системы
движения помогает удерживать равновесие тела при исполнении
упражнений, совершенствует координацию движений и способствует
выработке у учащихся профессионального исполнительского апломба.

Классический экзерсис имеет практическое значение на протяжении
всех лет обучения искусству танца, поэтому все его элементы с самого
начала изучаются досконально, тщательно. Каждое пройденное движение
отрабатывается, превращаясь в своеобразный фундамент более сложных
движений, изучаемых впоследствии.

В настоящей работе мы используем общеизвестные temps lié, которые
являются комплексом различных форм классического танца.

Temps lié объединяет:

  1. ряд партерных движений

  2. движений с developpé

  3. движения с турами, прыжками и движения на пальцах


Формы temps lié крайне разнообразны, и если в младших классах оно

объединяет самые элементарные движения классического танца, приучая к
гармоничности движений, то в средних и старших классах в temps lié
вводятся технические трудности: temps lié с перегибом корпуса, с туром,
вводятся элементы adagio, allegro, исполнение temps lié на пальцах. В
настоящей работе temps lié разделены по видам на пять групп: 1) партерные, 2) temps lié на 90°, 3) temps lié с турами, 4) temps lié с прыжками, 5) temps lié
на пальцах.

В работе над формами temps lié я использовала опыт великих
педагогов: А. Я Вагановой, В. С. Костровицкой, Г. Чекетти, Н. П, Базаровой.
Также просматривала видеоматериал в исполнении учащихся Академии
танца Санкт-Петербурга и Москвы, прибавив к этому собственный опыт
работы с учащимися отделения художественной гимнастики Республиканской школы-интерната Олимпийского резерва, преподавателем МОУ ДОД «Детская школа искусств» (отделение хореографии), а также на кафедре сценического движения в должности доцента Сургутского курса РАТИ.









































Формы temps lié или слитные движения
исполняемые в процессе обучения

Еще в первой половине XIX века педагоги классического танца клали в
основу своего урока всевозможные варианты temps lié. Каждое классическое
па (движение) экзерсиса являлось одним из элементов в исполнении
классического танца.

Среди всех форм движений классического экзерсиса temps lié занимает
особое положение, так как в нем имеется неисчисляемое количество
комбинаций движений. Temps lié является связующим звеном отдельных
элементов классики, вырабатывает координацию движений и имеет большое
воспитательное значение. Temps lié объединяет:

  1. ряд партерных движений

  2. движений с developpé

  3. движения с турами, прыжками и движения на пальцах

Изучение temps lié начинается с первого года обучения, впоследствии оно усложняется исполнением с отрыванием ноги на 90°, затем эта форма temps
lié исполняется с туром. К многочисленным комбинациям движений temps lié
в большом adagio можно прибавить ряд комбинаций с туром lent (спокойно-
медленным). Затем идут воздушные temps lié, и окончательное изучение
temps lié завершается на пальцах.

Таким образом, постепенно усложнение temps lié играет существенную
роль и в занятиях учащихся старших групп, и в тренаже балетных артистов.
Движение temps lié можно бесконечно варьировать, достигая при этом
академической точности исполнения. Само название упражнений - “temps
lié” - в русском переводе обозначает “связанные темпы” и показывает
сложность этих движений, требующих от учащихся большой слаженности,
вдумчивости и слитности исполнения.

Наибольшей степени трудности это движение достигает в temps lié
sauté en tomants, когда исполнение сопровождается поворотом в воздухе.

Temps lié - это общепринятая, начиная с младших классов, комбинация
движений с постепенно увеличивающейся трудностью, как говорила
профессор А. Я. Ваганова в своей книге “Основы классического танца”.
Простейшим форматом temps lié начинают обучать, когда дети
усвоили принятую в классическом танце постановку ног, рук, корпуса и
головы.

Простейшая форма temps lié состоит из элементов port de bras, demi
plié, соединенных связующими движениями с pas glissé (скольжение носком
по полу), pas degagé (переход с одной ноги на другую) с основными позами
croisée вперед-назад.

Temps lié может исполняться par terre, с перегибом корпуса, на 90°, на
целой стопе, на полупальцах, на пальцах, с прыжком, с различными
приемами вращения по полу и в воздухе.

Temps lié в переводе - движение, связанное темпом; в нашем
толковании temps lié - это маленькая танцевальная композиция,
объединяющая ряд движений и носящая уже некоторую артистическую
окраску, так называемое épau lement, то есть повороты головы и корпуса,
сопровождаемые взглядом танцовщицы.

