СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация и генетическая связь классов неорганических соединений.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС. Урок повторения темы по классификации веществ и раскрывает тему генетической связи между классами неорганических соединений. Тема важна не только для написания контрольных, самостоятельных работ, но и важна тета для химического эксперимента.

Просмотр содержимого документа
«Классификация и генетическая связь классов неорганических соединений.»

Дата: 25.01

Учитель: Дмитриева С.Л.

Тема урока: Классификация и генетическая взаимосвязь классов неорганических соединений.

Класс 8

Цель урока:

Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.

  2. Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.

  3. Сформировать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.

Метапредметные:

  1. Развивать интерес учащихся к науке химия.

  2. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

  3. Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

  4. Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.

Личностные:

    1. Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.

    2. Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:  карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями,

Ход урока:

I.Организационный этап

Приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя.

Начать урок я хочу с эпиграфа:

«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно?»

( Конфуций)

- О чем это высказывание?

( Выслушиваем ответы учеников, корректируем)

II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Химия очень интересная наука, она вокруг нас, поэтому мы должны изучать химию.

- Что изучает химия?

(Химия –это наука о веществах, превращениях происходящих с веществами)

Учитель:

- Что называют веществом? Какие классы веществ мы уже изучили? Как вы думаете, зачем мы изучили классы веществ. ( На столе склянки с веществами)

Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?

Ученики( обобщить знания обо всех классах соединений)

III.Актуализация знаний

Учитель:

На наших предыдущих уроках мы изучили основные классы неорганических соединений, их состав и свойства. Давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях. Запишите число и тему урока. 

Учитель:

-На какие две группы можно классифицировать все вещества? 

(Простые и сложные.)

Учитель:

Дайте определение простым веществам.

( Ответы учеников)

Учитель:

На какие две группы делятся простые вещества? 

(Металлы и неметаллы).

Учитель:

Дайте определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?

( Ответы учеников)

Задание 1.

Распределить по классам данные вещества

1. Na2O, KOH, H2SO4Al2O3, N2O5, PbO. HCl

2. Ca(OH)2, Na2SO4 Mg(OH)2 CO2.H3PO4.

3, NaOH, Ca(NO3)2, ZnCl2.. SiO2, , CaO.

( ученик у доски)

Задание 2. «Верю, не верю». ( в тетрадях, взаимопроверка)

  1. Химический элемент – это определённый вид атомов. (Да)

  2. Реакция – это химическое явление. (Да)

  3. Реакция соединение – это реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Да)

  4. Все вещества состоят из молекул? (Нет)

  5. Растворимые в воде основания, называются щёлочами. (Да)

  6. Реакции разложения – это реакция, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Да)

  7. Сложное вещество, в состав которого входит металл и гидроксогруппа, называется соль. (Нет)

  8. Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления минус два называется кислотой. (Нет)

Задание 3. Разделите вещества на две группы по родственному признаку. по наличию в каждом из них одного и того же элемента

Даны формулы веществ

CaO, P2O5, Ca, P, Ca(OH)2, CaSO4, H3PO4, Al PO4. 

.

1 вариант – по Са ( CaO, Ca, Ca(OH)2, Ca3 (PO4)2.)  ( у доски)

2 вариант –  по Р ( P2O5, P, H3PO4, Ca3 (PO4)2)( у доски)


Учитель:

Формулы веществ в каждой группе распределите по усложнению состава, начиная с простого к более сложному.

У нас получилось 2 цепочки или 2 ряда.


Ca → CaO → Ca (OH)2 → Ca3 (PO4);

P → P2O5 → H3PO → Ca3 (PO4).


В 1-м ряду – химический элемент Са, во 2-м – химический элемент Р.

Что объединяет эти цепочки?

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.

- Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).

- Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Са), для второй цепи? (Р).

- Как будут называться эти цепи или ряды? (Генетическими).

-А как будет называться связь между этими веществами? (Генетической).


IVИзучение нового материала

И так, тема нашего урока: « Классификация и генетическая взаимосвязь классов неорганических соединений».

Давайте сформулируем цели нашего урока

  1. Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

  2. Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

  3. Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

запишите в тетрадь.!!!

Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. 

Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены, в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при проведении химического эксперимента, при отработке навыков записи уравнений реакций.

Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.

Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:

Задание
Осуществите цепочки превращений: 

CaCaOCa (OH)2 Ca3 (PO4)2 ; ( у доски)

PP2O5 H3PO4 Ca3 (PO4)2 .( у доски)

V Физкультминутка

Проблемный вопрос

Как вы думаете, можно ли составить обратный генетический ряд? С какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и осуществим цепочку превращений.

CuSO4 Cu(OH)2 CuOCuCl2Cu( работа у доски)

  1. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)+ Na2SO4 

  2. Cu(OH)2 = CuO + H2O

  3. CuO +2HCl = CuCl2 +H2O

  4. CuCl2 +Fe = Cu + FeCl2

Решив проблемный вопрос, какой вывод можно сделать?

ВыводСоставление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

VI.Закрепление изученного материала.

Осуществить цепочку превращений: 

Fe(OH)2 → FeO → FeSO4 → Fe ( работа у доски)

VI.Подведение итогов

Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?

  1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

  2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

  3. Научились осуществлять цепочки превращений.

VI.Рефлексия

  1. Что вам запомнилось на уроке?

  2. С каким настроением вы уходите с урока?

VII.Домашнее задание

Составить генетический ряд алюминия и записать уравнения реакций

По желанию:* Составить кроссворд по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!