СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация индивидуальных проектов учащихся и их жизненный цикл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта может различаться в научной, общественной, личной, учебной актуальности проекта, в зависимости от проблемы и механизма ее решения, представленного в проекте.

Если проект нацелен на использование теоретических методов в решении проблемы, то работа является исследовательским проектом, продукт которого научная статья в журналах с научным индексом цитирования.

Если проект нацелен на личное саморазвитие автора и команды проекта, то такой проект можно назвать личностно-гуманитарным.

Если проект имеет цель – изменение в социальной среде для модернизации общественных отношений, то такой проект носит социальный характер.

Если проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности, то такой проект является учебным.

Просмотр содержимого документа
«Классификация индивидуальных проектов учащихся и их жизненный цикл»

Классификация индивидуальных проектов учащихся и их жизненный цикл


Проект можно определить также как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом.

Проектный способ решения проблем нужен:

● когда плохо определен образ желаемого результата, и его нужно

спроектировать;

● когда возможно спланировать процесс достижения желаемого

результата;

● когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.

Каждый индивидуальный проект учащегося имеет в вводной части актуальность.

План написания актуальности проекта может быть следующим:

1. Краткое описание обстоятельств, побудивших написать проект

2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте, обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других

3. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать.

Тема проекта может различаться в научной, общественной, личной, учебной актуальности проекта, в зависимости от проблемы и механизма ее решения, представленного в проекте.

Если проект нацелен на использование теоретических методов в решении проблемы, то работа является исследовательским проектом, продукт которого научная статья в журналах с научным индексом цитирования.

Если проект нацелен на личное саморазвитие автора и команды проекта, то такой проект можно назвать личностно-гуманитарным.

Если проект имеет цель – изменение в социальной среде для модернизации общественных отношений, то такой проект носит социальный характер.

Если проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности, то такой проект является учебным.


  1. Личностно-гуманитарный (антропологический) проект нацелен на комплексное самосовершенствование человека, развитие его человеческого капитала.

  2. Технический практико-ориентированный проект, нацелен на преобразование реальности в интересах общества, определённой его части, конкретного внешнего заказчика или самих участников проекта, например – на разрешение тех или иных назревших проблем. Данный проект связан с определенной технологией и создает в технической сфере новые виды взаимодействия человека и техники, новые продукты и механизмы.

  3. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Например: каким видят будущее представители разных поколений, живущих в нашем городе?

  4. Информационный проект направлен на создание какого-то определённого социально значимого пространства в информационной среде. Смысловой фокус и содержание этого пространства, а также инструменты работы с ним могут быть любыми. Например: создание постоянно действующей дискуссионной площадки для школьников по острым и интересным вопросам профессионального самоопределения или проведение PR-акции в сети Интернет, посвящённой экологическим проблемам района.

  5. Творческий проект основан на творческой культурной самореализации участников и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеоролики и т.п.

  6. Ролевой проект может быть соотнесён с ролевой игрой, результаты которой заранее не определены. Участвуя в нём, проектанты принимают на себя те или иные профессиональные, социально-трудовые или экспертные роли, а возможно – роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

  7. Учебный проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности.

  8. Деловые бизнес-проекты носят цель в получение прибыли от различных продуктов проекта и связаны с экономической сферой общества.

  9. Комплексный проект. Все восемь перечисленных целевых направлений деятельности проектантов, в той или иной степени, реализуются в каждом проекте. В этом смысле, любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнём: речь идёт не о единственной, а о доминирующей деятельности участников того или иного проекта. В том случае, когда выделить доминирующую деятельность непросто, проект можно считать комплексным.

Таким образом, в зависимости от вида доминирующей деятельности команды проекта и сферы приложения продуктов проекта различаются разные иды проектов.

  1. Практико-ориентированный

Цель: решение практических задач заказчика проекта

Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Тип деятельности учащегося: практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

2. Исследовательский проект

Цель: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Проектный продукт: результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Тип деятельности: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

3. Информационный проект

Цель: сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Проектный продукт: статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Тип деятельности: деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

4. Творческий проект

Цель: привлечение интереса публики к проблеме проекта

Проектный продукт: литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Тип деятельности: творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

5. Игровой или ролевой проект

Цель: предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Проектный продукт: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Тип деятельности: деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов (составляющих), качества которых и связи между которыми определяют качества самого проекта.

Компонентами всякого проекта являются :

● проблема;

● цели (цель) проекта;

● план действий по достижению целей;

● механизм контроля и регулирования хода выполнения планов

(механизм управления реализацией плана);

● ресурсное обеспечение проекта;

● действия, обеспечивающие реализацию проекта;

● результаты реализации проекта;

● субъект проекта (один человек или команда)

Последовательность этапов, которые проходит проект от начала его разработки до завершения называют жизненным циклом.

Жизненный цикл практического проекта проходит стадии:

● постановки практической проблемы – проблематизации;

● поиска способа решения проблемы – проектирования решения;

● планирования достижения желаемого результата;

● практической реализации проекта;

● завершения проекта.

Жизненный цикл исследовательского проекта проходит стадии:

● постановки исследовательской проблемы;

● разработки гипотезы;

● проектирование способа проверки гипотезы;

● планирование проверки гипотезы;

● практической реализации проекта


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!