Temps lié, развивая пластичность, гибкость, координацию движений,
силу, выносливость, овладевание различными приемами вращения,
способствует совершенствованию техники классического танца как в adagio,
так и в allegro, воспитывает у учащихся чувство танцевальной кантилены.
Даже простейшие формы temps lié приучают учащихся к координированному
исполнению всех pas и способствует развитию артистизма и осмысленной
выразительности танца.

Формы temps lié крайне разнообразны и если в младших группах оно
объединяет самые элементарные движения классического танца, приучая к
гармоничности движения, то в средних и старших группах в temps lié
вводятся технические трудности:

а) исполнение temps lié с перегибом корпуса,

б) с предварительным туром, исполняемым с demi plié

в) вводятся элементы adagio,

г) исполнение temps lié на пальцах,

д) allegro, в котором temps lié также играет значительную роль.

В младших группах исполнение с маленькими прыжками - temps lié
sauté на 45°, в средних классах - с большими прыжками temps lié sauté на 45°,
с большими прыжками temp lié sauté на 90°, исполняется фасе.

В старших группах temps lié sauté на 45° и temps lié sauté на 90°
исполняется en tournant. Temps lié, исполняемое на пальцах, может
применяться во всех классах.

Как хореографическая композиция, принятая в школе классического
танца, temps lié слагается из двух темпов, то есть двух хореографических
фраз, где первая половина - исполнение temps lié вперед или назад - первый
темп или первая хореографическая фраза; исполнение temps lié в сторону -
второй темп или вторая хореографическая фраза.

Особенностью композиционного построения temps lié является общая
взаимосвязанность движений и слитный органический переход из одного
темпа в другой.

Основой приемов координации в temps lié служат элементарные формы
port de bras, сочетающие в себе основные правила исполнения позиций рук,
ног, положений корпуса, головы. Хорошей подготовкой к исполнению temps
lié с турами в больших позах является исполнение temps lié с приемом tour
lent (спокойно, медленно) в больших позах. Как наиболее технически сложная форма вращения, используемая в temps lié во время перехода от
одного темпа к другому, исполняются туры в больших позах приемом pas
degage или pas tombé.

Pas degage, как связующий элемент перехода из позы в позу
исполняется как par terre (без отрыва носка от пола), либо переход с одной
ноги на другую приемом par développé на 90°.

Temps lié исполняется также с приемами партерного вращения (petit
пируэт из V позиции как из demi plié, так и из grand plié).

Во время исполнения temps lié с турами в больших позах необходимо
обращать внимание на сохранение правильной формы поз во время вращения
и слитного взаимосвязанного перехода из одного темпа в другой.

При исполнении temps lié с прыжком (temps lié sauté) связующими
движениями служат pas tombé и pas glissé assemble.

Хорошей подготовкой к temps lié en tournant soute является
предварительное освоение исполнения техники sissone tombée en tournant и
sissone ouverte en tournant с окончанием носком в пол или на 45°, или в позы на 90°.

При исполнении temps lié en tournant приемом sissone tombée en
tournant связующим элементом перехода из позы в позу является pas glissé и
assemble.

Изучение temps lié начинается с простейших форм. Подготовительное
положение перед упражнением для всех temps lié одинаково.

Рассмотрим основную форму temps lié.

Стать в V позицию croisséee, правая нога впереди. Сделать demi-рlié,
правая нога скользит носком по полу вперед на croisée, левая остается на plié,
обе руки на I позиции, взгляд - на кисти рук, с повернутой в том же
направлении головой, перенести корпус на правую ногу, сделав на ней
предварительно проходящее demi-plié, вытянуть сзади пальцы левой ноги,
поднимая левую руку наверх, а правую в сторону. Голова повернута направо.

Подтянуть левую ногу сзади в V позицию face на demi-plié, переведя
левую руку на I позицию, а правую оставить на второй позиции, голова face;
скользить носком правой ноги в сторону II позиции (открывая левую руку на
II позицию и сопровождая ее взглядом), оставив левую на plié; перенести
корпус на правую ногу, предварительно сделав на ней походящее demi-рlié,
и, вытянув пальцы, подтянуть левую ногу вперед в V позицию. Опустить
руки в подготовительное положение.

Повторить все с левой ноги. Те же движения делаются и назад.

В старших группах можно делать temps lié, поднимая ногу на 90° при
движении вперед, назад и на II позицию. Из V позиции demi-рlié на левой
ноге, делая правой battement développé вперед на croisé; перейти на правую
ногу на attitude croisséee назад, упасть на левую ногу на demi-рlié, подведя ее к
правой ноге, которая сгибается коленом на 90°; сделать battement développé правой ногой на II позицию и перейти на правую ногу, подняв левую на II
позицию на 90°; demi-рlié на правой ноге, согнув левую у колена, выводя ее
вперед, продолжать движение с другой ноги; те же движения делаются назад.

