СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация и сравнительная характеристика форм РДА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в соответствии с классификацией, предложенной О.С. Никольской, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.

  1. Полная отрешенность от происходящего.
  2. Активное отвержение.
  3. Замещение окружающей среды.
  4. Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим ступеням социального взаимодействия.

Дети первой группы демонстрируют наиболее выраженные нарушения в развитии: не развивается индивидуальная избирательность в контактах с миром; мало проявляется привязанность к близким; поведение остается по преимуществу полевым, ребенок просто блуждает по комнате, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр. Главное для такого ребенка – не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром. Родные оказываются не в состоянии управлять ребенком – не могут привлечь его внимание, организовать взаимодействие, они могут лишь физически его удерживать. В большинстве случаев наблюдается мутизм, не формируются навыки самообслуживания. За ребенком приходится постоянно следить, т.к. он подвергает себя опасности, не просит есть и пить, не дает знать о боли, недомогании.

Дети второй группы исходно более активны и чуть мене ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Ребенок жестко контролирует поведение близких, особенно мамы. Даже кратковременная разлука с ней приводит не только к тяжелым ситуативным поведенческим реакциям, но даже к регрессу развития ребенка. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы.

Дети третьей группы отличаются несколько другим способом аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. В дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных со стереотипными увлечениями, проявление отдельных интеллектуальных способностей. Вместе с тем аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития, фрагментарностью представлений об окружающем, крайней социальной наивностью, бытовой неприспособленностью. Проявляются трудности организации обучения, общая моторная и, особенно, ручная неловкость.

У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности, от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить ребенку атмосферу безопасности и принятия.

Просмотр содержимого документа
«Классификация и сравнительная характеристика форм РДА»

  1. Классификация и сравнительная характеристика форм РДА

В настоящее время в соответствии с классификацией, предложенной О.С. Никольской, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.

  1. Полная отрешенность от происходящего.

  2. Активное отвержение.

  3. Замещение окружающей среды.

  4. Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим ступеням социального взаимодействия.

Дети первой группы демонстрируют наиболее выраженные нарушения в развитии: не развивается индивидуальная избирательность в контактах с миром; мало проявляется привязанность к близким; поведение остается по преимуществу полевым, ребенок просто блуждает по комнате, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр. Главное для такого ребенка – не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром. Родные оказываются не в состоянии управлять ребенком – не могут привлечь его внимание, организовать взаимодействие, они могут лишь физически его удерживать. В большинстве случаев наблюдается мутизм, не формируются навыки самообслуживания. За ребенком приходится постоянно следить, т.к. он подвергает себя опасности, не просит есть и пить, не дает знать о боли, недомогании.

Дети второй группы исходно более активны и чуть мене ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Ребенок жестко контролирует поведение близких, особенно мамы. Даже кратковременная разлука с ней приводит не только к тяжелым ситуативным поведенческим реакциям, но даже к регрессу развития ребенка. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы.

Дети третьей группы отличаются несколько другим способом аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. В дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных со стереотипными увлечениями, проявление отдельных интеллектуальных способностей. Вместе с тем аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития, фрагментарностью представлений об окружающем, крайней социальной наивностью, бытовой неприспособленностью. Проявляются трудности организации обучения, общая моторная и, особенно, ручная неловкость.

У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности, от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить ребенку атмосферу безопасности и принятия.


  1. Психологическая диагностика как одно из направлений деятельности специального психолога.

6. Психологическая диагностика как одно из направлений деятельности специального психолога.

Психодиагностика- это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Цель психодиагностики: Разработка и использование разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека, разработка требований к измерительным психологическим методам, разработка этих методов, их адаптация, интерпретация данных и использование математико-статистического аппарата для анализа данных.

Задачей психодиагностики как науки является:

  1. Разработка новых методов психологии

  2. Определение возможностей уже существующих методов

Прикладные задачи психодиагностики:

  1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства

  2. Определение динамики развития свойства и преобразования его в течении определенного времени

  3. Установление реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий

  4. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов его развития в прошлом

  5. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития

  6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач (например, установление профессиональной пригодности)

  7. Определение соответствия или не соответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы

  8. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования.

Принципы:

1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира

обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения

психических явлений, тенденции их изменения, качественные и

количественные характеристики этих изменений;

3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет

увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале

психической реальности при условии их нетождественности;

4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика

формируются в деятельности человека, деятельность одновременно

регулируется сознанием и психикой;

5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных

особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его

онтогенеза.

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание, научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения диагностических средств.

Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют собой, так называемые бланковые методики- испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме ответить. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются их относительной простотой для разработки и для использования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко, недостатком является субъективность, проявляющаяся в выборе самих вопросов и в интерпретации ответов на них, их трудно стандартизировать и добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте занимают рисуночные психодиагностические методики. , в них для изучения используются созданные испытуемыми рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных готовых изображений.

Первый и третий тип методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный

Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые в свою очередь могут бланковыми, опросными, рисуночными.

Частота их практического использования достаточно велика и возрастает, поскольку методики этой группы наиболее валидные и информативные.

След.группа методик объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать.

Все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические, хотя деление условно. Различие между этими методами заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях ег сугубо научного познания, а практические на оценку степени его развития и использования в практических целях.

Классификации психодиагностических методов.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

  1. Классификация методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по след.основаниям:

- по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);

- по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

- тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;

- по психической активности испытуемых;

- интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

- экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

- проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы);

- исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-ибо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

  1. Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову.

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по след.основаниям:

-по качеству:

  • стандартизированные;

  • нестандартизированные;

- по назначению:

  • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

  • тесты проф.пригодности;

  • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

  • тесты достижений;

  • по материалу, которым оперирует испытуемый;

  • бланковые;

  • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);

  • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

  • по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

  • по форме ответа: устные и письменные;

  • по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

  • по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы(батареи):

  • по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

  • по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

  • по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

  1. Классификация психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики по разным основаниям:

  • По характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема

  • Стандартизированные самоотчеты

  • Тесты0опросники, открытые опросники

  • Шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

  • Индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

  • Проективные техники

  • Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).

По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные (минимальная вовлеченность психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата) и диалогические (большая степень вовлеченности).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!