СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификаторный подход к понятию личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение определения личности с точки зрения исторически складывающихся классификаций.

Просмотр содержимого документа
«Классификаторный подход к понятию личности»

КЛАССИФИКАТОРНЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТИ.

Самуйлович Александр Анатольевич

Педагог-психолог МАОУ Гимназия №8

«Лицей им. С. П. Дягилева», г. Екатеринбург


Как и многие базисные понятия психологии, понятие личности сформировалось в психиатрии. При этом аналогично понятию «человек в целом» личность рассматривалась как в широком смысле слова – психические и физические параметры, так и в узком – эмоционально-волевая и интеллектуально-познавательная сферы. Второе было удобно для психопатологии, так как разделяло нарушения развития и дефицитарность интеллектуальных функций, эмоций и воли.

К концу 19-го века появилось понятие, отражавшее качество личностной реактивности: «круги личности» – тормозимый, возбудимый и неустойчивый. Однако традиционно «тормозимые» аутисты и шизоиды порой давали возбудимые реакции, а совсем уж тормозимые астено-невротики потребовали дополнительной классификации: гипостеники, нормостеники и гиперстеники, при этом последние мало отличались от возбудимых.

Первоначально считалось, что круги личностей соприкасаются между собой, потому и могут давать несвойственные им реакции. Со временем было введено понятие радикалов, которые более четко отражали особенности реакции на внешние воздействия, при этом количество радикалов личности по разным авторам насчитывалось от 15-ти до 20-ти. Окончательно понятие радикалов сформировалось к концу 70-х годов двадцатого века. Современный взгляд мало отличается от этого, но принято считать, что в каждом из радикалов есть возбудимые и тормозимые черты с разной выраженностью, а неустойчивость – скорее поведение «по типу флюгера» с повышенной внушаемостью.

Помимо качественных особенностей, для психологической и психопатологической практики важны количественные критерии – так, акцентуации характера являются психическим здоровьем, но при декомпенсации могут трансформироваться в психопатии. Если первые требуют невмешательства или психологической коррекции, то вторые – медикаментозного лечения и активной психотерапии.

Помимо этого, в личностной реактивности всегда рассматривался и аспект наследования. Большинство тормозимых и немало возбудимых наследуются очень четко, более того – эпилептоидные личности через несколько поколений могут, как бы за счет концентрации черт характера, могут сформировать эпилепсию у ребенка. Неустойчивые же легче воспитываются, чем наследуются. Наследуемые черты характера принято называть ядерными или генуинными, ненаследуемые социально зависимые – краевыми.

Следует помнить, что любая возбудимая личность требует демонстративности или лидерства, неустойчивой обязательно нужен ведущий, а тормозимый тип характера зачастую самостоятельно, по своей внутренней мотивации, освоит необходимый для жизни опыт.


04.03.2018



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!