СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по теме"Классификация организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме"Классификация организмов"»

Разработка конспекта урока биологии в 5 классе  по ФГОС

по учебнику «Биология. «Пасечник.В.В. и др. «Линия жизни» 2024 г.


Предмет: Биология

Класс: 5


Тема: Классификация организмов

Задачи урока:

• познакомить учащихся с классификацией живых организмов;

• сформировать у учащихся представления о царствах и видах живых организмов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид».

Метапредметные: учащиеся знакомятся с правилами классификации.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Основные понятия урока: классификация, царства живой природы, вид.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организация класса.

Деятельность учителя:

Проверка готовности класса к уроку. Обмен приветствиями


Деятельность учащихся:

Ученики встали, настроились на работу. Проверили наличие учебных принадлежностей (учебники, тетради, дневники).


II. Подготовка к восприятию учебного материала.

а) актуализация знаний учащихся о многообразии живых организмов и строении клеток (фронтальная беседа).

1. Биология – это?

2. Как человек может использовать знания по биологии?

3. Какие биологические науки вам известны? Почему существует множество биологических наук?

4. Какие методы используют при биологических исследованиях?

Что понимают под словом, царство?

Как вы думаете, мы можем использовать данное выражение в биологии?

Давайте посмотрим презентацию.

─ Какие объекты живой природы вы видите на этом видеоролике? (деревья, цветы, кустарники, бабочек, птиц, разных животных)

─ Что объединяет все эти организмы? (признаки живого).

- Чем они отличаются друг от друга? (внешнем видом, размерами, образом жизни, способами питания).

- Очень часто мы рассказываем друг другу о разных растениях и животных. Но не всегда задумываемся о том, как все мы понимаем, о каком организме идет речь?

- Давайте на минуту задумаемся и попробуем ответить на вопрос «Каким образом люди понимают, о каком растении или животном идет речь?»

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока биологии, помня о том, что мы начинаем изучать большой раздел биологии, который называется «Многообразие живых организмов».


Тема сегодняшнего урока: «Царства живой природы».

Создание проблемной ситуации

Предлагаю картинки разных живых объектов и прошу распределить на группы (можно загадки). Сначала разделить живое и неживое, а потом на царства (работа в парах)


Ученые систематики описывают живые организмы и классифицируют их - объединяют в группы по признакам сходства и различия.

Эволюция - длительный исторический процесс развития.

Вы выступили в роли ученых.


Целеполагание и планирование

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть один лист

«Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

1. Узнать, как возникла наука «систематика».

2. Узнать, какая основная и наименьшая единица классификации.

3. Узнать основные систематические единицы.

4. Узнать, каким организмы на нашей планете самые загадочные.

5. Узнать, как ученым удалось открыть самые маленькие организмы на Земле.

6. Узнать особенности строения самых маленьких организмов на нашей планете.

7. Запомнить представителей разных царств природы.

8. Пополнить свой словарный запас.

9. Отдохнуть на уроке.


III. Изучение нового материала.

1. Царства живой природы (объяснение учителя с элементами фронтальной беседы и составление схемы «Система органического мира»).

Живых организмов на Земле очень много. Они отличаются друг от друга способами питания, размерами и формой, продолжительностью и образом жизни. Это разнообразие жизни на Земле получило название биоразнообразие. Биоразнообразие - это основа жизни на Земле. Все живые организмы находятся в определенных связях друг с другом. Они взаимозависимы в системе живой природы. Поэтому в природе нет «лишних» организмов, которые можно было бы уничтожать. Ученые считают, что на Земле существует около 5 миллионов различных видов живых организмов. С давних времен люди наблюдали за ними, изучали, описывали. Когда накопилось множество сведений о растительном и животном мире, возникла необходимость систематизировать знания, разделить организмы на группы, т.е. классифицировать их. Живые организмы стали объединять в группы по сходным признакам. Так ученые выделили четыре царства живой природы: Животные, Растения, Грибы и Бактерии. Теперь выделяют еще и царство Вирусы.

Прочитав текст на стр.42 заполните схему (парная работа)


Ж ивые организмы


Б езъядерные Ядерные


Бактерии Грибы Растения Животные


2. Понятие «вид» (объяснение учителя, записывают в тетрадь определение вид).

Вспомните из материала прошлого урока, какая наука занимается изучением биоразнообразия и его систематизацией? (систематика) Группы организмов, принадлежащие к определенной единице классификации называют таксонами. Для растений характерны следующие таксономические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Основная, элементарная единица систематики – вид, так как в природе существуют лишь виды, а все остальные таксоны исскуственны, так как являются объединениями видов. Учеными принято для систематического названия организмов использовать латинский язык. Видовые названия организмов состоят из двух частей – родового и видового названий. Пример: горох посевной – pinussativa Горох – родовое название, посевной - видовое. Вид – группа особей сходных по строению, образу жизни, проживающая на определенной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.


Физкультминутка: (изобразить жестами, движениями выделенные слова)

В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой.



IV. Первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Царства живой природы».

«Царства живой природы»

Царство

Отличительные особенности

Представители

Бактерии



Грибы



Растения



Животные




Рефлексия

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились?

Вопросы для рефлексии.

Выскажите свое мнение, продолжив фразы:

1.Изучение данной темы важно для меня т. к …

2.Мои затруднения были в том, что…

3.Чтобы преодолеть мои затруднения, нужно …


V. Итоги урока, домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока. Выражает свое отношение к работе учеников на уроке. Задает и комментирует домашнее задание: изучить § 10, ответить на вопросы в конце параграфа, выучить определение вид, классификация и отличия царств живой природы, уметь приводить примеры представителей разный царств.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!