Здесь в temps lié нарушается скользящая форма движения, так как все
переходы делаются с большого développé, а перейдя в позу attitude croisséee
или croisséee вперед, нужно непосредственно опускаться на demi-plié на ногу,
находящуюся в позе наверху, и снова продолжать движение с переходом по
воздуху на 90°.

Если в партерном temps lié переход на правую ногу, вытянутую носком
в пол, делается через проходящее demi-plié, то в данном случае, когда
переход на правую ногу в attitude croisséee исполняется на 90°, необходимо
сделать шаг, как бы устремляясь за кончиком носка правой ноги, поднятой на
90°. Не нарушая плавности перехода, надо создать впечатление преодоления
большого пространства. В temps lié с перегибом корпуса, во время перегиба
корпуса нельзя делать упор на носок ноги, находящейся сзади: центр тяжести
корпуса остается на опорной ноге. При наклоне корпуса в сторону, как и при
перегибах назад, нельзя опираться на носок ноги, вытянутой в сторону.

В средних и старших группах, можно изучать temps lié en tournant:
сначала делается tour en dehors sur le cou-de-pied с V позиции, затем
исполняется temps lié вперед. Еще раз такой же tour и temps lié в сторону II
позиции.

Затем, для исполнения temps lié en tournant на 90°, после сделанного
tour нога у колена впереди. Руки те же, что и при движении на полу.

При исполнении temps lié назад, tour делается en dedans. Temps lié sauté
состоит из последовательных маленьких sissonnes tombées, но оно относится
к allegro.

Начинающим рекомендуется изучать temps lié счетом на 4/4, уложив
движение в два такта. На первую четверть сделать demi-рlié в V позицию.

На вторую четверть - пальцы вытянуть вперед на croisée. Проходящее
demi-plié находится между второй и третьей четвертями.

На третью - поза croisée назад.

На четвертую — стать в V позицию.

Затем следующий такт.

На первую четверть - demi-plié в V позицию.

На вторую - нога выведена с вытянутыми пальцами в сторону второй
позиции.

На третью - вытягиваются пальцы левой ноги с переходом корпуса на
правую ногу через проходящее demi-plié.

На четвертую четверть стать в V позицию.

Те же движения делаются назад. Следующая форма, изучаемая в
младших группах, во всех деталях остается такой же, разница будет только в
ином распределении движений на музыкальные четверти, в их большей
слитности. Музыкальное сопровождение допустимо, кроме 4/4, в два такта по
3/4 при ритмическом рисунке, с разными восьмыми нотами.

Темп для temps lié sauté en tournant на 90° рекомендуется умеренный,
так как слитная форма движения обязывает исполнять прыжок с поворотом в
воздухе за тактом и не задерживаясь, на первую четверть (а во втором прыжке
на третью четверть) падать (tombé) на правую ногу в IV позицию croisée
вперед и в сторону II позиции.

Для этой наиболее сложной формы temps lié, относящейся к allegro,
необходимо хорошо владеть в прыжках корпусом и руками; сделав большой
прыжок с поворотом в воздухе (en tournant), нужно сохранить ту
гармоническую связь корпуса, рук и головы при переходе из одного
положения в другое, которую мы требуем вы простейшей форме temps lié в
младших классах. На основе двух разнообразных форм temps lié: temps lié
parterre, temps lié с développé строятся и отрабатываются все формы temps lié,
постепенно усложняясь вышеуказанными формами.


































Литература

  1. А. Я. Ваганова - «Основы классического танца», Санкт-Петербург, 2002г.

  2. В. С. Костровицкая – «Классический танец», изд. «Советская Россия», Москва, 1961г.

  3. Т. И. Васильева – «Тем, кто хочет учиться балету», изд. «ГИТИС», Москва, 1994г.

  4. Грациозо Чекетти – «Полный учебник классического танца», АСТ-Астрель, Москва, 2005г.

  5. В. С. Костровицкая. А.А. Писарев – «Школа классического танца», изд. «Искусство», Ленинград 1968г.

  6. Н. П. Базарова – «Классический танец – методика обучения 4 и 5 классов», изд. «Искусство», Ленинград, 1984г

  7. П. А. Пестов – «Уроки классического танца», изд. «Вся Россия», Москва, 1999г.

  8. Т. С. Лисицкая – «Хореография в гимнастике», изд. «Физкультура и спорт», 1984г.

  9. Л. А. Карпенко – «Художественная гимнастика», Москва, 2003г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!