Классификация индивидуальных проектов учащихся и их жизненный цикл
Проект можно определить также как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом.
Проектный способ решения проблем нужен:
● когда плохо определен образ желаемого результата, и его нужно
спроектировать;
● когда возможно спланировать процесс достижения желаемого
результата;
● когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.
Каждый индивидуальный проект учащегося имеет в вводной части актуальность.
План написания актуальности проекта может быть следующим:
1. Краткое описание обстоятельств, побудивших написать проект
2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте, обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других
3. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать.
Тема проекта может различаться в научной, общественной, личной, учебной актуальности проекта, в зависимости от проблемы и механизма ее решения, представленного в проекте.
Если проект нацелен на использование теоретических методов в решении проблемы, то работа является исследовательским проектом, продукт которого научная статья в журналах с научным индексом цитирования.
Если проект нацелен на личное саморазвитие автора и команды проекта, то такой проект можно назвать личностно-гуманитарным.
Если проект имеет цель – изменение в социальной среде для модернизации общественных отношений, то такой проект носит социальный характер.
Если проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности, то такой проект является учебным.
Личностно-гуманитарный (антропологический) проект нацелен на комплексное самосовершенствование человека, развитие его человеческого капитала.
Технический практико-ориентированный проект, нацелен на преобразование реальности в интересах общества, определённой его части, конкретного внешнего заказчика или самих участников проекта, например – на разрешение тех или иных назревших проблем. Данный проект связан с определенной технологией и создает в технической сфере новые виды взаимодействия человека и техники, новые продукты и механизмы.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Например: каким видят будущее представители разных поколений, живущих в нашем городе?
Информационный проект направлен на создание какого-то определённого социально значимого пространства в информационной среде. Смысловой фокус и содержание этого пространства, а также инструменты работы с ним могут быть любыми. Например: создание постоянно действующей дискуссионной площадки для школьников по острым и интересным вопросам профессионального самоопределения или проведение PR-акции в сети Интернет, посвящённой экологическим проблемам района.
Творческий проект основан на творческой культурной самореализации участников и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеоролики и т.п.
Ролевой проект может быть соотнесён с ролевой игрой, результаты которой заранее не определены. Участвуя в нём, проектанты принимают на себя те или иные профессиональные, социально-трудовые или экспертные роли, а возможно – роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Учебный проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности.
Деловые бизнес-проекты носят цель в получение прибыли от различных продуктов проекта и связаны с экономической сферой общества.
Комплексный проект. Все восемь перечисленных целевых направлений деятельности проектантов, в той или иной степени, реализуются в каждом проекте. В этом смысле, любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнём: речь идёт не о единственной, а о доминирующей деятельности участников того или иного проекта. В том случае, когда выделить доминирующую деятельность непросто, проект можно считать комплексным.
Таким образом, в зависимости от вида доминирующей деятельности команды проекта и сферы приложения продуктов проекта различаются разные иды проектов.
Практико-ориентированный
Цель: решение практических задач заказчика проекта
Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации
Тип деятельности учащегося: практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
2. Исследовательский проект
Цель: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы
Проектный продукт: результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов
Тип деятельности: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
3. Информационный проект
Цель: сбор информации о каком-либо объекте или явлении
Проектный продукт: статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации
Тип деятельности: деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации
4. Творческий проект
Цель: привлечение интереса публики к проблеме проекта
Проектный продукт: литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия
Тип деятельности: творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики
5. Игровой или ролевой проект
Цель: предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта
Проектный продукт: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )
Тип деятельности: деятельность, связанная с групповой коммуникацией
Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов (составляющих), качества которых и связи между которыми определяют качества самого проекта.
Компонентами всякого проекта являются :
● проблема;
● цели (цель) проекта;
● план действий по достижению целей;
● механизм контроля и регулирования хода выполнения планов
(механизм управления реализацией плана);
● ресурсное обеспечение проекта;
● действия, обеспечивающие реализацию проекта;
● результаты реализации проекта;
● субъект проекта (один человек или команда)
Последовательность этапов, которые проходит проект от начала его разработки до завершения называют жизненным циклом.
Жизненный цикл практического проекта проходит стадии:
● постановки практической проблемы – проблематизации;
● поиска способа решения проблемы – проектирования решения;
● планирования достижения желаемого результата;
● практической реализации проекта;
● завершения проекта.
Жизненный цикл исследовательского проекта проходит стадии:
● постановки исследовательской проблемы;
● разработки гипотезы;
● проектирование способа проверки гипотезы;
● планирование проверки гипотезы;
● практической реализации проекта